ФЕОДОСИЯ ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ КАФА В ФЕОДОС

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 мая 2015 года; проверки требуют 75 правок.

В этот период в городе и окрестностях жили аланы и поселение получило аланское название Ардабда (осет. « Авд-арди») — в переводе «семибожная». В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды.

Каффа — столица генуэзского Крыма

Монеты из монетного двора Каффы

В 1268 году папа Климент IV назначил в Каффу первого епископа.

Генуэзские владыки Кафы подминают под себя торговлю в Чёрном море. Наступает время расцвета Кафы, ставшей главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье.

В городе был театр и свой монетный двор, где чеканились монеты. Аспры Каффы найдены, в частности, в составе Ай-Васильского клада.

В 1322 году Кафа стала центром епархии и обрела плеяду францисканских и доминиканских епископов, среди которых были Конрад Брегенский (1358–1376) и Иероним Генуэзский (ок. 1404 г.). Епархия просуществовала вплоть до подчинения города Османской империи.

В 1346—1347 г. город подвергся осаде войск хана Джанибека.

Сохранился документ 1386 года, в котором называется свыше тысячи латинян-жителей Кафы.

Кефе — резиденция турецкого наместника

Взятие Каффы казаками в 1616, гравюра из книги 1622 г.

Традиционная виноторговля из-за ограничений ислама уменьшилась, хотя во владениях османов она разрешалась для христиан.

Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал:

Город Кефе делился на внутреннюю крепость, наружную крепость и пригород. Внутреннюю крепость называли «франкской» (тур. Frenk hisarı). Франками османцы называли всех западноевропейцев (итальянцев, испанцев, французов, немцев, англичан). Во внутренней крепости располагалась администрация города. Во внешней крепости, которую называли также Бирун, жили ремесленники, торговцы, музыканты и т. д. За пределами крепости в пригороде, называемом также Хаки, жил простой народ.

Христианам и иудеям не разрешалось жить во внутренней крепости, только во внешней и пригородах.

Мусульманское население делилось на две категории: платившие в казну налоги (осм. hane-i avarız) и освобождённые от них (hane-i gayrı-ez avarız). Ко второй категории относились чиновники, военные, учителя и учёные, а также очень нищие люди, не способные платить налоги.

Население мусульманских кварталов (махалле) города в 1542 году. Кварталы назывались по квартальной мечети, а мечети почти всегда по имени человека, её построившего, или бывшего там имамом.

Население армяно-греческих кварталов города в 1542 году (армяне и греки селились вперемешку). Греками считались все православные, кроме русских (в том числе грузины, болгары, сербы, румыны).

Феодосия в 1921—1941

В первые годы советской власти город переживал упадок (35 400 человек населения в 1921 году, 28 700 в 1926). В годы пятилеток Феодосия развивалась в первую очередь как промышленный центр.

Феодосия в 1954—1985

В 1954 году Феодосия в составе Крымской области была передана Украинской ССР. В начале 1970-х город получил статус курорта.

В послевоенные годы (1948—1990 гг.) в городе был создан мощный потенциал военно-промышленного комплекса (ВПК), 57 % трудоспособного населения было занято в этой отрасли. Восстанавливаются промышленные предприятия: табачная фабрика (1861 г.), нефтетерминал (1938 г.); строятся новые заводы: судостроительные — ОАО ФСК «Море» и КТБ «Судокомпозит», где строятся уникальные суда; судоремонтный (1946 г.), приборостроительный, механический (1952 г.), оптический заводы; винзаводы — ЗАО ЗМВК «Коктебель» и ЗАО «Феодосийский завод коньяков и вин». На сегодняшний день предприятия ВПК находятся в трудном финансовом положении: большая часть из них практически не работают.

В 1771 году русские войска взяли крепость Каффу приступом. В 1783 году императрица Екатерина II своим манифестом включила весь Крым в состав России; в 1784 году полуостров был включён в состав Таврической области. В 1787 году, во время своего известного путешествия в Крым, город посетила императрица Екатерина II.

На монетном дворе в Каффе в тот же день выбили медали с надписью о посещении этого города Екатериной и эрцгерцогом Австрии и императором Священной Римской империи Иосифом II Габсбургом. Город тогда находился в упадке и пострадал от соперничества с Таганрогом. Современники отмечали, что руины города произвели на императрицу глубокое впечатление.

В XIX веке в городе жил и работал великий уроженец Феодосии художник-маринист Иван Константинович Айвазовский, талант которого в юности разглядел феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев, способствовавший получению Айвазовским художественного образования. Иван Константинович, став известным художником, помогал деньгами городу; он открыл в городе школу искусств и картинную галерею, построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей. Художник выступал за расширение Феодосийского порта, что и было сделано. В 1887 году на его деньги были начаты работы по прокладке водопровода из Субашского источника. В 1900 году Айвазовский скончался в Феодосии на 83 году жизни и был похоронен во дворе местной армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). И. К. Айвазовский стал первым, кому было присвоено звание почётного гражданина Феодосии.

Революция и Гражданская война

Памятная монета Банка России номиналом 10 рублей (2016) из серии «Города воинской славы»

18 января 1942 года город был вновь занят немецкими войсками. Окончательно Феодосия была освобождена 13 апреля 1944 года в ходе общего наступления Красной Армии.

Мемориальная доска на гостинице «Астория».

В 1954 году Феодосия в составе Крымской области была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. В начале 1970-х годов город получил статус курорта.

В послевоенные годы (1948—1990) в городе был создан мощный потенциал военно-промышленного комплекса (ВПК). В Феодосии-13 находился ядерный арсенал Черноморского флота. Через Феодосийский морской порт производилась отправка грузов на Кубу во время Карибского кризиса. В городе проходили подготовку космонавты первого отряда космонавтов. 57 % трудоспособного населения было занято в ВПК. Были восстановлены промышленные предприятия: табачная фабрика (год основания — 1861), нефтетерминал (1938); построены новые заводы: судостроительные — ФСК «Море» и КТБ «Судокомпозит», где создавались уникальные суда; судоремонтный (1946), приборостроительный, механический (1952), оптический заводы; ЗАО «Феодосийский завод коньяков и вин». На сегодняшний день предприятия ВПК находятся в трудном финансовом положении: большая часть из них практически не работает.

Географическое положение и границы

Феодосия расположена на юго-востоке Крыма на побережье Феодосийского залива и по склонам отрогов хребта Тепе-Оба, который прикрывает город с юго-запада. Хребет, высотой 302 м над уровнем моря, замыкает собой Главную гряду Крымских гор, протянувшуюся вдоль побережья от мыса Айя, близ Севастополя, до мыса Святого Ильи у Феодосии, и обрывается в море крутым глиняным уступом. За несколько последних лет, очертания мыса Святого Ильи значительно изменились по причине проведения на нём частного строительства. Название хребта переводится с крымскотатарского языка соответственно местоположению: Тепе-Оба, дословно — вершина горы, по смыслу — конец гор. По северной части города протекает маловодная река Байбуга, впадающая в море недалеко от железнодорожной станции Айвазовская.

Климат Феодосии близок к климату Симферополя. Однако близость Чёрного моря приближает климат к средиземноморскому, средняя температура круглый год положительная. Поэтому климат Феодосии — промежуточный между степным и субтропическим. Однако, в отличие от Ялты, в Феодосии возможны намного более низкие температуры. Снег лежит в среднем 23 дня в году, постоянный снежный покров бывает только в очень суровые зимы (далеко не каждый год).

Исторические сведения о населении города

В конце XIX — начале XX века, в связи со строительством железной дороги, торгового порта и развитием промышленности, резко увеличилось население.

Большая часть налоговых поступлений формируется морским транспортом; большая часть занятых в сфере производства товаров и услуг — это занятые в туризме (общественное питание, отельное хозяйство, сезонная розничная торговля, пассажирский автотранспорт, услуги в области культуры и массовых развлечений). Из обслуживающих отраслей, как и везде, высока занятость в здравоохранении, образовании и гос. управлении. Валовой региональный продукт, в основном, формируется в транспорте (морском, железнодорожном и внесезонном автомобильном), туризме (вышеперечисленные отрасли), торговле и складском хозяйстве, пищевой промышленности (в том числе винодельческой), сфере государственных услуг (здравоохранении, образовании, управлении). Доля традиционных отраслей специализации (машиностроения, военной службы, военной науки) крайне незначительна как в отношении числа занятых, так и в отношении процента от ВРП Феодосии.

В центре города и за её округом располагается ряд промышленных и муниципальных предприятий:

Феодосия — современный транспортный узел, где сходятся автомобильные, железнодорожные и морские пути. В 30-ти километрах от города в посёлке Кировское на железной дороге Джанкой — Феодосия расположен аэродром, способный принимать самолёты всех типов. Предприятия транспорта и связи представлены морским торговым портом Феодосии и предприятием по обеспечению нефтепродуктами, которые предоставляют услуги по переваливанию сухих и нефтеналивных грузов; двумя станциями железной дороги (собственно Феодосия и станция Айвазовская). Рядом со станцией «Айвазовская» находится междугородная автостанция, обеспечивающая автобусное сообщение между Феодосией и населёнными пунктами Крыма (Судак, Симферополь, Ялта, Керчь и др.), городами Украины и России.

Все маршруты, связывающие Феодосию с населёнными пунктами округа, имеют городскую нумерацию. Все автобусные маршруты (кроме № 13 и № 13а) проходят через Рыночную площадь.

Территория Феодосии обслуживается несколькими крупными службами такси, кроме того в окрестных курортных посёлках есть небольшие местные перевозчики. Основу таксопарка составляют автомобили восточноевропейского производства.

3 () августа 1892 года, после долгих лет ожиданий и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания.

За право иметь железную дорогу велось ожесточённое соперничество между городами региона. Более того, конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.

Известный русско-украинский писатель, этнограф и путешественник Александр Афанасьев-Чужбинский в 1859 году дважды побывал в Феодосии, специально изучал вопрос прокладки путей и написал в итоге:

Собственно возле Феодосии ничего ещё не начато, как говорят, потому, будто не определена линия и неизвестно, пойдёт ли она левее или правее. Если не ошибаюсь, всей работы произведено на шестьсот сажен, считая и небольшое пространство, высыпанного землёй. Болтливый француз, под начальством которого работают человек семьдесят рабочих, рассказывал, что в нескольких местах начаты работы и дело пойдёт быстрее в следующем году. Не знаю, как это будет. Из Феодосии путь мне предстоял по Арабатской стрелке.

Феодосийский морской торговый порт и Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами («Феодосийская нефтебаза») — два флагмана феодосийской экономики, обеспечивают значительную часть доходной части бюджета города, ведут активную социальную и природоохранную деятельность. Торговый порт содержит собственный детский сад и поликлинику, административная территория нефтебазы признана самой благоустроенной промышленной территорией города.

Пассажирское морское сообщение в Феодосии представлено двумя направлениями:

Помимо этого, буксиры морского порта осуществляют спасение на водах, особенно, в тех случаях, когда тихоходные и имеющие лимит устойчивости гребные лодки не могут настигнуть уносимых северо-западным ветром в открытое море туристов.

В конце XIX и в начале XX-го века сложилось явление, названное «киммерийской школой» пейзажа. Эта «школа» — художники, жившие в Феодосии: И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, М. П. Латри.

В 1891 году три дня пробыл в Феодосии А. М. Горький (Пешков):

Там в 1919—1920 годах жил Осип Мандельштам; в августе 1920 года был арестован врангелевской контрразведкой по подозрению в связях с большевиками, и после освобождения отправился на барже в Батум.

Глубокий след в культурной жизни Феодосии оставил Александр Грин (жил в Феодосии с 10 мая 1924 года по 23 ноября 1930 года).

Из феодосийских литераторов второй половины XX века можно выделить Семёна Пивоварова, Георгия Меликова, Сергея Чубко, Владимира Павлова, Владимира Зарубина, Ирину Махонину.

Музеи древностей и Александра Грина проводят тематические выставки. В 2009 году на день города в Феодосийском музее древностей была открыта выставка, посвящённая Людвигу Петровичу Колли́ и Лигурийскому историческому обществу. В музее Грина выставлялась объёмная реконструкция Генуэзской крепости, критикуемая специалистами по генуэзскому периоду как исторически неточная.

В летний период проводятся коммерческие выставки экзотических рептилий, птиц, бабочек, восковых фигур, орудий пыток и наказаний, мумий, голограмм.

Фестивали, соревнования, регаты

В летнем киноконцертном зале «Звёздный» имени В. А. Шайдерова, главном зале города, выступают исполнители и группы различных музыкальных направлений и немузыкальные коллективы, проводятся республиканские и городские фестивали, торжественные праздничные концерты, детские спортивные мероприятия, выступают антрепризные театры.

На День города в большом зале Детской музыкальной школы № 1 проводится фестиваль классической музыки «В гостях у Айвазовского», в котором принимают участие виртуозы из разных стран СНГ. В большом зале Картинной галереи Айвазовского проводятся концерты фортепианной музыки и литературные вечера. В зимний период часть городских мероприятий проводится в Доме офицеров флота (ЧФ РФ), летом там проходят в основном детские мероприятия.

В Феодосии имеется три кинотеатра: «Крым», «Украина» и «Пионер», а также киноконцертный зал «Звёздный». Два летних кинотеатра, построенных в 1950-е годы, были уничтожены в конце 1990-х годов. Собственным кинозалом также располагает санаторий «Восход».

В Феодосии с 1992 года существует городской театр «Парадокс», который располагался по адресу ул. Коробкова 13. Но в 2003 году театр, из-за экономии бюджета, перевели в здание Городского Дома культуры. В 2014 году театр был зарегистрирован по новому законодательству, и стал МБУК Феодосийский театр «Парадокс». С 2015 года активно идет поиск здания для театра, предположительно, им может стать здание бывшего кинотеатра «Украина».

Феодосия связана с другими населёнными пунктами четырьмя автодорогами (Симферополь-Судак, Владиславовка-Джанкой, Керчь и Орджоникидзе), в черте города они соответствуют нескольким важнейшим транспортным артериям:

которые в конечном счёте сходятся к площади «Белой акации». Улицы центральной части города — Горького, Нахимова, Галерейная, Украинская (в советское время — Войкова), Советская, Куйбышева принимают всё возрастающий поток автомобилей относительно равномерно, поэтому выделить среди них ключевые не представляется возможным. Важнейшими пешеходными зонами являются проспект Айвазовского, Феодосийская набережная, набережная Десантников, Земская улица, Адмиральский бульвар, улица Горького, приморский участок Русской и Галерейной улиц и бульвар Старшинова.

Ни одна из феодосийских площадей не имеет собственного статуса, и тем не менее их названия используются в работе органов местного самоуправления и прессе.

Извилистые и крутые улицы исторической части города, расположенной на отрогах хребта Тепе-Оба, местами ещё напоминают старый её облик. Новый центр, отстроенный в послевоенное время на бывшей окраине Феодосии XIX века, имеет прямоугольную планировку, нарушаемую лишь Пейзажной горкой. Центральные улицы Феодосии нешироки, основное дерево в этой части города — робиния ложноакациевая. В новых районах, отстроенных в 1970—1980-е годы, широкие магистральные улицы обсажены рядами тополей и каштанов. Густые зелёные полосы, идущие по нечётной стороне Симферопольского шоссе и по чётной стороне улицы Крымской, являются настоящими скверами с разнообразным составом дендрофлоры.

В 1998—2008 годах некоторым улицам Феодосии возвращены исторические названия (Земская, Адмиральский бульвар — бывшие Карла Либкнехта и Розы Люксембург, соответственно), другим присвоены новые, теснее прежних идеологизированных названий связанные с историей города (проспект Айвазовского, улица Богаевского).

Парки и скверы

Феодосия, живущая свой 26-й век, смогла сохранить не так много старинных зданий — огромный ущерб, нанесённый войной, не восполнен до сих пор. Даже спустя без малого семьдесят лет на кладке генуэзских башен можно различить следы войны. Башни и стены крепости, въездные ворота цитадели и мост — памятники архитектуры XIV—XV веков, наследие генуэзского периода истории города. Исторические армянские и греческие церкви датируются тем же временем. К османскому периоду относится барбакан у башни святого Константина, мечеть и турецкие бани.

Периодом истинного расцвета города стала последняя четверть XIX — первые 15 лет XX века. С появлением возможности приезда в город с помощью железнодорожного транспорта и пассажирских судов Феодосию начинают посещать представители богатейших торговых фамилий Российской империи, цвет её интеллигенции. К этому периоду относятся здания Картинной галереи Айвазовского (комплекс, состоящий из первоначальной прижизненной галереи, дома художника и его сестры), вилл проспекта Айвазовского, здания краеведческого музея, гостиницы Астория, гидрометцентра (за спиной памятника Назукину), банка на улице Горького, финансовой академии, Дома офицеров Флота, водонапорная башня «Белый Бассейн». Часть из названных зданий сохранилась не полностью: Дом офицеров флота был перестроен из Феодосийской синагоги, а гидрометцентр и банк на Горького претерпели существенные изменения при реконструкции.

Сложная организационно-территориальная структура здравоохранения в Феодосийском горсовете постоянно меняется из-за переводов различных больничных отделений из посёлков в город, из одного здания в другое, ниже приведён список зданий, относящихся к сфере здравоохранения:

Крупнейшими санаторно-курортными учреждениями города являются:

К 1991 году Феодосия была центром наукоёмкого машиностроения, здесь располагались научно-исследовательские институты кораблестроительного, военно-морского, военно-воздушного, геологоразведочного, приборостроительного, гидроакустического, эколого-биологического профилей. После стремительной «демилитаризации» 1990-х годов Феодосия во многом утратила свои научные учреждения.

На территории Феодосийского горсовета расположены 23 государственных школы, первые 20 имеют сквозную нумерацию, Коктебельская, Щебетовская и Наниковская номеров не имеют. Собственно в городе находятся 11 из них: 1-я (с углублённым изучением французского языка), 2-я (с углублённым изучением английского языка), 5-я (гимназия), 14-я (общегуманитарный профиль) и 17-я (математический профиль); Относительно крупными являются также школы 4, 9, 10, 13; к небольшим можно отнести 3 и 19 школы.

В городе расположены школа для слабослышащих, детский дом и школа-интернат. Среднеспециальное образование представлено Феодосийским политехникумом и Феодосийский филиалом Керченского судномеханического техникума Керченского морского технологического института (в Приморском). Высшие — частной «Феодосийской финансовой академией» III уровня аккредитации, филиалами и представительствами ВУЗов других городов (Восточноукраинского Национального университета им. В. Даля (Луганск), Национального университета кораблестроения им. Адмирала Макарова (Николаев), Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) — закрыт в 2008 году).

Обширный Феодосийский залив (в широтном направлении 13 км, в долготном — 31 км) имеет собственное круговое течение, постоянно обновляющее воду у побережья. У входа глубина залива составляет 20—28 метров, чего достаточно для приёма сухогрузов и танкеров большого водоизмещения. Подход к порту осуществляется по фарватерам и рекомендованным путям, содержащим прорытые уже в самой бухте Феодосийской глубоководные каналы. Построенный в послевоенное время небольшой нефтяной причал в районе устья реки Байбуги, к 90-м годам прошлого века пришёл в непригодное к эксплуатации состояние и был разобран. Проект строительства гигантского нефтепирса был отвергнут ещё в советские времена по экологическим соображениям: последствия строительства пирса могли бы привести к остановке рециркуляции вод залива и прекращения его естественного самоочищения. Работы по перевалке нефтепродуктов с морскими танкерами осуществляются без подхода последних непосредственно к берегу. Современный уровень нефтеперевалочного оборудования позволяет Феодосийской нефтебазе работать без экологического ущерба для акватории залива.

В городе и его окрестностях проводятся соревнования по автоспорту, велоспорту, планерному спорту. Соревнования по дельтапланеризму и парапланеризму проходят на горе Клементьева между городом Феодосия и поселком Коктебель при участие Центр планерного спорта «Коктебель».

Начиная с 1998 года в Феодосии проводится ежегодный международный турнир по художественной гимнастике «Грации-Киммерии», на который съезжаются лучшие спортсмены этого вида спорта России, Белоруссии, Эстонии и других стран.

В Феодосии имеется футбольный клуб Кафа, проводящий игры на стадионе «Кристалл» имени Владимира Александровича Шайдерова (мэра города Феодосии в 1998—2008 гг.). Из истории феодосийского футбола известно, что в первой группе чемпионата Крыма в 1967 году участвовали феодосийский «Авангард» и щебетовский «Коктебель», в первых играх Второй лиги Украины участвовала феодосийская команда «Море», в 2007 году ФК «Кафа» занял 3-е место в чемпионате Крыма. Среди футбольных команд проводятся регулярные соревнования — летнее и зимнее первенства, а также Кубок города. Открытый зимний чемпионат Феодосии по футболу — основное футбольное соревнование г. Феодосии. Обладателем Кубка 2010 года и победителем Открытого зимнего чемпионата города сезона 2009/2010 является СК «Вымпел» спортивной общественной организации «Вымпел-Феодосия».

Флаг Феодосии образца 2005 года

Флаг городского округа Феодосия образца 2016 года

В 2016 году избранный после присоединения Крыма к Российской Федерации I созыв Феодосийского горсовета своим решением N 567 от 29 апреля 2016 года отменил флаг 2005 года и утвердил вместо него флаг городского округа:

После присоединения Крыма к Российской Федерации Решением Феодосийского городского Совета N 567 от 29 апреля 2016 года прежний герб 2005 года был отменён и восстановлен исторический герб 1844 года как герб городского округа Феодосия:

Генуэзская крепость (Феодосия)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2023 года; проверки требуют 5 правок.

Генуэ́зская кре́пость — средневековые укрепления в городе Феодосия (Крым), построенные Генуэзской республикой в XIV веке для обороны своего крупнейшего владения в Крыму. Расположена на берегу Феодосийского залива в южной части города. В настоящее время историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа». В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является объектом культурного наследия федерального значения; на Украине, в пределах признанных большинством государств — членов ООН
границ которой находится спорная территория, — памятником культурного наследия национального значения. В отличие от других генуэзских крепостей Крыма открыта круглосуточно для свободного, бесплатного посещения.

Феодосия. Лагерь у старой генуэзской цитадели в 1883 году.

Периметр наружных укреплений составлял почти 5,5 км и включал в себя более тридцати башен. Каждая башня имела собственное наименование либо по имени консула, при котором она была построена, либо одного из Римских пап. В плане городская крепость напоминала амфитеатр, сценой которого выступала Феодосийская бухта.

В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров — драгоценных камней, меха, шелков.

В XIX веке большинство сооружений были разобраны. До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, Фомы, консула Джованни ди Скаффа). На территории, ближайшей к цитадели, также сохранились мост, турецкие бани и несколько армянских церквей:

Генуэзская крепость Кафа в Феодосии

Генуэзская крепость на крымском курорте Феодосия — одна из главных достопримечательностей города. Средневековые останки крепостных стен, именующиеся историко-архитектурным заповедником «Генуэзская крепость Кафа», находятся в южной части Феодосии, в пешей доступности от городского залива. Кафа, так именовали город с X по XV век (в том числе и русские — в наших документах это название встречается до XVIII века), это одна из трёх крымских крепостей периода владычества на полуострове генуэзцев. Две другие, более крупные и лучше сохранившиеся, располагаются в Судаке и Балаклаве.

История крепости Кафа

Первые упоминания о крепости в Кафе датируются XIV веком. Генуэзцы решили оградить границу своих владений на крымском полуострове с востока — от набегов кочевников. Основой крепости послужили крутые склоны Карантинного холма. Стены строились из местного материала — мраморовидного известняка. В те времена оборонительные сооружения протянулись на 718 метров, а высота стен толщиной 2 метра достигала 10–11 метров. Периметр феодосийской крепости охранялся 30 башнями.

В те времена территория крепости заключала в своих стенах консульский дворец, резиденцию крымского католического епископа, такие важные городские постройки, как здание суда и казначейства, лавки ремесленников и торговцев.

Самый драматичный эпизод в истории крепости — ее осада ханом Джанибеком: в 1347 году золотоордынский хан напал на местность. Хан не смог покорить крепость силой, но решил взять хитростью. В те времена в юго-восточной части огромной империи Золотой Орды бушевала чума — заболевание, которое передалось людям от степных грызунов. Когда чума дошла до войск хана Джанибека, он стал забрасывать чумными телами своих умерших воинов крепость Кафа. Спасаясь от болезни, генуэзцы на кораблях покинули Кафу. Под владычеством орды крепость опустела. Некоторые исследователи считают, что именно Джанибек виноват в последующей эпидемии чумы в Европе.

Экскурсии по крепости Феодосии

В современном состоянии сохранилось 469 метров крепостных стен: утраченные сооружения и отрезки стен в основном были разрушены или разобраны на стройматериалы в XIX веке, и сейчас состояние объекта требует проведения масштабных реставрационных работ.

Экскурсанты и самостоятельные туристы могут увидеть южную стену с двумя башнями (имени Святого Климента и Криско), частично — западную стену, пилоны ворот, а также возвышающиеся в разных частях города башни, в том числе башню Константина и башню Фомы. На прилегающей к крепости городской территории сохранилось несколько средневековых церквей.

Крепость привлекает туристов, прежде всего, не богатой историей ведь от былых мощных стен остались руины и остатки укреплений. Место имеет романтический флёр ушедшей эпохи: на крепостных стенах часто можно встретить парочки, любующиеся закатом или одиноко бродящих посетителей. В этом месте отлично получаются фото — многие фотографы приезжают специально сюда, чтобы сделать снимки в стиле средневековых времен.

Доступ к объектам феодосийской крепости свободный. С высоты крепостных стен на холме открывается вид на город. Крепость Кафа можно посещать в любое время суток. Но стоит иметь в виду, что в вечернее и ночное время прогулки по крепостным стенам могут быть небезопасными — территория не охраняется, иногда здесь собирается местная молодежь, распивающая алкогольные напитки.

Как добраться до Генуэзской крепости в Феодосии

Тем, кто приезжает в Феодосию на автобусе исключительно ради посещения крепости, подойдет маршрут № 2А: сесть можно у автовокзала, выходить — на остановке «Городская больница № 1». Пеший путь налегке от автовокзала или станции Айвазовская займет около часа: пройти нужно 5,5 км, и в пути встречаются указатели. Недалеко от генуэзской крепости (150–200 метров) находятся две остановки: «Горбольница № 1» и «Мост». Поскольку крепость входит в черту города и окружена частным сектором, выбор транспорта до указанных остановок довольно широк: это автобусы № 14, 15, маршрутки № 1, 2А.

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Городская больница № 1» до Генуэзской крепости Феодосии на Google. Maps

От главного ж/д вокзала города (станция Феодосия возле морпорта) пешком всего 2 км. К тому же через остановку у ж/д вокзала проходят все 4 упомянутых выше маршрута городского транспорта.

Из большинства городов Крыма и из некоторых курортов Краснодарского края до Феодосии имеются регулярные автобусные рейсы, все направления — на сайте Яндекс. Расписания. Второй способ добраться — на региональных электричках до ж/д станции Феодосия, направления и расписание — по ссылке.

Проехать к генуэзской крепости Феодосии получится и на машине. Официальной парковки у подножия Кафы нет, однако у входа в старый город обычно можно найти свободные места на обочине.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий