BIKE CRIMEA — САМЫЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ МЕСТА КРЫМА

  Весной 2019 года состоялось велосипедное путешествие по Крымскому полуострову, длительностью почти 30 дней. Не ставил целью делать полный обзор, за основу взял ходовой дневник и сдобрил всё это дело фотографиями. Их много, более тысячи, поэтому не стал перегружать пост графической информацией и разместил соответствующие ссылки на Яндекс-диск
в окончании каждой части. Получился краткий путеводитель по некоторым достопримечательностям Крыма. Сначала хотел оставить его для узкого круга своих знакомых и подписчиков, но позже решил разместить эти труды в общем доступе. Особенно может пригодится тем, кто только планирует путешествовать по этому благодатному краю.

Кратко о Крыме. Подготовка к путешествию. Перелёт и провозка велосипеда. Переход от Новороссийска до Керчи. Крымский мост. Про съём жилья. Керчь и окрестности: мыс Фонарь, крепость Ени-Кале, гора Митридат, крепость Керчь.

Переход от Керчи до Феодосии (посёлок Береговое). Про Тавриду. Феодосия и окрестности: посёлок Орджоникидзе, гора Митридат, крепость Кафа, мыс Ильи, набережная. Переход от Феодосии до Судака: Мыс Хамелеон, Коктебель, посёлок Курортное, Солнечная Долина. Посёлок Новый Свет.

IMG_4164.jpg

IMG_4193.jpg

IMG_4180.jpg

IMG_4261.jpg

IMG_4248.jpg

IMG_4302.jpg

Новый Свет и окрестности пешком: тропа Голицына, гора Орёл (Коба-Кая), гора Сокол (Куш-Кая), Судакская (Генуэзская) крепость, Царский пляж, долины Ада и Рая. Переход от Судака до Ялты. Алушта. Южнобережное шоссе. Хостел Борода. Ялта и окрестности: Ливадийский дворец, солнечная (царская) тропа, набережная, Никитский ботанический сад.

IMG_4352.jpg

IMG_4567.jpg

IMG_4625.jpg

IMG_4625.jpg

IMG_4622.jpg

IMG_4625.jpg

Гора Ай-Петри: водопад Учан-Су, «серебряная» беседка, зубцы Ай-Петри, «чайный» домик. Переход от Ялты до Балаклавы: старое Севастопольское шоссе, Байдарские ворота. Севастополь и окрестности: 35-я береговая батарея, Херсонесское городище, мыс Фиолент. Балаклава и окрестности: набережная, «бочка смерти», объект «100» (сотка), гора со шпилями, Генуэзская крепость Чембало, бывшая секретная база подводных лодок.

IMG_4835.jpg

IMG_4828.jpg

IMG_4835.jpg

Переход от Балаклавы до посёлка Саки. Переход от посёлка Саки до посёлка Оленевка через Евпаторию. Побережье мыса Тарханкут. Переход от посёлка Оленевка до Бахчисарая. По окрестностям Бахчисарая пешком: город-крепость Чуфут-Кале, караимское кладбище. Велопешеходный тур по пещерным городам: Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен.

IMG_5127.jpg

IMG_5182.jpg

IMG_5317.jpg

IMG_5234.jpg

IMG_5326.jpg

IMG_5432.jpg

Переход от Бахчисарая до Ялты через Ай-Петри: встреча с Романом, Большой каньон Крыма. Проварка велосипедной цепи в парафине. Переход от Ялты до Симферополя через Алушту: гонка с лыжником, Ангарский перевал. По горному массиву Чатыр-Даг: нижнее и верхнее плато, Мраморная пещера, гора Эклизи-Бурун. Переход от Симферополя до Коктебеля. Коктебель и окрестности: гора Клементьева, Карадагский дельфинарий, пешком через Кара-Даг.

Переход от Коктебеля до посёлка Береговое. Побережье Азовского моря: Арабатская стрелка, залив Сиваш, посёлок Соляное. Снова про парафин. Заезды по Тавриде. Переход от посёлка Береговое до Керчи. Переход от Керчи до Новороссийска. Новороссийск и окрестности: Кабардинка, набережная. Итоги. Дорога домой. Хабаровск.

IMG_5911.jpg

IMG_5899.jpg

IMG_5899.jpg

IMG_5911.jpg

IMG_5914.jpg

IMG_5899.jpg

LJ Video

В 2017 году довелось впервые побывать в Крыму. До этого почти ни чего не знал ни о климате, ни о дорогах, ни о природе тамошних мест. Почти две недели ездил на велосипеде, каждый день, без выходных, и этого оказалось достаточно для получения некоторых представлений об этом благодатном крае.

MapCrimea4B.jpg

  Выяснилось, что полуостров занимает относительно не большую по площади территорию. С севера на юг всего ~200 км., а с востока на запад чуть более 300. Всё самое интересное сосредоточено преимущественно в его горной части, на которую приходится чуть менее 1/3 всей территории.

Огромное количество достопримечательностей там сосредоточено и, даже, с учётом весьма разветвлённой сети дорог не везде можно проехать на велосипеде/мотоцикле/автомобиле, нужно обязательно ходить. К такому выводу пришел в окончании того путешествия и для себя решил, что если представится возможность побывать там ещё, то ехать желательно хотя бы на месяц.

Karta-Kryma05-1.jpg

MapCrimea5B.jpg

Помимо того, погода в окончании мая-начале июня оказалась слишком жаркой для меня. Когда даже в ночное время стрелка термометра не опускается сильно ниже +20, а днем, в солнечную погоду, может быть далеко за 30, физические нагрузки переношу плохо. В 2019 году запланировал поездку на вторую половину апреля-май. С таким расчётом, что бы и растительность уже радовала глаз и не перегреваться сильно.

Подготовку к путешествию условно поделил на три части:

— Велосипед и его техническое состояние.

— Физическая подготовка.

— Экипировка и дополнительное оборудование.

Поскольку основным средством для передвижения, как и в прошлый раз, был выбран велосипед, то и готовить его следовало основательно. Не должно остаться ни одного компонента, который может выйти из строя или создавать какие-то неудобства по ходу такого длительного путешествия. По этой причине, поменял многие детали на новые:

— звёзды на системе.

— кассету.

— цепи.

— передний и задний переключатели.

— манетки, тросики, рубашку.

— покрышки.

— тормозные колодки.

— прокачал тормоза, обслужил вилку, втулки и педали.

В остальном, велосипед оказался полностью исправным, разве что колёса вызывали нарекания. Конуса оказались несколько изношенными и обода деформированы так, что только лишь натяжением спиц проблему не исправить. Поэтому больше всего переживаний возникало именно на этот счёт.

Отсутствие снега прошлой зимой позволило не закрывать велосезон полностью, а изредка, всё же, выкатываться. Не сказать, что катание по льду хорошо сказывается на физической форме. Некий тонус активных мышц, несомненно, сохраняется, но этого не достаточно для заездов по асфальту и, особенно, в условиях гористой местности. Поэтому на регулярной основе постарался открыть сезон как можно раньше и на момент начала путешествия имелось уже 3000 км. пробега и 40 километров набора высоты. При этом вес оставался неизменным — около 90 кг. голышом.

Перед длительным путешествием нужно определиться, где предстоит ночевать и от этого зависит какую экипировку и дополнительное оборудование брать с собой. Тут не так много вариантов: либо снимать жильё, либо спать в палатке или гамаке. Ночные температуры в апреле-мае могут быть далеки от комфортных, поэтому желательно использовать коврик и спальник. А это уже вес и габариты! К тому же, палатка накладывает определённые неудобства на быт путешественника. Можно в ней провести несколько ночей без особых неудобств, но не месяц. Тем более, не представляю, как с комфортом спать в гамаке. Поэтому выбрал вариант со съёмом жилья, о чём подробнее напишу позже.

Итак, выходило, что ехать мне предстоит налегке и с учётом этого для перевозки груза использовал небольшой рюкзачок (15 л.) и сумку на багажник (12 л.) Из вещей:

— Пара комплектов носков/трусов/термобелья.
— Лёгкая футболка для жары и ветрозащитная кофточка для прохлады.
— Дождивечёк, рейтузы на лямках (тайтсы), шорты, наколенники, подшлемник, шлем и полуперчатки.
— Контактные кроссовки.

Из дополнительного оборудования взял:

— Велокомпьютер.
— Ходовой светильник и фару.
— Универсальное зарядное USB устройство (3 порта, каждый по 2 Ампера) с набором кабелей.
— Внешний источник питания на 10 А*ч.
— Фотоаппарат + зарядное к нему.

Особое внимание в подобном путешествии стоит уделить средствам навигации и ориентирования на местности. В моём случае использовался 7″ планшет с GPS-модулем и программой Maps. Me. Должен отметить, это не самый лучший вариант, из-за габаритов, но других не было.

Поскольку планировал ездить на велосипеде, стоило озадачиться вопросом его провоза различными видами транспорта. Если в автобусах обычно берут за подобный багаж по двойному тарифу (10% от цены билета *2), то с самолётом сложнее. Стоимость платного багажа может оказаться весьма существенной, поэтому желательно уложиться в норму бесплатного провоза как по весу, так и по габаритам (если таковые имеются).

Разные авиакомпании предъявляют различные требования и стоит внимательно изучить правила провоза негабаритных предметов, к коим относится велосипед. Во избежании проблем, выбор пал на Аэрофлот, поскольку эта компания, на мой взгляд, наиболее лояльна к велосипедистам. Главное, заранее (не позднее 36 часов до вылета) предупредить о провозе спорт-инвентаря и что бы упаковка с велосипедом не превышала 23 кг. В моём случае, она почти столько и весила, что явилось ещё одним поводом не переть с собой палатку. А ещё Аэрофлот начисляет бонусы за перелёты и за пару подобных маршрутов можно накопить «милей» и слетать потом куда-нить не далеко почти на халяву.

Ехать планировал очень бюджетно и позволить себе мог не многое. На тысячу в день нужно было питаться,  снимать жильё на ночь и, в идеале, посещать какие-то платные достопримечательности. Жрут велосипедисты как не в себя, должен заметить. Помимо того, это вам не наше побережье, где можно легко пополнять запасы воды из ручьев, родников или, даже, некоторых рек. В Крыму приходится каждый день покупать много воды и чем теплее становиться, тем больше необходимо пить. Так что следовало свести к минимуму платные мероприятия, типа кабаков, баров и девочек 🙂

В этот же раз просто снял переднее колесо, руль, опустил седло и запихал все это дело сначала в чехол, а уже потом в заводскую упаковку, тщательно перемотав скотчем сверху. Получилась не хилая такая коробочка! Велосипед в багаж приняли без лишних вопросов. Стоит отметить, что все запчасти и инструменты желательно везти именно там, а не в ручной клади. Иначе железки будут светиться на досмотре и это может вызвать массу вопросов, вплоть до детального осмотра содержимого рюкзака.

IMG_3855.jpg

IMG_3859.jpg

Самолет, на удивление, оказался хорошим. В прошлый раз летал на каком-то древнем Боинге, циферки не помню, но люди там сидели как селедки в банке. Места было ОЧЕНЬ мало, как по ширине сидений, так и по длине между ними. А учитывая длительность перелёта (~10 часов) и отсутствие каких-либо развлечений страданий я тогда хапнул с избытком и дико устал. В этот раз, тоже, попался Боинг, но другой, более удобный, что ли — 777-300. Предварительно зарегистрировался по интернету и выбрал место около окошечка, что бы видеть как кренится самолёт и сильнее бояться 🙂 В целом, чувствовал себя вполне комфортно и, мало того, два соседних места оказались свободными, что позволило завалиться и дремануть.

IMG_3861.jpg

IMG_3864.jpg

На спинках сидений в таких самолётах размещены устаревшие сенсорные мониторы, тормозные, но это лучше, чем ни чего. Смотрел фильмы, правда без звука, наушники не догадался попросить, думал нужно свои использовать. Кормили хорошо, два раза, но с чаем обломили, что-то там сломалось. Вместо него раздавали соки довольно хорошего качества. Двумя годами ранее летал убогой авиакомпанией Pegas Fly (Икар), там тупо поили Монастырским лимонадом и минералкой, так что есть, с чем сравнивать. С соседями повезло, все нормальные оказались. Парочка мамашек с бешеными детёнышами стояли в очереди на регистрацию и люди на них косо посматривали, про себя гадая, кому же достанутся такие компаньоны. В общем, 7 с половиной часов пролетели почти незаметно.

IMG_3868.jpg

IMG_3866.jpg

Аэропорт Шереметьево — это какой-то город в миниатюре. Масса терминалов и что бы попасть из одного в другой потратил минут 30. Бесконечное число лестниц, эскалаторов, развилок, перекрёстков и, даже, в вагончике небольшом минут 5 ехал. Хорошо, что есть указатели и хорошо, что багаж оформил транзитом, иначе была вероятность не успеть получить его и повторно сдать. Вокруг можно было наблюдать массу народа, а цены на продукты и воду ввергали в шок. Например, бутылочка 0,5 стоила почти 100 р.

IMG_3872.jpg

IMG_3875.jpg

В Анапу летел Аирбас 320. Как раз из серии тесных и скучных самолетов. С другой стороны, всего два часа в воздухе нужно было провести. Зато он не такой крупный, как боинг, и не так сильно душа в пятки уходила, когда резко менялась высота или самолет кренился набок при изменении курса. Хотя, может это от места расположения зависит. По традиции, задержали рейс. С Хабаровска почти на пол часа позже вылетели, а в Москве простояли в ожидании ещё дольше. Двигались фактически на юг и буквально на глазах менялся климат. Если ранее с высоты птичьего полета можно было наблюдать лишь серую землю, с бОльшим или меньшим количеством снега, причём даже в Москве, то по прилёту обнаружил зелень и цветущую сливу. Собственно, на это и рассчитывал — сразу попасть в настоящую весну. Пожалуй, только ветер портил впечатления, задувал весьма прохладный.

Сдать велосипед в багаж оказалось лишь половиной дела. Не менее волнительной стала процедура получения его в Аэропорту Витязево (пригород Анапы). Представлял себе самую печальную картину: мятая и порванная упаковка, торчащие или, того хуже, сломанные элементы и всё такое. Именно так случилось по возвращении с Крыма два года назад. Тогда из-за отмены основного рейса (ещё раз привет авиакомпании Пегас-Флай) пришлось лететь с пересадками и довелось побывать в аэропортах Симферополя, Екатеринбурга и Новосибирска. Везде применяются щадящие для багажа технологии и достаточное количество людей. В Хабаровске же всё по старинке: бортовой ЗИЛок и пара-тройка бравых чуваков с папиросой в зубах, лихо перекидывающих сумки в кузов. Немного утрирую, конечно, но не далеко от истины. Упаковку с велосипедом бросали так, что аж контргайки на втулках открутились.

В общем, можно представить моё тревожное состояние, пока стоял в ожидании возле двери для выдачи крупногабаритного багажа. А ещё он иногда теряется и тогда приходится ждать следующих рейсов. Так случилось у одной девочки, потеряли гитару или скрипку при пересадке на транзитный рейс. Пока гонял тревожные мысли, парочка ребят аккуратно вынесли коробку и худшие ожидания развеялись. Снаружи повреждений не выявил, лишь незначительно был промят картон на упаковке.

IMG_3878.jpg

Если кратко подытожить, то дорога вымотала меня просто пипец как! Около 10 часов ехал в автобусе, ещё 6 пришлось ждать вылета в аэропорту. Потом 7 с половиной провёл в воздухе, но из-за разницы во времени вышло, как будто прилетел за пол часа 🙂 Около трех часов длилась пересадка, с учётом задержки вылета, и, затем, 2 часа снова провел в самолете. По прилёту не стал ждать маршрутку, а взял такси и быстро доехал до автовокзала Анапы, где в ожидании автобуса просидел еще пол часа. Чуть более часа ехал до автовокзала в Новороссийске и потом по месту на машине. Таким образом, на все про всё затратил ~28 часов
и приехал в конечную точку уже в сумерках. Кое как дотянул до 23 часов по местному времени и вырубился, в надежде, что программа по переходу на другой часовой пояс сбоя не даст.

День 0. Сборка и проверка тех.состояния велосипеда.
Если нажать на ссылку с номером дня, то откроется соответствующий трек на спортивном серсисе Strava. За исключением пеших походов.

 

00.jpg
На следующий день собрал велосипед и оказалось, что всё исправно и неприятностей в процессе транспортировки не произошло. Перед отъездом провёл масштабное ТО, много чего поменял и обслужил. Так что поломок случиться не должно было, по идее. В 2017, когда летал в Крым, брал с собой множество инструментов, почти на все случаи жизни. В этот раз поехал вообще налегке, буквально. Бросил в сумку пару запасных камер, латки с клеем, цепь, тросик переключателя, комплект тормозных колодок и компактный набор шестигранников. Всё остальное оставил в Новороссийске. Если что и потребовалось бы, то всегда можно заехать в магазин и купить на месте, или обратиться в веломастерскую, не по тайге же маршрут пролегал.

IMG_3880.jpg

IMG_3888.jpg

День 1. Новороссийск — Керчь.

01.jpg

В Новороссийске частенько господствует злой ветер, название которому Норд-Ост. По рассказам местных, если начинает задувать, то, как правило, по схеме 3-5-7, т.е. не менее трёх дней, но не более недели. Накануне попробовал прокатиться немного по городу, дабы оценить весь ужас плотной автомобильной движухи, и могу сказать, что по совокупности этих факторов ездить оказалось не приятно. Вечером планировал оказаться уже в Керчи, но из-за ветра планы могли измениться. Допускал вероятность заночевать где-то по пути и попасть в Крым только на следующий день, но, забегая вперёд, обошлось.

Между тем, переход выдался не простым. Сначала страдал при выезде из Новороссийска. Через центр решил не ехать, поперся по объездной, а там много грузовой техники, город ведь транзитный. Дорога местами узкая, асфальтированной обочины нет, часто встречается сплошная разметка. Короче, чувствовал себя лишним на дороге. Потом начались горки, но за счет того, что пару дней отдохнул до этого, поднялся бодрячком и далее по всей протяженности пути подъёмов почти не встречалось, лишь холмики.

Ветер давал о себе знать и дико задувал преимущественно сбоку, от чего постоянно страдала курсовая устойчивость. Дорога петляла и, порой, попадал под встречно-боковой и, даже, встречный. Из-за чего сильно снижалась скорость, буквально до 15 км/ч. Но иногда ехал и по ветру. Например, километров за 50 до моста через Керченский пролив начинается волшебный участок идеального асфальта. Там везде понатыканы знаки «остановка запрещена», но даже и не думал тормозить, а просто летел! 30-40 км/ч. даже на груженом МТБ велосипеде. Вот где шоссерам раздолье 🙂 В остальном, асфальт от Новороссийска до Керчи хоть и без явно выраженных дефектов, но, зачастую, шершавый, попадалось много неровностей, выбоинок, трещинок. Зато часто встречалась асфальтированная обочина. До Керчи доехал часов за 7 с половиной ходового времени, преодолев чуть более 180 км. пути.

IMG_3920.jpg

На велосипеде через мост ехать разрешено, но предупредили сразу, что останавливаться и, тем более, фотографировать там не желательно. Иначе служба безопасности может за это скрутить и потом долго придется отвечать на различные вопросы. Поэтому фотки делать не рискнул. Протяженность моста где-то 18 км. и не везде он идет над водой. Смотреть откровенно не чего! Километров через 13 с половиной начинается пролет с аркой, вот и всё. Слева, на стадии строительства, находился ж/д путь, который в 2020 году планируют окончательно сдать в эксплуатацию. Множество камер и громкоговорителей понатыкано, есть информационные панели о состоянии погодных условий и покрытия дороги. Как оказалось, ветер задувал более 10 м/с. и, по большей части, встречно-боковой, боковой. Со стороны Керчи пост находился на стадии строительства, поэтому там транспорт для проверки не останавливали. Почему-то полностью отсутствовала автомобильная развязка. Что бы попасть в город пришлось сделать охренительную по меркам велосипедиста петлю. Вероятно, позже она там, всё же, появится, но это не точно 🙂

В те времена, когда не имел представления о Крыме, планировал искать жильё на Авито или снимать номера в гостиницах, что для бюджетного туриста в корне не верно. Там весьма распространены так называемые гостевые дома. При въезде в город или населённый пункт, прежде всего, нужно найти частный сектор и, собственно, половина дела сделана. Далее, остаётся только выбрать подходящий вариант по объявлениям, коими буквально увешаны все столбы и заборы, либо глянуть соответствующие интернет-сервисы. Не зная города, доверился программе Maps.me и она меня вывела в район небольших домиков, неподалёку от паромной переправы.

Первый вариант 700 р. — для меня дорого. Второй вариант 500 р. за сутки — уже лучше, но рассчитывал найти ещё дешевле, дабы больше осталось на жраку:) И, действительно, натолкнулся на приятный домик с уютным двориком, где всего за 300 р. в сутки получил простенькую комнатку, но с телевизером, душем и тремя кроватями на выбор. Так же, имелась возможность постирать одежду, приготовить пищу и воспользоваться интернетом без взимания дополнительной платы. Забегая вперёд, скажу, что это был один из самых хороших вариантов на протяжении всего путешествия. Пусть это будет рекламой хозяину, он её заслужил. Спасибо, Владимир 🙂 Телефон можно увидеть на фотке.

02.jpg

Прошлое путешествие по Крыму длилось почти две недели. За столь короткий период времени толком ни чего посмотреть не получилось. Тем более осмыслить! Тупо носился между городами и населенными пунктами, даже без днёвок. В лучшем случае, ходил вечерами по окрестностям, а на следующий день летел дальше. В этом путешествии решил добавить толику вдумчивости. День на переход и день-два на осмотр достопримечательностей, таков был план. Однако, даже при подобном подходе побывать везде просто не реально, слишком много всякого, интересного в Крыму.

  Керчь- довольно большой город, который размазан вдоль побережья на несколько десятков километров. При этом, достопримечательности можно найти в разных его частях и, даже, в центре. Осмотр начал с мыса Фонарь, где расположен весьма колоритный маяк. Жаль, там стоит какой-то пост и военные попросили вблизи его не снимать. По этой причине, ракурс получился далеко не лучшим. Кстати, это место является самой восточной точкой всего полуострова, что б вы знали.

IMG_3931.jpg

Рядом с маяком находится монумент «Шпиль» и виды с него открываются красивые: на пролив, Азовское и Черное моря, можно видеть паромную переправу и другие пейзажи. Горочки там весьма чувствительные, дорога хоть и грунтовая, но почти без камней. Смог везде проехать на велосипеде, даже к монументу, чем вызвал восторг туристов, поднявшихся туда на автомобилях.

Следующим объектом в Керчи стала турецкая крепость Ени-Кале, вернее то, что осталось. Нужно понимать, что строилась она в начале 18 века и оригинальные постройки давным давно разрушены, либо развалились из-за давности лет. Однако, за счёт реставрации отдельных объектов можно представить, как она могла выглядеть ранее. Зато сохранились текстурные стены и кладка. Есть смысл там побывать, тем более рядом проложена автомобильная дорога и далеко идти не придётся. Вход бесплатный, кстати.

Самая что ни на есть центральная часть города — гора Митридат. На неё ведёт знаменитая лестница, насчитывающая более 400 ступеней. Пытался посчитать точно, но сбился где-то на середине и оставалось только верить путеводителю. Честно говоря, если бы я сразу знал, что туда можно проехать, то поднялся бы лучше на велосипеде, а не пёрся ножками. Уж слишком утомительно!

На вершине расположен обелиск Славы, а рядом, на небольшой башенке, горит Вечный Огонь. Который днём не видно, кстати. Пейзажи с горы открываются восхитительные и можно наблюдать Крымский мост. Наверное, стоит там побывать и в темное время суток, поскольку есть освещение и работает подсветка.

На склонах горы остались развалины античного Пантикапея. Рассчитывал увидеть колоритные колонны и каменных грифонов, но их увезли на реставрацию 🙁 Так что древнее городище восторга не вызвало. Туалетов там не оказалось, как и отсутствовала возможность купить воды. Может, просто, не сезон. Вход на гору, так же, бесплатный.

IMG_4006.jpg

IMG_4001.jpg

На мысе Ак-Бурун расположена крепость Керчь (Керченская крепость). Строили её в середине 19 века в течении долгих 20 лет и это прям кладезь информации для любителей военной истории. Навигатор повёл меня туда по короткому пути. Тупо, прям по какой-то стройке, а там самосвалы, а там пыль. Дорога, в конечном итоге, вывела вообще к другой стороне крепости. Упёрся в ворота и пост охраны, пришлось возвращаться и искать правильное направление.

Да, стоит отметить, что вход туда платный и только с экскурсией. Они могут отличаться по времени и, соответственно, цене. Часовая прогулка с гидом в составе группы обошлась мне в 300 р., но бывают и дольше/дороже. К сожалению, показали только один комплекс построек (из четырёх) и почти всё время провели под землёй или внутри помещений. Экскурсовод попался классный, так что впечатлений хватило, да и пофоткать есть чего. Советую к посещению.

IMG_4022.jpg

IMG_4028.jpg

IMG_4055.jpg

IMG_4069.jpg

Хотел ещё посмотреть как выглядит Царский Курган и Аджимушкайские каменоломни, но дело шло к закату. Поэтому направился в ночлежку, а по пути посетил ещё одно античное городище — Мирмекий. Оказалось, что там снимать вообще не чего. Разве что для геологов объект может представлять интерес, потому как слишком древний. Однако, побережье близ того места выглядит не плохо.

Это лишь малая часть интересных мест в Керчи и даже на машине за день все не объехать. А если вникать в историю и пытаться что-то там запомнить, то времени будет затрачено значительно больше. На этом осмотр достопримечательностей был завершен, разве что на набережной ещё побывал.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий