МИХАИЛОВСКАЯ БАТАРЕЯ В КРЫМУ- Обзор

Памятник русской морской фортификации середины XIX в. Михайловская казематированная батарея – одно из немногих сохранившихся до наших дней оборонительных сооружений такого типа. Проект батареи, разработанный в 1841 г. инженер-полковником К. И. Брюно и доработанный инженер-полковником Г. Е. фон Фелькерзамом, был реализован в 1846 г. Двухэтажная казематированная батарея № 2, позже названная Михайловской в честь шефа русской артиллерии Великого князя Михаила Николаевича, по размерам и огневой мощи являлась второй после самой большой в России морской батареи того времени – Николаевской (Севастопольская крепость).

Батарея участвовала в событиях двух героических оборон Севастополя в годы Крымской войны 1854-1855 гг. и Великой Отечественной войны в 1941-1942 гг., ее история связана с зарождением отечественной гидроавиации в I-й половине ХХ в.

В настоящее время на территории музейного комплекса «Михайловская батарея» размещаются экспозиции, посвященные Крымской войне и первой обороне Севастополя, истории города и Черноморского флота в XIX в. – начале ХХ в., обороне Севастополя в 1941-1942 гг. Часть экспозиции посвящена трагической судьбе линкора «Новороссийск». В музее экспонируется более 5 тысяч предметов из коллекций постоянного и временного хранения.

Михайловская береговая батарея не может похвастать богатой военной историей. Была она построена для обороны военного порта при нападении с моря в 1846 году, аккурат перед Крымской войной.

Одним из новшеств той эпохи было максимально низкое расположение батареи относительно линии воды, чтобы выстрелы из пушек достигали самых важных и уязвимых мест на кораблях противника.

Все укрепления опоясывал ров вокруг здания. Всего на батарее могло размещаться 115 пушек разного калибра. Вооружение находилось в 62 казематах на двух этажах на открытой платформе. В этих же помещениях вместе с пушками размещался гарнизон для их технического обслуживания. Для проживания офицеров назначались 23 каземата.

Но обе обороны Севастополя, что в Крымскую войну, что в Великую Отечетсвенную были на суше. Город оказался неприступной крепостью с моря и оба раза его брали с суши. Прямого участия в боевых действиях батарея в Крымской войне не принимала, но при ней был развернут госпиталь, а за батареей выросло обширное Михайловское кладбище. В Великую Отечественную войну три дня сдерживала натиск врага, получив значительные повреждения, но не была стерта с лица земли.

Батарея очень прилично сохранилась и сейчас там весьма интересный музей. Батарея строилась не из белого инкерманского камня, а из желтоватого камня с Килен-Балки. Толщина наружных стен составляет 1.8 метра, внутренние стены так же толще 1 метра.

Планировка внутренних помещений для размещения личного состава батареи анфиладная, общий коридор связывает между собой смежные казематы на обоих ярусах. Несмотря на целый ряд реконструкций, внутренние интерьеры батареи до наших дней сохранили свой вид.

Стоимость билета в музей составляет 300 руб., включая экскурсию. Подробно как добраться смотрите в

Михайловская казематированная береговая батарея — музейный комплекс в составе Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Музейный комплекс воспроизводит интерьер фортификационного сооружения середины XIX века.

Построена в 1846 году как одно из 10 фортификационных сооружений на побережье города Севастополя, названа в честь великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I.

Батарея была сооружена на месте бывшей земляной артиллерийской батареи для защиты военного порта от нападения с моря в 1846 году.

Царь Николай I, понимая стратегическое значение Севастопольской крепости на Чёрном море, в 1834 году утвердил план её укрепления, который предусматривал, помимо других мероприятий, строительство новых и реконструкцию старых береговых батарей. План укреплений крепости, в том числе и Михайловской батареи, которая получила инженерно-проектный номер 2, разработал командированный в Севастополь инженер-полковник Карл Иванович Бюрно. Скорее всего позже проект был дополнен инженер-полковником Густавом Ефимовичем фон Фёлькерзамом. Инженерный департамент Военного министерства закончил проектирование 2-й батареи в 1841 году и в декабре того же года получил утверждённые чертежи. Строительство батареи велось с 1841 по 1847 год. В том же году батарея была названа в честь четвёртого сына Николая I великого князя Михаила Николаевича.

