ЕНИКАЛЬСКИИ МАЯК В КРЫМУ- ОБЗОР

Маяк — можно увидеть еще с парома, когда вы переправляетесь с материковой России, а попасть туда можно на машине или пешком, если вы любите пеший туризм. На сам маяк вас, конечно, не пустят, но погулять возле него никто не запретит. Вы сможете полюбоваться красивейшими видами, а также подняться к памятнику морякам и килю. Найти это место довольно легко, после парома около полицейской будки поверните направо и прямо.

Маяк, находится недалеко от пляжа Маяк (рядом с паромной переправой и страусовой фермой «Экзотик»). Отдельно ехать сюда, чтобы увидеться Маяк-не стоит, а вот совместить с поездкой на крепость Еникале, посещение фермы страусов и пляжа можно. Подниматься на маяк лучше в пасмурную погоду, либо рано утром, либо вечером, когда уже не так сильно жарит солнце. Все-таки Керчь это степная часть Крыма, и идти придется по полю вверх (есть тропинка). Внутрь попасть нам не удалось. А вот побродить вокруг, полюбоваться морем, по фотографироваться-это да. Обувь обувайте удобную, пройтись примерно около 1 км по полю вверх нужно будет. Машину также нужно будет оставить в поле — стоянок нет. Это не популярная достопримечательность и вообще о Маяке мало кто знает.

Побережье Каркинитского залива – самое загадочное место Крыма. На определенном отдалении к северо-западу от Евпатории черноморский берег вдруг переходит в большой выступ. Крымчане назвали его «местом, освобожденным от налогов» (у этого топонима сложная история). А звучит выражение как «тархан кут». Кончается полуостров одноименным мысом. Он живописно смотрится на многих фото. Тарханкутский маяк – главная достопримечательность Черноморского района курортной республики.

Где расположен маяк в Крыму?

Интересные места Тарханкутского мыса находятся в 2,5 км к юго-западу от села Оленевка, дома которого раскиданы вокруг большого Лимана. Сам этот населенный пункт лежит относительно недалеко от районного центра – поселка Черноморское. Маяк окружают несколько известных ориентиров – скалистых бухт, облюбованных дайверами.

Сооружение на карте Крыма

Через угол полуострова много столетий пролегал путь кораблей – здесь шли судна тавров, древних греков, антов (южных предков славян), варягов.

Еще ходили по морю некоторые скифы – среди них, хотя и мало, но были купцы и военные моряки.

Позже через Тарханкут плавали византийские дромоны, русские челны, татарские дозорные суда, итальянские и османские боевые галеры и запорожские «чайки». Скорее всего, здесь много раз выкладывали из камней башни, где удобно было разводить сигнальные костры. Все это вполне логично и не подлежит никакому сомнению, ведь еще турки называли данную локацию Эски Форос – «старый маяк». Найден даже останец.

Капитальное сигнальное сооружение появилось на мысе Тарханкут лишь с образованием российского флота. Произошло это в 1816 г. – под руководством директора балтийских моряков Стафарьева, на месте будущего фундамента при Ушакове нашли навигационный знак «крайнего запада». Появилась башня с фонарем, приобретенным в Британии и имеющим 3,3 м в диаметре.

В прошлом столетии постоянно совершенствующийся Тарханкутский маяк в Крыму подвергался частичной реконструкции. Сегодня он привлекает незначительную туристическую общественность своей загадочностью и романтизмом.

Чем интересен для туристов Тарханкутский маяк?

Он представляет собой 38-метровый комплекс, сложенный из инкерманского камня. Включает в себя световой и радиомаяки, системы звукосигнального оповещения, автономного электроснабжения, навигации (небольшого радиуса действия) и бытовые помещения для служащих. Что касается оснащения «Тарханкутского Глаза», то мощность его светового луча составляет 17 морских миль, а звукового сигнала – 1 миля. К режимному объекту подведена ЛЭП.

Говоря об архитектуре, стоит указать, что нижний этаж башни соединяется с операторской комнатой 142 ступеньками. Винтовая лестница имеет несколько промежуточных площадок. По ней можно подниматься только с разрешения администрации, которое, впрочем, нетрудно получить при вашем согласии на досмотр ручной клади и карманов. Фотографировать на внутренней территории строго запрещено.

Тарханкутский маяк в Крыму пользуется огромной популярностью не только у дайверов.

Сюда часто заплывают прогулочные яхты с обычными туристами, следующие от набережной Евпатории. Гиды долго и интересно рассказывают историю этой башни.

Популярен на мысе и пляжный отдых: песчаные берега находятся ближе к Оленевке. Купаться здесь комфортно с мая по сентябрь включительно – море уже (еще) не очень холодное, а воздух имеет оптимальную температуру. Впрочем, поплавать можно и совсем недалеко от маяка – в крохотной песчаной бухте Очеретай. Здесь есть песочек.

Сам же инженерный узел находится на скалах, которые опасны при шторме – не только купальщикам, но и капитанам маломерных судов. Осматривать чудо инженерной мысли лучше на отдалении – во время купленного в Евпатории морского тура или с лодки какого-нибудь местного рыбака. Однако место для отличного кадра можно найти и на суше – на опасном скальном берегу к востоку от грозного металлического ограждения.

Как добраться (доехать)?

Из Евпатории или из Черноморского, куда регулярно курсируют рейсовые автобусы из многих городов Крыма, сюда можно попасть по суше или на прогулочном катере. До Оленевки можно добраться автостопом или пешком. Идите близ дороги 4 км – сфотографируйте остатки древнегреческих поселений и скифских могильников (Кастель).

Туристу на заметку

Находясь уже в самой западной точке полуострова Крым, Тарханкутский маяк уже 200 лет освещает путь мореплавателям, ходящим по Черному морю. Он спас тысячи человеческих жизней. Отзывы туристов рассказывают об этом инженерном сооружении как о центре живописного уголка: по номинации «Природа» место получило у граждан СНГ высший балл — его фотографируют в окружении прекрасных скал и волн.

Не ко всем интересным местам Крыма можно проложить туристический маршрут. Одна из возможных причин – они все еще работают «по основной специальности». Как раз этим занят Кыз-Аульский маяк. Керчь не смогла бы стать крупным портом без него.

Где находится Кыз-Аульский маяк на карте Крыма

Карта Керченского полуострова показывает его нам в 40 км к югу от Керчи, в Заветненском сельском поселении. Ближайшие населенные пункты отсюда – села Заветное и Яковенково. Невдалеке от маяка можно обнаружить также несколько возвышенностей – Сюрю-Оба (75 м) и Чатр-Тав (71 м), а также мыс Ак-Бурун.

7 футов под килем

Керченский пролив – удобный морской путь, но не без подводных камней (в том числе в прямом смысле). А пролив Керчь-Еникальский канал и вовсе считается одним из самых опасных для мореплавателей участков Черноморья.

По этой причине еще в 1833 г. у южного входа в пролив был установлен Такильский маяк (на мысе Такиль). Но вскоре выяснилось, что со своей задачей он не справляется – место оказалось выбрано неудачно. Встал вопрос о строительстве нового маяка в районе Керчи.

Местный градоначальник А. П. Спицын предложил площадку на мысе Кыз-Аул. Его решению можно было довериться – глава города был адмиралом. Строительство маяка началось в 1874 г. и через год закончилось. Для его сооружения использовался камень из местных каменоломен. В 1876 г. маяк Такиль был потушен за ненадобностью.

Хотя источником света в новом маяке служила лишь горелка, свет был виден издалека благодаря большой высоте над уровнем моря (62 м) и особой французской отражающей системе постоянного огня (в два цвета). Свет был виден за 18 морских миль.

В 1920 г. от маяка отбыл из России генерал барон Врангель, чьи войска в Крыму потерпели сокрушительное поражение от Красной армии. Событие это считается официальным окончанием периода Гражданской войны в России. К чести барона, он покинул полуостров одним из последних, руководя эвакуацией других людей, желающих уехать от советской власти.

В 1930 г. оборудование было дополнено радиомаяком. Но все погубила война – с целью создания помех противнику и использования оборудования для военных нужд отступающие советские войска демонтировали оборудование маяка. Однако его здание устояло и после освобождения Крыма Кыз-Аульский маяк был восстановлен и снова начал служить морякам.

В 1973 г. его оснастили генератором электроэнергии, а через 4 года подвели стандартную линию электропередачи. Несмотря на появление на современных кораблях разнообразных продвинутых приборов ориентирования, маяк сохраняет свое значение и сегодня.

Нежелательная экономия

Правда, ныне Кыз-Аульский маяк светит пульсирующим светом и только белым. Уменьшился (хоть и незначительно) и радиус его действия – с 18,5 морских миль до 17-ти.

В результате потребление энергии, конечно, уменьшилось. Но куда больше урезалось значение маяка. А моряки уже давно убедились, что новомодные корабельные системы не всегда способны заменить старые и проверенные методы.

Не зря же последнее крупное крушение (нескольких кораблей сразу) в Керчь-Еникальском канале произошло в 2011 г. Однако системы особой охраны маяков, принятой в ряде государств, тут нет.

Маяк на мысе Кыз-Аул и его значение

Сказанное не значит, что Кыз-Аульский маяк рядом с Керчью заброшен. Он продолжает работать. Подняться на него туристу не разрешат – территория является закрытой. Кроме собственно башни с фонарем, на ней расположены технические помещения и жилье сотрудников.

Но осмотреть сооружение с расстояния и сфотографировать его можно. На полученных в результате снимках отлично смотрится 8-гранная башня, контрастно раскрашенная черным и белым, с синим «фонарем». Общая ее высота – 31 м.

На берегу, под маяком, много маленьких бухточек с дикими пляжами, где можно устроиться на отдых. Эта территория закрытой не является. Одно неудобство – рейсы общественного транспорта в эти места не предусмотрены.

Но дайверов это не останавливает – они надеются изучить остатки плавучего дока, затонувшего тут в 1941 г. – после атаки немецких бомбардировщиков. На нем перевозили оборудование Камыш-Бурунского комбината – местные легенды гласят, что среди груза был и маневровый паровоз.

Окружает маяк степь. Отзывы поборников его сохранения рекомендуют открыть на нем дополнительно охранную станцию, что могла бы предотвращать разграбление «черными копателями» окрестных археологических памятников (а они этим занимаются по-стахановски, без выходных!).

Как добраться до Кыз Аульского маяка от Керчи

Доехать до него на городском транспорте, как уже упоминалось, не предоставляется возможным. Вариант – на пригородном автобусе от Керчи, а потом либо попутками, либо пешком, правда, придется протопать аж 8 км.

А пока Кыз-Аульский маяк продолжает работать по основной специальности. В туман и шторм его фонарь посылает в темноту белые сполохи, указывая капитанам верный путь. Это очень важная работа – спасать жизни на море. Ведь маяки – не просто достопримечательности для отпускников, а гарантия возвращения домой. В заключение – видео в тему, приятного просмотра

Отдых в Керчи у любознательного туриста наполнен интересными путешествиями по Крымскому полуострову, знакомством с архитектурными и культурными памятниками, интересными местами, красивыми природными пейзажами. Горожане уверяют, что Еникальский маяк в Керчи является главной достопримечательностью, растиражированной на различных подарках из Крыма.

Где находится комплекс в Крыму?

Действующий маяк называют визитной карточкой курорта Крыма, хотя располагается он не на территории города, а в окрестностях – недалеко от поселка Подмаячный. Довольно редкий случай, когда населенный пункт получает название в честь важного объекта, размещающегося на его территории. Первоначально рыбацкое поселение основано на берегу мыса Фонарь, оно не имело названия вообще, в 1842 г. проходило, как «малая деревня», поселение, имеющее меньше пяти дворов. Затем оно стало именоваться поселок Маяк, позднее этот топоним трансформировался в «Подмаячный», сейчас это городская окраина.

Свое название Еникальский маяк в г. Керчь получил от крепости Ени-Кале, важного фортификационного объекта, построенного османами недалеко от этих мест в начале XVIII века. Место для оборонительного сооружения османы выбрали с умом – самое узкое в районе Керченского пролива.

Появление маяка тоже оправдано, поскольку навигация в здешних местах очень сложная. Решение о строительстве принято в начале XVII столетия, а в 1820 г. сооружение на мысе Фонарь начало работать. Первоначально в качестве источника света использовали фитильные лампы. Двенадцати единиц было достаточно, чтобы мощный луч виднелся издалека проходившим мимо судам. Первые источники освещения заправлялись маслом, полученным из семян сурепки.

Маяк обслуживало несколько людей, главным был смотритель, на эту должность назначали зачастую офицера, вышедшего в отставку. Его задача – зажигать лампы, поддерживать огонь. Техническим обслуживанием занимались служители, они содержали объект в чистоте, порядке, проводили при необходимости мелкий ремонт.

Технический прогресс затронул и оборудование маяка: в 1861 г. провели замену – фитильные лампы ушли в небытие, вместо них стали применять специальный оптический аппарат, называемый френелевским, в честь французского изобретателя линзы (тоже получившей его имя). В этом устройстве имелся фитиль, но работавший на керосине. Поскольку в Российской империи такие приборы не выпускали, то был сделан специальный заказ, стоимость оборудования обошлась казне в 200 тыс. руб.

Усовершенствование конструкции

Френелевский аппарат проработал до 1898 г., когда его сменил на «боевом» посту новый прибор – керосинокалильный. Принцип действия его был другим – отсутствовал фитиль, горевший от керосина. Теперь горючее вещество использовалось для разогревания до

высокой температуры калильного тела, светившегося на протяжении долгого времени.

С началом ВОВ аппаратуру керченского Еникальского маяка эвакуировали на Таманский берег. Советские войска использовали его для корректировки огня: при появлении крупного немецкого танкового подразделения бойцы «вызвали огонь на себя». Они погибли как герои, а сам маяк был практически полностью разрушен. С 1943 г. он символически приступил к своим обязанностям, временный фонарь установили прямо на развалинах.

В 1944 г. осветительные приборы вернулись «на родину», встал вопрос об их размещении и полноценной работе. Через два года возвели временную башню из дерева высотой всего 20 м. Через семь лет на том самом месте, где в 1820 г. зажегся первый фонарь для кораблей, начала работу современная (по тем временам) система – электрическая лампа, работавшая с помощью дизель-электрических установок, а в отсутствие электроэнергии – аккумуляторной батареи.

Легендарный маяк в Керчи

Сегодня мыс Фонарь пользуется большой популярностью у туристов, приехавших отдыхать в Керчь.

Еникальский маяк, наравне с горой Митридат и ее Митридатской лестницей, фортификационным комплексом Ени-Кале и крепостью, названной в честь города – главные достопримечательности Керчи, входящие во все туристические рейтинги.

Естественно, вокруг каждого из этих важных историко-культурных объектов слагаются мифы и предания. Один из них связан и с Еникальским маяком. Первый маячный огонь на мысе, по легенде, упоминается в периплах Скилака, известного греческого географа и путешественника. Периплами в Древней Греции называли литературные произведения, где шло описание морских путешествий.

Поскольку работы Скилака до современных ученых не дошли, то версия о наличии огня маяка остается, по отзывам, на уровне красивой легенды. Кто знает, может, это не такой уж и миф – проверить это, к сожалению, не получится.

Как добраться из Керчи?

Еникальский маяк хорошо видно с паромной переправы, найти его просто, ориентиром будет пляж с таким же названием – «Маяк». Недалеко от этого сооружения находится известная в Керчи страусиная ферма «Экзотик», поэтому можно совместить поход к маячному сооружению со знакомством с миром удивительных птиц.

Если будете ехать на машине, то нужно двигаться в восточном направлении, расстояние составит где-то 17-18 км, время в пути – 30 минут.

На общественном транспорте добраться также несложно – садитесь в районе АВ «Керчь» на маршрутное такси №18. Нужно будет выйти на остановке «Маяк», после чего пройти порядка 1 км к самой достопримечательности.

В городе Керчь Еникальский маяк, естественно, закрыт для свободных посещений, но вокруг него можно гулять и фотографироваться. Здесь красивые ландшафты, поэтому получаются потрясающие фото в альбомы путешественников!

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий