В годы советской власти мечеть была закрыта как религиозное учреждение и использовалась как склад сельскохозяйственной продукции, затем строительных материалов, с середины 80-х годов 20 века — памятник архитектуры и музей, а в 1990-е годы была возвращена верующим.
- Мечеть Джума Хан Джами в Евпатории
- Мечеть Джума-Джами
- Архитектура мечети Джума-Джами в Евпатории
- Внутри мечети Хан-Джами
- Экскурсия и время посещения Джума-Джами
- Как добраться
- Где находится мечеть Джума-Джами?
- Мечеть на карте Республики Крым
- Ханская присяга
- Всеобщее наследие в Евпатории
- Как добраться (проехать)?
- Джума-Джами (Евпатория)
- Мечеть хана Узбека (Старый Крым)
- Муфтий-Джами (Феодосия)
- Сейит-Сеттар (Симферополь)
- Кебир-Джами (Симферополь)
- Юхары-Джами (Алушта)
- Тахталы-Джами (Бахчисарай)
- Орта-Джами (Бахчисарай)
- Большая Ханская мечеть (Бахчисарай)
- Зубейр-Джами (Красное Село, Старый Крым)
- Акъяр-Джами (Севастополь)
- Джума-Джами (Симеиз)
- Шукурла-Эфенди (Евпатория)
- Рефат Велиулла Джамиси (Белогорск)
- Соборная мечеть (Ялта)
- Юсуповская мечеть (Соколиное)
- Молла Мустафа Джами (Бахчисарай)
- Эски-Сарай (Пионерское)
- Керченская мечеть
- Къадыр-Джами (Левадки)
Мечеть Джума Хан Джами в Евпатории
О евпаторийской мечети Хан-Джами сложено немало легенд. Одна из них утверждает, например, что этот храм построил некий Сеид-Бакли Эфенди, для чего ему понадобилась всего одна ночь — вечером начал работу, а наутро мечеть была полностью готова. Согласно другому преданию, её архитектором был Мен-Арслан, придворный художник и шут крымского хана Менгли-Гирея. А по третьей версии, здание изначально строилось для православного храма, а затем его переделали под мечеть.
Как же было на самом деле? В 1552 году из Стамбула в Гезлёв прибыл 62-летний архитектор Ходжа Синан, один из самых именитых зодчих Востока. Ему предстояло выполнить заказ крымского хана Девлет-Гирея — возвести в восточной части города, близ моря, самую большую и самую красивую на полуострове мечеть.
У читателя должен возникнуть вопрос: а почему это хан решил построить столь величественный храм, украшение всего государства, не в столичном Бахчисарае, а в заштатном Гезлёве? Дело в том, что Гезлёв к тому времени был не провинциальным городишком, а крупным торговым центром. Его население превышало 10 тысяч человек, здесь насчитывалось 670 лавок и магазинов, 10 ветряных мельниц, а в порту, по словам очевидца, «весьма большом и могучем», могли одновременно бросить якорь около 1000 судов.
Именно этот приморский город виделся хану вторым Стамбулом, сюда он намеревался перевести столицу своего государства, поскольку Бахчисарай стал уже слишком тесен, чтобы и дальше играть роль города № 1.
Увы, Девлет-Гирей умер раньше, чем успел превратить Гезлёв в новую столицу Крымского ханства.
Синан приступил к строительству с энтузиазмом несмотря на то, что в его творческой биографии это был уже 77-й по счёту мусульманский храм. Ханскую мечеть архитектор спроектировал так, чтобы она своим силуэтом напоминала знаменитую стамбульскую Айя-Софию. Вначале дело спорилось, но вскоре застопорилось. Турецкий султан Сулейман Великолепный надумал возвести в Стамбуле собственную мечеть — Сулеймание. Конечно, столь ответственную работу он мог поручить только Ходжи Синану. Монарх прислал в Гезлёв гонца с приказом срочно возвращаться домой. Архитектор медлил. Уж больно не хотелось ему прерывать начавшееся в Гезлёве строительство.
Что ж, ничего не оставалось, как подчиниться. Зодчий, правда, рассчитывал со временем вернуться в Гезлёв и продолжить начатое дело, но этим мечтаниям не суждено было сбыться.
Ханскую мечеть достраивали ученики Синана, и в 1562 году (а по другим данным, в 1564-м) она была освящена. Результат превзошёл ожидания. Путешественник, увидевший эту мечеть, не мог скрыть своих восторгов: «Святыня эта воистину прекрасна, красива, полна волшебства и таинственности».
С самого начала предполагалось, что, в отличие от всех иных мечетей полуострова, эта будет наделена совершенно особыми функциями — в ней будут проходить коронации крымских ханов. Сама церемония начиналась в Стамбуле. Крымское ханство хотя и считалось независимым государством, но на самом деле подчинялось Турции, поэтому владыка Крыма назначался именно там.
Едва действующий хан умирал или погибал в бою, его преемник, не медля ни минуты, пересекал на корабле Чёрное море и спешил в стамбульский дворец Топкапы, где жил правитель грозной Османской империи.
Претендент на ханскую власть клялся султану в вечной преданности, падал на колени и целовал землю. Повелитель выслушивал своего гостя сидя. Этим он давал понять, что делает огромное одолжение, назначая его ханом. Если обеты верности удовлетворяли падишаха, он говорил: «С этого момента будь другом моим друзьям и врагом — моим врагам».
Визитёр согласно кивал головой и вновь обещал верную службу. Ему дарили соболью шубу. Прежде чем надеть дорогой подарок, следовало поцеловать воротник шубы. Затем свежеиспеченному хану преподносили саблю, украшенную драгоценными камнями. Опоясавшись ею, он бил поклоны до земли и выходил.
Теперь новому владыке Крыма предстояло пройти ещё одно испытание — восшествие на престол в Гезлёве. Он садился на корабль и брал курс на родину.
В назначенный день в мечети Хан-Джами собирались «сливки общества» — высшие сановники, военачальники, крупные землевладельцы.
Их жёны прибывали вместе с ними, но в мечети стояли отдельно от своих мужей — на втором ярусе за специальной решёточкой. В те времена гезлёвский порт находился неподалёку от ханской мечети, на территории современной набережной, названной в честь Валентины Терешковой. Оттуда претендент на престол направлялся к боковым воротам храма, которые вели к особому ханскому входу в здание, расположенному возле восточного минарета.
Минуя голубой михраб, где на специальной полочке хранился главный раритет — древний рукописный Коран XIV века, он поднимался по 12 ступеням на высокую кафедру.
С неё хан начинал чтение султанского фирмана, то есть указа, которым он назначался повелителем Крыма. Это был самый ответственный и — без преувеличения — опасный момент. Дело в том, что если новый правитель был неугоден высшей знати, не пользовался у неё авторитетом, женщины по наущению своих мужей принимались дружно качать головами и шевелить плечами.
При этом надетые на них многочисленные золотые и серебряные украшения — серьги, броши, бусы, ожерелья — начинали звенеть, заглушая чтение фирмана. Закончить процедуру восшествия на престол было невозможно, и хан оставался некоронованным. В таком случае незадачливому претенденту не оставалось ничего иного, как с позором бежать в Турцию.
Ну, а если чтение фирмана завершалось успешно, новый хан присягал на верность своему народу и ставил подпись в специальном акте, который затем хранился в мечети.
Лишь после этого он получал право со всеми почестями и в сопровождении многочисленной свиты ехать в Бахчисарай и занимать ханский дворец. Первым обряд коронации в Хан-Джами прошёл преемник Девлет-Гирея — хан Мехмет-Гирей II. За всю историю мечети в ней были возведены на престол 18 крымских ханов.
Нередко туристы, приходящие в мечеть на экскурсию, высказывают предположение, что в некрополе, расположенном слева от храма, похоронены упомянутые выше 18 крымских ханов.
Это не так. На самом деле это могилы служителей мечети, а также турецких генералов, погибших в Евпатории во время Крымской войны.
А вот памятник с чёрной плитой установлен сравнительно недавно — это символическое захоронение Нумана Челеби Джихана, который в 1917 года стал первым президентом Крыма. Настоящей могилы этого человека нет — революционные матросы убили его, расчленили тело на четыре части и выбросили в море неподалёку от Севастопольской бухты.
Статус мечети резко изменился после того, как в конце февраля 1783 года хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал свой народ под покровительство России.
Впоследствии он выехал в Турцию, где по приказу султана был казнён как предатель: его посадили в мешок и утопили в море. Крымское ханство прекратило своё существование, а сам Крым был присоединён к Российской империи. С тех пор мечеть перестала быть местом, где совершалось таинство восхождения на престол крымскими ханами, и превратилась в обычный храм, хотя и с легендарным прошлым. А при советской власти её и вовсе закрыли. Здесь располагались то склад, то амбар, то отдел атеизма местного музея.
В 1969–1985 годах киевские реставраторы полностью восстановили первоначальный вид здания, а в начале 1990-х оно было возвращено евпаторийской мусульманской общине.
Мечеть Джума-Джами
Джума-Джами (Хан-Джами) — самая большая мечеть Крымского полуострова. Религиозное сооружение возвышается в Старом городе Евпатории. Изображения достопримечательности украшают не только фотокарточки туристов и страницы путеводителей, но и серебряную монету номиналом 3 рубля, выпущенную в 2016 году Банком России. Годом ранее, в октябре 2015, пятничная мечеть (примерно так переводится название «Джума-Джами») стала объектом культурного наследия федерального значения.
Чем же так интересно это мусульманское сооружение? Прежде всего, богатой историей. Своё летоисчисление постройка ведёт с 1552 года. Именно тогда османский зодчий Ходжи Синан заложил первый камень в основание будущей достопримечательности. В личном списке построенных архитектором мечетей Хан-Джами значилась под № 77. В 1564 году мусульманская святыня распахнула свои двери.
К сожалению, первоначальный вариант до наших дней не дошёл — мечеть не раз переделывали и реставрировали. Так, например, минареты восстановили во второй половине прошлого века, двор и многокупольное здание — в начале 2000-х.
Этим непростая судьба Джума-Джами не ограничивается. Из места поклонения Аллаху и коронации крымских ханов она превратилась в сельскохозяйственный и строительный склады. В 1980-е годы стала музеем, а спустя десять лет — вновь возвращена верующим.
Джума-Джами в Евпатории на панораме Google: вид снаружи
Архитектура мечети Джума-Джами в Евпатории
Интересная архитектура — ещё одна причина посетить религиозное сооружение. Не удивляйтесь, если оно напомнит вам собор Святой Софии в Константинополе. Поговаривают, что Ходжи Синан вполне мог заимствовать кое-какие элементы, в частности, принцип «нарастающих объёмов».
Снаружи здание похоже на куб высотой в 22 метра и шириной в 21 метр. Если посмотреть на постройку сверху, например, с колеса обозрения, то можно заметить 11 куполов. Среди них выделяется самый большой, 11-метровый свод. Его барабан украшен окнами с полукруглым перекрытием. Эта деталь придаёт сооружению лёгкость и нарядность.
С восточной и западной стороны к постройке примыкают минареты. 35-метровые башни увенчаны остроконечным шпилем с традиционной эмблемой в виде полумесяца.
Северный фасад мечети легко узнать по притвору с пятью куполами. Опрой им служат арки и мраморные колонны. Неподалёку имеются михрабы с орнаментом в сельджукском стиле. В качестве основного строительного материала для стен использовались ракушечник и известняк.
Внимания заслуживает и прямоугольный двор Джума-Джами. Мраморные надгробия сообщают о похороненных здесь турецких адмиралах. Небольшой фонтан у главного входа — о недавней реконструкции. Ему вторит современная каменная ограда с решёткой, украшенной коваными элементами.
Внутри мечети Хан-Джами
Попасть внутрь религиозного сооружения можно через главный вход. Его обрамляют две двери: резная деревянная и остеклённая. Над первой висит мраморная табличка с характерным мусульманским изречением.
Интерьер выдержан в светлых цветах: белые стены гармонично сочетаются с металлическими стяжками коричневого оттенка. С ними перекликаются деревянные узорчатые потолки, перила лестницы и коническая крыша минбара (она же трибуна). Из этой тональности немного выбивается михраб, расположенный в южной части здания. Ниша выполнена в голубых оттенках. В верхней части — сотовый свод мукарнас.
Весь периметр мечети образован четырьмя колоннами, между ними — двойные арки. Архитектурные элементы делят мусульманскую святыню на три нефа. Самая широкая часть — центральная. Её длина составляет чуть больше 11 метров.
Помещение располагает двумя этажами. Самый верхний предназначен для женщин. Также отсюда хорошо заметны цветные витражи, олицетворяющие четыре времени года. В своём единстве они образуют вечность. Наряду с витражными окнами, присутствуют и обычные. Круглые, полукруглые и стрельчатые — их общее количество 59.
Экскурсия и время посещения Джума-Джами
Хорошая новость для туристов: побывать в сооружении получится людям разного вероисповедания. Для этого лучше всего взять экскурсию.
Проводятся ежедневно: в 10:00, 11:00, 12:00, 13:15, 14:00, 15:00, 16:00, по пятницам — в 15:00 и 16:00. Продолжительность — 30–40 минут. По согласованию возможны дополнительные показы.
Существенный бонус: услуга бесплатная. Добровольный взнос оставляется по желанию. По возможности наденьте закрытую одежду и не забывайте о головном уборе. Иначе придётся облачиться в длинный халат и платок — выдаются на территории мечети. Там же с вами проведут небольшой инструктаж по поводу правил поведения.
Расписание экскурсий может меняться. На официальном сайте мечети Джума-Джами эта информация не размещена. Соответствующую табличку ищите на ограде у входа.
Как добраться
На автомобиле: из центра Евпатории под силу доехать за 9 минут. Двигайтесь по ул. Интернациональной, Караева и Революции. Парковочные места есть рядом с достопримечательностью.
На такси: по крымскому городу удобно передвигаться с помощью сервисов «Евпатория Лидер», Pickup, «Максим», «Жёлтое такси», Shark Taxi.
Крым уже давно демонстрирует достойное подражания мирное сосуществование представителей различных национальностей и верований. Приятели там могут общаться на нескольких языках сразу, а на одной улице располагаются христианская церковь, исламский храм и еврейская синагога, и ничего – уживаются. Целым кварталом такой религиозной терпимости, прозванным «Малым Иерусалимом», может похвалиться Евпатория. Мечеть Джума-Джами – подлинная его жемчужина.
Где находится мечеть Джума-Джами?
Ее туристы обнаруживают в центре Евпатории, неподалеку от берега и набережной Терешковой. Рядом также расположены Храм Святителя Николая, памятник А. Омеру в сквере Огонек, дом С. Э. Дувана, монумент Евпаторийскому десанту, Паспортный стол и Суворовский редут.
Мечеть на карте Республики Крым
Мечеть была заложена по приказу Девлет-Гирея в 1552 г. Автором проекта и руководителем работ выступал Ходжа Синан. Подданный Турции, грек по происхождению (по другой версии — армянин), этот выдающийся архитектор знаменит многочисленными постройками в тогдашней турецкой столице Стамбуле. В Гезлев – так именовалась тогда Евпатория – он привез все лучшее, чему смог научиться во время труда на султана в древнем Константинополе.
В результате мастер выстроил самую красивую мечеть Крыма, а в ее облике явственно просматривается сходство с византийской Святой Софией. Таким образом, получилось, что Джума-Джами изначально обязана появлением мирному сосуществованию мировых религий, ведь Софиевский собор в Константинополе – шедевр христианской архитектуры эпохи императора Юстиниана.
За долгие годы существования мечеть неоднократно меняла свой облик. Проводились ремонтные манипуляции (не всегда удачные). Были разрушены минареты: один – в конце XVIII, другой – в начале XIX вв.
Советская власть закрыла мечеть как культовое учреждение, но почтительно отнеслась к архитектурному памятнику. Здесь был создан музей. А в 70-е гг. прошлого века проведены реставрационные работы. Причем делалось все не «ради красоты», а в точном соответствии с научными данными. Реставраторы удалили все позднейшие архитектурные излишества и восстановили разрушенные минареты, придав объекту первоначальный вид.
После распада СССР в Евпатории мечеть Джума-Джами снова стала действующей.
В результате ее руководство и прихожане быстро оказались замешаны во внутренних конфликтах среди мусульман (дело доходило до судов). Однако к самому памятнику верующие отнеслись достаточно внимательно.
Мечеть и сейчас доступна для посещения экскурсантами, равнодушными к исламу. Она признана памятником федерального значения и охраняется государством. Джума-Джами – единственное в Европе многокупольное сооружение. Его фото привлекают внимание не только туристов и верующих в Аллаха, но и специалистов в области истории и архитектуры.
Ханская присяга
С уникальным строением в Евпатории связана и вполне политическая история. Мечеть Джума-Джами со дня своего появления превратилась в первое место, что посещал новоиспеченный крымский хан, возвращаясь из Турции. С 1475 г. ханство было вассалом султана, соответственно, правителю приходилось получать в Стамбуле разрешение на правление.
Новый правитель Крыма сходил с корабля в Гезлеве и первым делом отправлялся в храм. Там он благодарил Аллаха за успех и расписывался в особом акте. Он не сохранился, но есть информация, что его успели подписать 18 ханов. По этой причине у достопримечательности появилось второе название – Хан-Джами (ханская мечеть, крепость). Название же «Джума» означает «пятничная», этот день у мусульман почитается особо.
Всеобщее наследие в Евпатории
Ныне облик мечети максимально приближен к изначальному. Она представляет собой купольное строение, причем главный купол имеет 11 м в диаметре и вознесен на высоту 22 м.
В его верхней части устроено 16 окон, забранных витражами в разной цветовой гамме. Различия между теплыми и холодными цветами призваны символизировать времена года, а также начало, расцвет и угасание жизни.
Восстановленные ныне минареты имеют высоту 35 м каждый. Их видно издалека, они служат в этой части города своеобразными ориентирами. Основную часть окружают двухэтажные галереи, перекрытые малыми куполами приплюснутой формы (по 3 на сторону). Для строительства использовался местный камень-ракушняк.
Хотя мечеть является действующей, но в выходные сюда допускают обычных экскурсантов. Время лучше выяснять с помощью новостных и информационных ресурсов Евпатории либо договариваться о проведении групповых экскурсий заранее. Внешний же осмотр Джума-Джами включен во множество туров по Евпатории и Малому Иерусалиму. Она интересна и без посещения изнутри. Воистину это одно из самых знаменитых культовых сооружений курорта и полуострова, наряду с Текие дервишей и православным храмом, которому покровительствует Николай Чудотворец.
Как добраться (проехать)?
Доехать до Джума-Джами нетрудно на маршруте №1 – либо на трамвае, либо на маршрутке. Ваша остановка – «парк имени Караева» или «пансионат Орбита».
Джума-Джами (Евпатория)
Самая известная мечеть Крыма именуется еще Хан-Джами, то есть «ханская мечеть». Название связано с тем историческим фактом, что крымские ханы после получения в Стамбуле полномочий на правление, начинали его с посещения этой святыни. Они расписывались в особом документе — он сохранился, на нем стоят подписи 18 ханов.
Мечеть строилась в 1552-1564 гг. Разработал проект и руководил работами главный придворный архитектор султана Сулеймана Великолепного (того самого, у которого жена Роксолана).
Джума-Джами — единственная в Европе многокупольная мечеть. В плане она близка к квадрату, основной зал достигает 22 м в высоту и перекрыт куполом с 16 окнами. Окна есть и в боковых галереях, которые тоже перекрыты куполами (по 3 рядом). Минаретов два, они пристроены к основному зданию с двух сторон. Считается, что основой архитектурного замысла мог послужить Софийский собор в Стамбуле, и действительно между ним и Джума-Джами наблюдается сходство.
Мечеть ныне действующая, но она является одним из важнейших туристических объектов Евпатории, входит в маршрут «Малый Иерусалим». Здание охраняется как объект федерального значения, памятник истории и культуры. В 2016 году в РФ была выпущена монета с изображением Джума-Джами.
Мечеть хана Узбека (Старый Крым)
Прилично сохранившаяся мечеть является одной из древнейших в Крыму. Обследованиями ученых установлен год ее строительства — 1314-й. Дата указана на одном из камней строения.
Название же связывают с именем хана Золотой Орды. Он был мусульманином и поддерживал свою религию на подвластных территориях (к слову, в Золотой Орде никогда не было преследований по религиозным признакам). При храме существовала также школа-медресе. Согласно имеющимся сведениям, она была построена в 1332 году.
Мечеть хана Узбека ныне — одна из главных достопримечательностей Старого Крыма. Правда, в ее нынешнем облике от строения 1314 года осталось немного.
Капитальная реставрация проводилась в 1980-е годы. Мечеть невелика, с почти глухими стенами с небольшими окнами, прямоугольная в плане, с одним минаретом. Она действующая, но туристов туда допускают без проблем.
Муфтий-Джами (Феодосия)
Это единственная историческая мечеть в Феодосии. Ее строительство началось в 1623 году. В работах были задействованы турецкие архитекторы, и святыня сооружена в духе средневековой турецкой исламской архитектуры. Долгое время она принадлежала армянской церкви, но ныне снова передана мусульманам и является действующей.
Основная часть здания мечети в плане является квадратом площадью 40 кв. м. Его венчает купол с 12 гранями. Минарет один, в виде восьмигранной башни. Комплекс выстроен из известняка и бутового камня, стены имеют природный серый цвет. Здание является важным экскурсионным объектом Феодосии.
Сейит-Сеттар (Симферополь)
Ныне существующее здание — новодел, оно построено в 2016 году. Оно достаточно нарядно — с куполом, колоннадой, минаретом, чистого белого цвета. Мечеть является центром целого комплекса с медресе и общежитием.
Но важнее то, что комплекс стоит на месте старинной (строительство начато в 1849 году) святыни с тем же названием. Обеспечил его Сейит-Ситтар Челеби, бывший в то время градоначальником Симферополя. Строение было перестроено в советское время и снесено в 2014 году.
Изначально мечеть Сейит-Ситтар представляла собой образец провинциального исламского стиля. Но новое здание не поддерживает эту традицию — оно представляет более официальный и «помпезный» османский стиль.
Кебир-Джами (Симферополь)
Формально Кебир-Джами является старейшим зданием в Симферополе, ибо она была построена в 1508 году. Однако от первоначального строения сохранилось очень мало. Мечеть пострадала в ходе русско-турецких войн XVIII века и перестраивалась; в советское время она использовалась как кинотеатр, так что прошла еще реставрацию в начале 1990-х.
Считается, что именно Кебир-Джами определяла татарское название Симферополя, использовавшееся до присоединения Крыма к Российской империи — Ак-Мечеть, то есть «белая мечеть». Ее именуют также Соборной. Сейчас она выступает резиденцией руководства крымских мусульман и считается главной, пятничной, на полуострова (очень важный статус в исламе).
Юхары-Джами (Алушта)
Юхары-Джами построена в Середине Века. Сегодня это единственная действующая мечеть в Алуште и округе. Изначально она имела очень богатое оформление — балконы, росписи, резьба, рядом со зданием был фонтан. Однако все это было утрачено — как в результате землетрясения 1927 г., так и длительного использования здания в хозяйственных целях в советское время.
Ныне внутреннее убранство частично восстановлено по сохранившимся рисункам и фотографиям. К зданию пристроен также новый минарет. Исторического значения он (в отличие от основного строения) не имеет, но привлекает внимание нарядностью, так как у него мозаичная кладка.
Тахталы-Джами (Бахчисарай)
Тахталы-Джами видна из любой точки исторической части Бахчисарая и является его архитектурным центром, доминантой. Построена она в 1707 году и является охраняемым историческим памятником. Ее особенностью является то, что строили ее с подачи женщины, дочери крымского хана Селима I из династии Гиреев.
Святыня представляет собой одноэтажное здание, прямоугольное в плане, на высоком цоколе. Крыша четырехскатная, минарет один, поручни его площадки украшены резьбой.
Название «Тахталы-Джами» переводится как «мечеть из досок». Однако ныне здание сложено из тесаных каменных блоков. Считается, что название появилось из-за особенностей технологии строительства. Сначала из дерева сооружалась основа здания, а потом этот каркас обкладывался камнем.
Орта-Джами (Бахчисарай)
Историческое здание в ханской столице, городе Бахчисарай, было построено ранее 1674 года — под этой датой оно впервые упомянуто в документах. Она была главной пятничной мечетью в Крымском ханстве.
Здание подвергалось перестройке в 1737-1743 гг., а также в 1861 году, когда и приобрело нынешний вид. В 1929 году как культовое учреждение было закрыто, но его тогда же объявили историческим памятником и взяли под охрану, благодаря чему оно и сохранилось. Ныне мечеть является действующей.
В 2012-2013 гг. была проведена ее реставрация. Орта-Джами — довольно большое прямоугольное здание с арочными окнами сложной формы в верхней части. Купола у нее нет, крыша четырехскатная. Рядом стоит минарет.
Большая Ханская мечеть (Бахчисарай)
Мечеть находится на территории комплекса «Ханский дворец». Считается, что она была первым строением этого комплекса, а построил ее хан Сахиб I Гирей в 1532 году. Однако с его времен она изменилась — в частности, изначально ее крышу венчали купола, а ныне она четырехскатная. Также фасад здания (выходит к реке Чурук-Су) ранее был оформлен мрамором.
Ханская мечеть — одна из самых больших в Крыму. Это прямоугольное здание, украшенное нарядной аркадой, майоликовыми вставками и небольшими картушами с каллиграфически исполненными цитатами из Корана. Рядом расположены два 10-гранных минарета с площадками, украшенными резьбой. Ныне храм действует. Но, поскольку является частью охраняемого музейного комплекса, туристы могут осматривать его беспрепятственно.
Зубейр-Джами (Красное Село, Старый Крым)
Мечеть расположена у трассы Симферополь — Керчь в одном из кварталов Старого Крыма. Она новая, исторической ценности не имеет, но весьма оригинальная в архитектурном плане. От нее как-то веет духом кубизма. Притом элегантная колоннада и отдельно стоящий белый круглый минарет делают здание нарядным.
Окна расположены в два яруса — в нижнем они прямоугольные, в верхнем стрельчатые. Крышу венчает купол. Здание достопримечательности Крыма расположено на возвышенности и хорошо заметно. Возле него нередко собирается своего рода базар, где продают изделия народных промыслов.
Акъяр-Джами (Севастополь)
Акъяр-Джами известна еще под названием Императорской мечети. В Севастополе она единственная, была построена в 1912 году. Средства на постройку дали эмир Бухары и императорская семья, откуда и название. До того на этом же месте уже существовала мечеть, но она была полностью разрушена во время Крымской войны.
Здание пострадало во время Великой Отечественной войны, но было отремонтировано, и в нем разместился флотский архив. После распада СССР мусульманская святыня снова стала действующей. Она охраняется государством, так как построена в уникальном для Крыма египетском стиле.
Джума-Джами (Симеиз)
Путать с евпаторийской уникальной мечетью эту не стоит, несмотря на одинаковое название. Симеизская построена силами местной общины в начале ХХ века, изначально была скромной. Минарет она получить так и не успела, а после установления советской власти использовалась то под детский сад, то под здание курортного учреждения, то даже под отделение милиции.
В результате здание этой мечети выглядит неприметно. Однако одна деталь обязательно привлечет внимание — огромный минарет, исполненный мозаичной кладкой. Он весьма наряден. Минарет построен уже в последние годы, так как ныне Джума-Джами снова является действующей.
Шукурла-Эфенди (Евпатория)
Шукурла-Эфенди находится на территории комплекса «Текие дервишей» и является самой старой его постройкой. Здание сохранилось весьма хорошо благодаря особой технологии строительства — в просверленные в камнях отверстия заливался свинец, скреплявший постройку.
Существует легенда, связанная с названием. Якобы чиновник Российской империи переписывал древние строения города и спросил настоятеля, как она называется. Но тот не знал русского языка и назвал не мечеть, а себя. Так она с тех пор его имя и носит.
Сейчас Шукурла-Эфенди понемногу реставрируют. В Евпатории подошли к этому делу ответственно, так что никаких пластиковых окон и прочих новоделов — только исторический стиль и натуральные материалы.
Рефат Велиулла Джамиси (Белогорск)
Рефат Велиулла Джамиси новая — построена и открыта в 2015 году. Средства дал местный предприниматель, назвавший новый храм в честь своего отца. Здание богато украшено резьбой по дереву и национальными татарскими символами.
В плане оно скорее квадратное, увенчано куполом. У мечети два минарета, каждый высотой 33 м. Внутри здание тоже богато убрано, купол украшен орнаментом, хоры (верхний ярус, предназначенный для женщин) — резьбой по дереву.
Соборная мечеть (Ялта)
Это не храм, а загадка. Дело вот в чем. Ныне в Ялте имеется так называемая мечеть Дерекой. Она расположена в здании медресе, где некогда преподавал Измаил Гаспринский, на улице Киевской. Притом непонятно, где же была святыня тогда, когда в этом здании располагалось религиозное учебное заведение. Теме не менее, мусульманский центр Дерекой называют и Соборной.
В то же время в Ялте в 2020 г. были проведены слушания по поводу отведения участка для строительства именно что соборной мечети. Место было выбрано на улице Д. Ульянова. Предполагается, что там будет целый комплекс, но понятно, что это дело далеко от завершения. И покамест непонятно, является ли мечеть Дерекой соборной. Но осмотреть ее можно — это памятник архитектуры, каменное серое здание с минаретом.
Юсуповская мечеть (Соколиное)
Мечеть в Соколином построена в 1910 году. Средства дал князь Ф. Ф. Юсупов — Соколиное было его владением, рядом располагался охотничий «домик» (приличных размеров) княжеского семейства. Князь, хоть и был христианином, имел предков-мусульман, потому и пожелал построить местным мусульманам храм. Архитектор был выбран именитейший — Н. П. Краснов.
Конструктивно храм является базиликой — в средневековом стиле. Святыня довольно большая, в здании много стрельчатых окон, минарет устроен рядом отдельно. Стены украшены надписями-арабесками. Мечеть хорошо сохранилась, а недавно была отреставрирована. Она охраняется как историко-архитектурный памятник.
Молла Мустафа Джами (Бахчисарай)
Мечеть находится в старой части города, среди частной застройки, и не слишком приметна (можно ориентироваться на минарет). Строительство здания относят к веку, в конце века оно было отремонтировано и перестроено.
Молла Мустафа Джами является действующей и не выступает музейным объектом (хотя охраняется на региональном уровне), но можно попасть и вовнутрь, если нет службы.
Здание прямоугольное, небольшое, минарет составляет целое с основным строением. Оконные проемы верхнего яруса сложной формы. Но нежелательные «веяния времени» уже коснулись этого памятника, в частности, в нем появились пластиковые окна.
Эски-Сарай (Пионерское)
Мечеть в Пионерском не действует, да и вообще это полуразрушенное здание. Но притом это и один из наиболее интересных памятников исламской архитектуры Крыма, ибо он подлинный, без поздних усовершенствований и реконструкций.
Святыня построена в веке, и ее важнейшим прихожанином должен был быть калги-султан, то есть второй после хана человек в средневековом Крыму (ибо ему принадлежало поселение Эски-Сарай). По факту строение состоит из двух храмов с общей стеной, но разными входами — большой и малой. Оба были перекрыты куполами, которые ныне утрачены.
Однако сохранились стены (местами на полную высоту), элементы внутреннего декора, окна двух ярусов. В советское время были предприняты работы по частичной реставрации и консервации памятника ради его сохранения.
Керченская мечеть
Керченская мечеть строилась в 1842-1850 гг. с подачи градоначальника З. С. Херхеулидзе и под руководством и покровителем купца-благотворителя В. Я. Гущина (православного вероисповедания). Строили на совесть — камень кладки скрепляли свинцовой заливкой. Даже купол был каменным.
Во время Крымской войны британские солдаты обустроили в прихрамовом дворе артиллерийскую позицию, и британский фотограф даже сохранил эту картину для истории. В советское время сняли купол и использовали строение под кинотеатр и библиотеку.
Сейчас Керченская мечеть реконструирована и действует. К ней также пристроен минарет (изначально его не было). Если изучить старые фото, нетрудно будет заметить, что купол строения ныне имеет форму, далекую от изначальной.
Къадыр-Джами (Левадки)
Мечеть совсем новая — строилась в 2012-2017 гг. Однако она впечатляет архитектурным решением и богатством украшений. Здание венчает купол, оно стоит на высоком цоколе, ко входу ведет деревянная лестница. Окна верхнего яруса круглые, нижнего — стрельчатые. Здесь два минарета — явление довольно редкое (в Крыму таких всего шесть). Каждый имеет по две богато украшенные площадки.
Если нет службы, Къадыр-Джами можно осмотреть и внутри. Она того стоит, так как богато изукрашена сложной резьбой по дереву и камню и каллиграфическими изречениями. Художественная ценность этого комплекса не вызывает сомнений. Название переводится как «величественная мечеть». Надо сказать, здание ему полностью соответствует.
В Крыму есть и другие интересные мечети, как в отличном состоянии, так и разрушенные. Ислам довольно давно стал частью истории полуострова, так что памятников этой религии тут много.