Батарея была построена из известняка, который добывался в каменоломнях Килен-балки. Здание батареи представляет собой П-образный двухъярусный форт, состоящий из центрального корпуса и боковых крыльев, расположенных к нему под углом 100°. Длина сооружения по фронту 108 метров, вместе с флангами — 205 метров.

Толщина наружных стен до 1,8 метра. В тыльной части была сооружена внутренняя оборонительная стена со рвом (сегодня сохранился лишь ее фрагмент у северного барбета). Внутренние углы сооружения заканчивались двумя башнями-барбетами (сохранилась только одна). В 58 казематах батареи и на верхней площадке могло размещаться до 115 орудий (фактически накануне Крымской войны было 77 орудий, 68 из которых могли вести обстрел рейда). Смежные казематы на обоих ярусах форта связаны между собой коридором, внутренние помещения для личного состава, расположенные в виде анфилады. Гарнизон батареи составлял 750 человек.

Для своего времени батарея была современным, хорошо вооруженным оборонительным сооружением. Фронтальная (самая мощная) часть батареи вместе с правым флангом Константиновской батареи обеспечивала перекрестный обстрел входа на рейд Севастопольской бухты. Северное крыло форта вместе с укреплениями внутренней оборонительной стены обеспечивали оборону батареи с берега. Сектор обстрела пушек левого крыла накрывал внутренний рейд.

Во время Крымской войны командовал батареей капитан-лейтенант Николай Фёдорович Андреев. В морском бою 5

октября 1854 года, когда союзная эскадра атаковала Севастополь с моря, Михайловская батарея активного участия не принимала из-за своего расположения. Сначала она также открыла огонь, но вскоре в связи с его неэффективностью прекратила. В дальнейшем в казематах батареи находился один из госпиталей.

После войны помещения батареи использовались как складские, позже — как казармы Севастопольской крепостной артиллерии. До начала XX век в связи с развитием вооружений Михайловская батарея потеряла оборонное значение, но вплоть до наших времен оставалась закрытым объектом, который принадлежал военно-морскому флоту.

В 1920 году правительством Юга России в казематах батареи были организованы артиллерийские курсы. В предвоенные годы на территории батареи располагались подразделения обеспечения 77-го авиапарка Черноморского флота.

Сейчас открыта первая часть музея, выставка под названием «Героический Севастополь», где собраны уникальные экспонаты, в общей сложности более десяти тысяч, размещенные в 30 залах на площади более чем в 2 500 квадратных метров (это почти четыре футбольных поля), которые раскрывают историю становления и развития города Севастополя, рассказывают о развитии Черноморского флота, Крымской войне, периоде Первой и Второй мировых войн (во время второй обороны Севастополя защитники батареи сдерживали немецко-фашистских захватчиков на подступах к городу на протяжении трех суток). Выставка представляет зрителям историю севастопольского гарнизона, военной артиллерии, затрагивает время революционного перелома, эпоху Гражданской войны, исхода Белой армии из Крыма — трагическая эвакуация из Крыма Русской армии (Врангеля), и первые годы Советской власти.

Также, на Северной стороне расположено Северное укрепление тех же времён постройки, что и батареи.

Уникальный объект русской и советской береговой обороны ХХ в. Батареи с башенными 12-дюймовыми (305-мм) орудиями строились накануне Первой мировой войны в рамках модернизации Севастопольской крепости. Проект батареи № 26 – будущей советской 30-й береговой батареи, разработан в 1914 г. полковником С. А. Ильяшевым на основе рекомендаций инженер-генерала Ц. Кюи и генерал-лейтенанта Н. Буйницкого. К осени 1917 г. строительство бетонного массива батареи № 26 было завершено на 70%. Достройка фортификационного сооружения осуществлялась уже в советский период – в 1925-1940 гг.

30-я береговая батарея сыграла важную роль в героической обороне Севастополя 1941–1942 гг. Приказом наркома ВМФ СССР 18 июня 1942 года 1-му отдельному артиллерийскому дивизиону береговой обороны ЧФ, в который входила 30-я батарея, было присвоено гвардейское звание.

В послевоенный период батарея была восстановлена с использованием модернизированных трехорудийных башен, снятых с линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»). После распада СССР, в 1997 г., 30-я береговая батарея была законсервирована. В 2021 г. батарея вошла в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений ФГАУ «УИСП» филиала в г. Севастополь Минобороны России.

Посещение 30-й береговой батареи доступно с 9.00 до 18.00. Экскурсии проводятся каждый час только в составе организованной группы. Последняя экскурсия организованной группы посетителей в 17.00.

Военно-исторический музей фортификационных сооружений в составе Федерального государственного автономного учреждения «Управление имуществом специальных проектов» Министерства обороны Российской Федерации начал работу 12 марта 2021 года.

В состав музея входят два объекта культурного наследия: Михайловская батарея и 30-я береговая батарея. Данные объекты являются уникальными памятниками морской фортификации Севастополя. В музейное собрание входят редкие предметы из коллекций авиационной и ракетной техники, артиллерийского вооружения, военная форма и награды, документы и фотографии, предметы изобразительного искусства. В исторических стенах Михайловской батареи и 30-й береговой батареи музейные предметы в постоянных и новых экспозициях и выставках, воссоздают атмосферу аутентичности происходивших здесь событий.

ВЫ УВИДИТЕ

В городе-герое Севастополь есть что посмотреть. Один из таких объектов — Михайловская батарея, или как ее еще называют Михайловский Равелин. Это одно из 10 защитных сооружений на побережье города, защищающих вход в бухту Севастополя. Этот равелин принимал участие в двух оборонах города. Сейчас его территория представляет себе один из филиалов музея Военно-исторического объединения, посвященному фортификационным сооружениям. В его залах можно найти множество экспонатов, посвященных тематике различных войн, в которых участвовала Михайловская батарея и общей тематике военного флота России. Например, музей содержит одну из самых больших коллекций предметов относящей к периоду войны с коалицией, состоящей из Французской, Британской и Османской империй с Россией, которая называется Крымской войной и длилась с 1853 по 1856 год. Часть экспонатов уникально и взято из частного музея Шереметьевых. В выставочных помещениях есть и экспозиции предметов, посвященных другим ключевым событиям истории, временам Гражданской, Первой мировой и Великой Отечественной войны.

В экспозициях можно видеть различные виды инсталляций изображающие, что было в стенах Михайловского равелина в тот или иное время и как это выглядело.

Среди представленных для ознакомления экспонатов интересующиеся люди найдут для себя и документы различных времен, военную форму, различную амуницию, фотографии и литографии, ну и конечно же холодное и огнестрельное вооружение. Все предметы расположены по выставочным залам в четком порядке, согласно тематике зала и времени к которому он относится. Большое пополнение экспозиции музей получил в 2014–2015 годах из фондов Российских музейных коллекций.

Весь музей отстроен так, чтобы воспроизвести обстановку, которая царила в нем в XIX веке. Это и деревянные полы, и фонари и даже восстановлено одно из старинных орудий, использовавшихся для обороны равелина — это «одно пудовый длинный единорог», находящийся на своем, предназначенном историей месте.

История существования равелина

Решением императора Николая I, на том месте, где находился защитный вал прибрежной батареи, было принято указание построить равелин, защищающий порт Севастополя. Что и было сделано в 1846 году. Название «Михайловская», присвоено в честь имени сына Николая I — Михаила Николаевича.

Для возведения равелина использовался известняковый камень, добываемый в недалеко расположенной каменоломне Килен-Балки. Сам равелин являет собой форт с П-образным видом и с двумя ярусами, толщина стен которого составляет в среднем почти 2 метра. На стенах и помещениях форта могло находиться до 115 орудий. Со стороны суши была установлена еще одна защитная стена и ров с водой. В настоящее время не сохранившийся.

В связи со своим расположением, в боевых действиях Крымской войны 1854 года, когда на порт напала союзная эскадра, форт активного участия не принимал. В его помещениях был организован госпиталь для раненых.

После окончания Крымской войны помещения равелина использовались в качестве различных складов, а затем в нем проводились курсы обучения артиллеристов. Незадолго до начала Великой отечественной войны в помещениях форта находилась служба обеспечения 77-го авиационного парка относящегося к Черноморскому флоту.

В период второй обороны Севастополя, в 1942 году батарея являлась одним из четырех опорных пунктов защиты порта города. После атаки на нее фашистскими войсками 21 июля 1942 года и после трех суток тяжелых боев, защитники батареи оставили равелин и отступили на Южную сторону.

После войны на территории форта размещался склад имущества военно-морского флота.

Музей Михайловской батареи

В наше время, после восстановительных работ здания форта, который пришел в упадок за множество лет, проведенных при поддержке частного мецената Алексея Шереметьва, в залах Михайловской батареи открылся музей. Коллекция экспонатов которого постоянно пополняется и представляет большой интерес для ценителей истории.

Объем музея занимает собой более 30 залов общей площадью 2,5 км2.

В ней показана история появления и развития г. Севастополь, Черноморского флота в общем, периоде всех войн, в которых он участвовал, раскрывается в его залах и тема революции и гражданской войны. Есть залы, в которых показана трагическая история отхода белой армии из полуострова Крым, известная как эвакуация армии барона Врангеля. Присутствуют и залы с инсталляциями, посвященных трех дневному периоду обороны равелина от наступающих фашистских войск.

Есть и выставки, касающиеся современного состояния ВМФ и вооружений стоящих на кораблях Черноморского флота. В некоторых недавно открытых залах можно ознакомится и с историей подводного атомного флота России и СССР.

Цены и режим работы

В связи с условиями в самом равелине, такими как повышенная влажность, полутемные помещения и не высокая температура, посещения внутренних помещений проводятся только в составе экскурсий, которые формируются тут же на входе. Из-за этих же условий и не допускаются для участия дети младше 3-х лет. Для внешнего осмотра быть в составе экскурсии необязательно. Сами экскурсии достаточно непродолжительны и проходят в среднем в течение часа.

Взрослый билет стоит 600 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров — 300 рублей. Каждую вторую пятницу школьники и студенты посещают экскурсии бесплатно. Бесплатное посещение предоставляется и различным льготным слоям населения. Летом экскурсии проводятся с 9 до 18 часов, последняя группа принимается в 17:00, зимой  с 10 до 17 часов. Кассы по продаже билетов работаю с 9.00 до 17.00.

Экскурсии от Спутника

Самый живописный и быстрый метод — это путешествие по воде с использованием паромов или лодок из Артиллерийской бухты. Водный транспорт отходит в том направлении каждые 30 минут. Путь до равелина не более 7 минут. От причала № 4, куда приплывает судно, пешком не более 100 метров до входа. До самой Артиллерийской бухты можно добраться спустившись от автобусной остановки «Площадь Лазарева». На этой остановке останавливаются маршруты троллейбусов № 1, 3, 7, 9, 10, 12 и автобусы № 4, 71, 109, 110, 112, 120.

Есть и более длительный маршрут, с использованием перемещения по суше. Это автобус № 55, который идет до автостанции Северной стороны, откуда до равелина нужно пройти пешком. Путь займет приблизительно 10 минут или же доехать до автобусных остановок «Радиогорка» или «Парус».

 

Конечно же можно воспользоваться и услугами такси, такими известными как Uber или множеством местных таксомоторных парков, таких как такси «Maxim», «1515 Севастополь», «Круиз», «Метро», «Трансавто-7», «Севтакси» и другими. Яндекс. такси в Севастополе не работает.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий