Ливади́йский дворе́ц — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Чёрного моря в посёлке Ливадия в Ялтинском регионе Крыма в 3 км от Ялты.
Дворец был возведён в лёгком «итальянском» стиле в начале XX века по проекту и под руководством Н. П. Краснова. Соперничает с Воронцовским дворцом за звание «самой роскошной резиденции Крыма». Место проведения Ялтинской конференции союзников, определившей контуры послевоенного устройства мира.
Первая императорская резиденция
21 сентября 1894 года царская семья прибыла в Ливадийский дворец. В октябре того же года в Ливадии в Малом дворце скончался государь Александр III. Позже принятие присяги на верность Российскому престолу нового царя Николая ΙΙ прошло в местной Крестовоздвиженской церкви.
Вторая императорская резиденция
В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец.
Малый дворец (в котором скончался Александр III в 1894 году) был уничтожен в годы Великой отечественной войны.
В соответствии со статьёй 412 (по продолжению) тома X части 1 Свода законов Российской империи, Ливадия являлась дворцовым имуществом Императорского Дома, составляла личную собственность особ Императорского Дома и могла быть завещаема и делима по частям.
Гражданская война в России
В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат. В 1927 году дворец посетил В. В. Маяковский, в 1928 году — М. Горький.
С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция руководителей 3 союзных держав: СССР, США, Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом. На ней лидеры договорились о вступлении Советского Союза в войну против милитаристской Японии летом 1945 года. В ночь с 8 на 9 мая Германия капитулировала. 8 августа 1945 г. советские войска перешли в наступление в Маньчжурии и за 10 дней разгромили Квантунскую группировку.
В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца была размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении 3 поколений российских императоров.
В настоящее время посетители дворца-музея могут познакомиться с 2 экспозициями. На первом этаже в парадных залах дворца размещена экспозиция, повествующая о ходе работы Ялтинской конференции 1945 года и о пребывании американской делегации во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом в Ливадийском дворце. На втором этаже дворца в личных комнатах семьи Николая ΙΙ экспозиция рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей.
В Белом зале дворца (месте, где проходили исторические заседания Ялтинской конференции 1945 года) регулярно проходят саммиты глав государств. С 2004 года в Ливадийском дворце проходили ежегодные встречи Ялтинской европейской стратегии (YES). С 2014 года встречи Ялтинской европейской стратегии проходят в Киеве.
5 февраля 2015 года на территории дворцово-паркового ансамбля был открыт памятник И. В. Сталину, Ф. Д. Рузвельту и У. Черчиллю. Автором композиции является скульптор РФ Зураб Церетели.
19 мая 2015 года у главного входа в Ливадийский дворец был открыт памятник-бюст императору Николаю II . Он изготовлен по модели скульптора А. А. Апполонова из искусственного камня и бронзирован. Постамент — из мрамора.
В состав Ливадийского дворцово-паркового ансамбля, помимо Большого дворца, входят: Свитский (Пажеский) корпус, дворец министра двора барона Фредерикса, дворцовая Крестовоздвиженская церковь, живописный парк с сохранившимися сооружениями (беседки, фонтаны) периода царского имения.
В настоящее время в Ливадии расположены кардиологический санаторий «Ливадия» и один из парков Южного берега Крыма — Ливадийский парк (40 га), заложенный почти 160 лет назад.
В парке начинается терренкур — Солнечная (Царская) тропа протяжённостью около 7 км.
В 1954 году киностудия «Мосфильм» проводила на территории Ливадийского дворца съёмки некоторых сцен из фильма «Мы с вами где-то встречались».
В 1978 году дворец изображал «дворец губернатора» в фильме «Сокровища пылающих скал».
Дворец был построен как летняя резиденция царской фамилии. За эту работу архитектор Краснов был удостоен звания академика русской архитектуры. Здание строилось по последнему слову техники того времени: здесь было центральное водяное отопление, лифт, электрическое освещение.
Стены дворца сложены из инкерманского известняка. На строительстве трудилось огромное количество мастеров. Среди них – потомственные каменотёсы И. Боровиков, Я. Савенков, И. Морозов, П. Акимов. Каменные стены особым образом обрабатывали, чтобы они не темнели. Вот уже больше ста лет дворец остаётся белоснежным.
Архитектор выбрал для дворца стиль итальянского Возрождения, для которого характерны террасы и балконы, открытые галереи, выступающие эркеры и большие окна с арочным завершением. Есть ещё масса интересных деталей, о которых речь впереди.
Орнаментальные украшения создавал ставший известным в советское время скульптор С. Д. Меркуров. Сложные декоративные работы выполняли мастера из Петербурга, Москвы, Симферополя и Ялты.
Мраморные колонны, пилястры, рельефные украшения вытачивали итальянские мастера, но вместе с ними работал и русский резчик В. Созин.
При входе во дворец располагается портик с тремя арками, опирающимися на спаренные колонны. В медальонах высечены вензеля с инициалами членов царской семьи, здесь – Николая Александровича.
Справа и слева от портика фигуры лежащих львов. По этим фигурам легко заметить изменения в моде: если в Воронцовском дворце львы изображены реалистично, то в Ливадии стилизованы – дань модерну.
Дубовая входная дверь обрамлена мраморной аркой, наверху – герб Дома Романовых с надписью «С нами Бог».
Хотелось внимательнее рассмотреть мраморные вазы у входа. Великолепная форма!
Интерьеры дворца, особенно на первом этаже, где располагались парадные покои, богато украшены лепниной. Опытные лепщики для интерьерной лепки помещений были приглашены из Москвы. Документы сохранили имена К. Гордиенко, С. Кирюхина, С. Ильина, А. Добродеева.
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. В данном случае лепнина (см. предыдущую фотографию) и камин – элементы декора вестибюля.
Самое большое помещение в Белом дворце – парадная столовая, которая была задумана архитектором как светлый торжественный зал в стиле эпохи Возрождения. Для оформления интерьера он использовал пилястры и камин в итальянском стиле. Потолок Белого зала отделён от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Электролампы для освещения столовой разместили за поясом – на этом настоял Краснов
Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Выполнение художественно-лепных работ было поручено известной московской фирме братьев Антона и Юлиуса Аксерио.
Украшением Белого зала стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стене. Автор этой работы – немецкий скульптор Фридрих Бруггер. Статуя, подаренная императрице Марии Александровне, супруге Александра II, жителями Одессы, была перенесена сюда из разобранного Большого дворца.
Однако далее в оформлении интерьеров архитектор отходит от строгого следования стилю Ренессанса. Например, в парадном кабинете императора – стиль Жакоб — разновидность ампира, позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттенённое бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетается с золотистой шёлковой тканью, которой затянуты стены над панелями. В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на колонны в виде герм (четырёхранных столбиков с головой Гермеса на их вершинах).
В отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века – так называемого стиля Тюдор. Сплошная обшивка стен резным дерево выполнена из каштана. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А. А. Шиллингом. Комнату украшает массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор тёплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и тёплой росписью потолка.
Да-да, именно росписью, потому что потолок не деревянный, он сделан из прессованного картона и расписан масляными красками под дерево. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр.
Мимо этой люстры пройти невозможно. Она контрастирует с крупными рельефными формами деревянной отделки парадной ожидательной, выдержанной в тёмных тонах. Люстра была заказана специально для этого помещения в Италии на острове Мурано.
Личные покои царской семьи располагались на втором этаже. Оформление жилых помещений выполняли петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские. Здесь иной композиционный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решётку оконных переплётов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы — майолику, изразцы, облицовочные плитки. Несколько витражей расположены над дверными проёмами, и все разные.
Рабочий кабинет императора расположен на втором этаже. Нишу с рабочим столом я фотографировать не стала, этот вид испорчен восковой фигурой Николая II, всё же остальное великолепно: камин из диорита в стиле модерн и мебель, мастерски украшенная резьбой.
Над камином ковёр ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея – подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых. Слева и справа от него – портреты деда и отца последнего русского царя.
Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н. П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился стилистически связать декоративное решение интерьеров, мебели, предметов декоративно-прикладного искусства.
Деревянная резьба на этой мебели настолько искусна, что взгляд льва кажется живым.
Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная). В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев (кабинет – ясень, гостиная – светлый клён).
Восемь дорожек, выложенных из диоритовых плит, ведут в центр дворика – к фонтану. На месте этого фонтана до середины прошлого века был античный колодец.
Этот дворик видели все, кто смотрел фильм «Собака на сене». Именно здесь снимали сцену объяснения Дианы и Теодоро, которая закончилась ссорой и пощёчинами.
Ну кто скажет, что не Италия?
Есть во дворце и ещё один внутренний дворик — арабский. Он был задуман как световой колодец: сюда выходили окна внутренних помещений. Для этого чисто конструктивного элемента архитектор нашёл интересное художественное решение, покрыв стены майоликовыми плитами с восточным орнаментом. Цветные майоликовые плитки изготавливались художественно-керамическим производством Гельдвейн Ваулина (ст. Кикерино, Санкт-Петербург).
И наконец парк. Он начинается почти у самых стен дворца. На большом партере перед дворцом были высажены тысячи роз, которые так любили владельцы. Но парк – это не только растения, но и парковая архитектура. Например этот итальянский фонтан в центре большой цветущей клумбы.
Парк был разбит на основе естественного крымского леса известным садоводом Делингером в 30-40-е годы XIX века.
С тех пор он обогащался новыми видами экзотических растений (голубыми атласскими елями, секвойями, канарскими елями, пиниями, магнолиями, тисами и другими) , но не утратил первоначального характера своей ландшафтной планировки.
Из всех построек в Ливадии лучше всего сохранилась при позднейших перестройках дворцовая Крестовоздвижеская церковь (была заложена в 1862 году). Это работа архитектора Ипполита Матвеевича Монигетти. Церковь небольшая, очень изящкая, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными витражами. В этой церкви отпевали Александра III, Иоанн Кронштадтский принимал у Николая II присягу на верность российскому престолу, а гессенская принцесса Алиса была миропомазана и получила имя Александры Фёдоровны.
В память о первом приезде в Ливадию царской семьи в парке в 1863 году был установлен мраморный фонтан. Он декорирован восточным орнаментом, а в верхней части фонтана арабскими буквами высечено: «Ливадия». Из бронзовой головы барашка, вмонтированного в мраморную плиту, тонкой струйкой льётся вода.
Ливадийский дворец повторил судьбу многих крымских дворцов. С 1920 года вплоть до начала Великой Отечественной войны его использовали как показательную дачу-здравницу для крестьян . В 1945 году, после отступления из Крыма немцев, территория представляла собой развалины и пожарища. Для Ялтинской конференции парк был приведён в порядок, Белый дворец отремонтирован. До 1953 года Ливадийский дворец использовался как государственная дача, а затем снова стал функционировать как санаторий. В 70-х годах Белый зал стал музеем Ялтинской конференции, а с 1994 года появилась экспозиция «Романовы в Ливадии». Сейчас санаторий на территории усадьбы есть, но, слава богу, не в Белом дворце.
Ливадийский дворец расположен на южном побережье Крыма не далеко от города Ялта. Он был построен для отдыха императорской семьи. Три поколения Романовых проводили летние каникулы в этом дворце. С ним связаны самые яркие исторические события и судьбы людей XX века. В течение столетия ему отводились разные роли: резиденции семьи Романовых, санатория, госпиталя, государственной дачи № 1. Многократно дворец принимал в своих стенах международные встречи и конференции. Сегодня двери Ливадийского дворца открыты для всех.
История дворца
Ливадийский дворец был построен более века назад. Его история начинается с 1911 года. Проект выполнял ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов по заказу императора Николая II. За кротчайшие сроки в 16 месяцев он сумел завершить строительство дворцово-паркового комплекса из нескольких зданий. По окончанию строительства Николай Романов был восхищен работой. Каждое лето в течение четырех лет императорская семья отдыхала и занималась спортом в своем уединенном поместье в Ливадии. Дворец стал любимым местом для своих постояльцев. 1914 год Романовы покинули дворец и больше в него не вернулись.
Ливадийский дворец — последнее сооружение, воздвигнутое для семейства Романовых.
С приходом к власти большевиков Ливадийский дворец переделали под первый крестьянский санаторий. В военные годы, после освобождения Ялты от фашистских захватчиков во дворце организовали госпиталь для солдат.
Отдельной строкой в его истории стоит февраль 1945, когда дворец был выбран для проведения Ялтинской (Крымской) конференции правителей СССР, Великобритании и США. В это время в нем размещалась вся американская дипломатическая делегация с президентом Рузвельтом.
После войны до 1953 годы дворец определили под Государственную дачу № 1 для высшего руководства страны. Только в 1993 году он становится государственным музеем. Сейчас именуется «Ливадийский дворец-музей». С 1998 в его залах регулярно проводятся международные встречи высокопоставленных чинов.
Экспозиция и выставки
В залах Ливадийского дворца работает музей с двумя постоянными экспозициями. Первая посвящена семье последнего императора, вторая — Крымской конференции 1945 года. Также регулярно организуются временные тематические выставки. Специалисты насчитывают порядка 116 помещений, выполненных в разных декоративных стилях.
В них входят экспозиционные комнаты: итальянский и арабский дворики, парадная столовая, вестибюль, ожидательная, бильярдная, рабочий кабинет императора и императрицы, спальня Их Императорских Величеств, библиотека, гостиная, малая столовая, классная комната для детей.
Один из самых известных фотоснимков «Большая тройка» — Сталина, Рузвельта и Черчилля, сделали в итальянском дворике Ливадийского дворца.
Постоянная выставка посвящена одному из главных увлечений последнего императора. Собраны фотокарточки и картины на охотничью тематику. Охотничьи трофеи Николая II можно увидеть на выставке «Царская охота».
Экскурсии по Ливадийскому дворцу
В Ливадийском дворце-музее проходят экскурсии по двум основным экспозициям:
Обзорная экскурсия продолжается в течение 1 час 30 минут. Во время нее посетители могут увидеть парадные залы первого этажа, послушать рассказ экскурсовода о событиях февраля 1945 года, связанных с работой Ялтинской конференции. Второй этаж посвящен трем поколениям Романовых и их пребыванию на Южном берегу Крыма. С верхней террасы открывается прекрасный вид на море.
От Спутника
Ливадийский дворец находится недалеко от южного побережья Чёрного моря в посёлке Ливадия Ялтинского района Крыма. Около 3 км. от Ялты на восточном склоне горы Могаби. До дворца можно добраться на общественном транспорте либо машине.
Машина
На машине от центра Ялты около 30 минут. Проехать нужно по Южнобережному или Севастопольскому шоссе.
Старый Ливадийский дворец
Старый Ливадийский дворец или Старый Большой императорский дворец, а также Малый Ливадийский дворец — существовавший ранее в Ливадии (Крым) дворец, летняя резиденция российских императоров. В 1911 году в Ливадии был построен белый мраморный дворец, который стал основной резиденцией, старый дворец утратил основное значение. В 1904 году строительная комиссия постановила здание полностью снести, а на этом месте возвести новое здание. В 1910 году Большой Ливадийский дворец разобрали, и в тот же год, 23 апреля 1910 года, в день именин императрицы Александры Федоровны, было освящено основание нового дворца, главным строителем которого Николай II назначил известного архитектора Николая Петровича Краснова.
Картина Михаила Зичи: Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии, 1895 год.
В 1835 году маленькая крымскотатарская деревня была переименована новым владельцем земли Львом Потоцким в Ливадию (в древнегреческой мифологии — полянка, лужайка). На территории Ливадии был сооружён белокаменный дворец и заложен ландшафтный парк.
В 1860 году Ливадию получило удельное ведомство для монаршей семьи. По плану придворного архитектора И. А. Монигетти здесь были построены Большой императорский дворец и Малый дворец для наследника. С 1861 года Ливадийский дворец стал с июня по август резиденцией Александра II и императорской семьи. В 1894 году в Ливадии умер Александр III.
В 1911 году архитектором Н. П. Красновым на территории бывшего дворца был построен новый Белый Мраморный дворец — с июня по август резиденция царя Николая II. Первый камень был заложен 23 апреля 1910 года в день именин императрицы Александры Федоровны, а закончено строительство было через 17 месяцев — 11 сентября 1911 года. В новом дворце был также установлен камин из старого дворца.
Позже на территории бывшего дворца были открыты теннисные корты.
Прибыв в Алупку, мы оставили машину у памятника В. И. Ленину (ул. Красногвардейская, 36А), здесь, как и у большинства достопримечательностей находится платная парковка (Но очень предприимчивые люди часто пытаются заработать на пустом месте, поэтому, если вас что-то смущает, не стесняйтесь требовать документы о том, что данная организация работает здесь официально). Здесь же есть и продуктовые магазины, при необходимости заходим в них. (на территории самого музея тоже можно перекусить, есть маленькое кафе). Улочки очень узкие, поэтому далее имеет смысл погулять пешком.
Спрашиваем у местных жителей или же двигаемся вниз по указателям.
Главная достопримечательность представляет собой ни что иное, как дворцово — парковый музей — заповедник. Гулять можно долго и обязательно с удовольствием. Так как мы были в летнее время, когда очень много туристов, первым делом отправились на экскурсию по самому дворцу, чтобы посмотреть его без толпы и гула, ведь ближе к полудню привозят многочисленные туристические группы. В музее есть несколько экспозиций, например, дом графа А. П. Шувалова. Мы решили посмотреть лишь основную выставку, то есть ту часть дворца, где непосредственно жил его хозяин.
Данный комплекс строился 20 лет. Михаил Семенович рос и воспитывался в Англии, поэтому и дворец выполнен в английском стиле. ( Если во внутренних интерьерах на предметах мебели заметите лапы львов — это отличительный признак данного стиля). Строили из местного камня — диабаза. Крым — зона сейсмически подвижная, когда — то давно здесь действовал вулкан, и данный камень тому подтверждение. Чтобы добыть кусочек необходимого размера, камень, раскаленный на солнце, обливали ледяной водой, он трескался, далее его доставляли в мастерскую и обтачивали. Работа была очень тяжелой, поэтому крестьяне, отработавшие здесь 5 лет, могли накопить необходимую сумму и откупиться, то есть стать свободными.
Интересно, что главный архитектор Эдуард Блор не был на месте строительства, но был хорошо осведомлен о горном рельефе местности.
Вид на Ай-Петри
Хозяин дворца — Михаил Семёнович был государственным и военным деятелем, генерал — губернатором Новороссии. Благодаря ему в Крыму было усовершенствовано виноделие, построено первое шоссе, соединившее данный дворец и его дом, который находился на месте нынешнего Массандровского дворца.
Во время Ялтинской конференции здесь была резиденция Уинстона Черчилля и английской делегации.
В здании сохранилось множество экспонатов, это было связано с тем, что в советские годы здесь раньше всего открыли музей, это и спасло дворец.
Бахилы — тапочки, которые говорят о том, что паркет на полах старинный
Большая столовая , выполненная в английском стиле
Самым известным, наверное, является южный фасад, выполненный в восточном стиле. Прямо перед ним лестница со львами. Их всего 6, если больше, то уже выходит львиная стая. Самые нижние львы спят, следующая пара пробуждается, ну, а последние двое уже бодрствуют.
Если вы не хотите осматривать дворец изнутри, можно сделать красивое фото у фасада и отправиться гулять по парку. Вход в него бесплатный, но можно послушать экскурсию, тогда заплатить все-таки придется.
Если устали и мечтаете окунуться в море, по тенистым аллеям парка спускаемся к пляжу. Когда мы были в Алупке, буквально за 30 минут все небо затянуло тучами, пошел сильный ливень. Поэтому решили быстро добежать до машины и отправиться в Ливадийский дворец (все-таки находиться будешь в здании).
Пока доехали, купили билеты, снова вышло солнышко, стало светло. Экскурсионные группы в Ливадии отправляются каждые 10–20 минут.
Ливадия с греческого переводится как поляна. Это было самое любимое место семьи Романовых. Царской семьей оно было приобретено еще при Александре II, нынешний дворец был построен в 1911 году известнейшим архитектором Николаем Петровичем Красновым. В здание поступала горячая, холодная и морская вода, были оборудованы лифты, имелось электричество. Сюда семья Николая II приезжала ежегодно с 1911–1914 годы.
Здесь проводили торжественные приемы, но прежде всего приезжали отдыхать. Они были счастливы, что могут быть здесь обычной семьей, заниматься спортом, рыбачить, охотиться (император очень любил это занятие), купаться в море, гулять. Императрица Александра Фёдоровна была прекрасной и любящей матерью, но человеком совершенно не светским. Ее часто обвиняли в том, что она — мать семьи, но не мать — Отечества.
Благодаря нахождению здесь царской семьи, развивалась сама Ялта, ее инфраструктура.
В 1945 году во дворце проводилась Ялтинская конференция. Здесь же располагалась американская делегация во главе с Ф. Д. Рузвельтом. Поэтому 1-й этаж дворца посвящен Крымской конференции, а 2-й Романовым и их жизни в Ливадии.
В своетское время в здании располагался санаторий, позже Гос.дача № 1. В настоящее время во дворце часто проводятся различные мероприятия.
Крестовоздвиженская церковь, в которой происходило принятие присяги на верность Российскому престолу Николаем II и принятие православия Александрой Федоровной
Рядом с дворцом имеется парк, в нем вы сможете пройти мимо большого памятника императору Александру III — любимому царю русского народа, Царю — Миротворцу. Он стоит на том же месте, где находился его любимый Малый Дворец, в котором он и умер.
Памятник Александру III- Царю — Миротоворцу
Парк сохранился, однако не в том прекрасном состоянии, в котором он был когда-то, он уступает Алупкинскому. Пройдя сквозь него, окажетесь на море. Но идти придется минут 20, достаточно далеко, но, а пляж самый обычный. Обратно вам придется подниматься в гору: либо по многочисленным ступенечкам, либо по серпантину.