МУЗЕИ ГРИНА В ФЕОДОСИИ- Обзор

На основании Приказа №827 Министерства культуры культуры РФ от 23.07. 2020 г.” Об утверждении единых правил организации и комплектования, учета, хранения, и использования музейных предметов и музейных коллекций”( раздел XI. Требования к условиям микроклимата, обеспечивающим сохранность музейных предметов). Вступил в силу с 1 января 2021 г.


Посещения   Феодосийского литературно-мемориального

1. Посетители при входе в Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина (далее- Музей) в целях безопасности предупреждаются о необходимости обязательного соблюдения настоящих правил.

3. Для входа в Музей посетитель обязан приобрести билет в кассе Музея в день посещения.         – При покупке билета по программе «Пушкинская карта» посетитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность.

– Для приобретения билета по льготному тарифу необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу.

2.  Вход в Музей с крупногабаритными сумками, рюкзаками, размером более чем 55х35х25 см, аппаратурой, зонтами и другими предметами не допускается.

4.  В случае экстренной необходимости возвращения во входную зону после прохождения контроля, посетитель обязан обратиться к музейному смотрителю для согласования порядка повторного прохода в музейную зону.

5. Музей осуществляет прием индивидуальных посетителей и экскурсионных групп. Подробная информация об услугах размещена на сайте Музея (https://feomuseygrina.ru/).

6. Экскурсионное обслуживание в музейных залах осуществляется научными сотрудниками Музея для групп на основе предварительной заявки, оплаты как предварительно, так и непосредственно в день посещения за наличный или безналичный расчет.

4.  В Музее разрешена бесплатная любительская фото и видеосъемка экспозиций Музея.

5. Замечания и предложения просим оставлять в «Книгах отзывов посетителей», находящихся в основной экспозиции Музея и выставочных залах.

6. Нарушать общественный порядок.

7. Производить профессиональную кино-, фото- и видеосъемку без письменного разрешения администрации Музея. Фотографирование сотрудников Музея запрещено.

8. При посещении Музея по программе «Пушкинская карта» запрещается передача именного билета третьим лицам.

9. Входить в экспозиционные и выставочные залы с продуктами питания, напитками в открытой таре.

10. Прикасаться к музейным экспонатам и витринам.

11. Курить на территории Музея, находиться в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.

12. Находиться на территории Музея с любыми животными, кроме собак-поводырей.

13. Наносить надписи и расклеивать объявления, плакаты и другие виды материалов информационного характера.

14. Проходить в Музей с холодным и огнестрельным оружием, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и отравляющими веществами.

15.  Громко разговаривать, бегать по залам, мешать другим посетителям.

16. Самовольно проникать в служебные и технические помещения Музея.

17. Находиться в Музее после завершения его работы.

18. Во время посещения экспозиционных залов, лекций, экскурсий, мероприятий необходимо отключить или перевести в бесшумный режим ожидания все средства связи.

19. При обнаружении подозрительных предметов, свертков, сумок и иных вещей, оставленных в помещениях музея, посетителям следует немедленно сообщить об этом представителям администрации или другим сотрудникам Музея.

20. Территория Музея, экспозиционные и выставочные залы контролируются видеокамерами наблюдения.

21. Нарушение посетителями настоящих Правил, причинение любого ущерба имуществу Музея является основанием для привлечения их к материальной, административной и уголовной ответственности в порядке и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

К Золотому юбилею музея А. Грина

Ровно 50 лет назад 9 июля 1970 года в Феодосии состоялось открытие литературно-мемориального музея А. С. Грина. Именно в Феодосии писатель нашел свою сказочную, солнечную гавань. В этом доме — нынешнем музее Грин жил и занимался творчеством более 5 лет. На сегодняшний день это один из самых посещаемых музеев Крыма, является памятником российской и мировой культуры.

И как благополучно сложились обстоятельства, что именно в это время, после затяжной самоизоляции выставочные залы открылись для посещения. Во всяком случае на Крымских курортах. По случаю празднования юбилея в музее проходят сразу две выставки:«Музею А. Грина-50!» и «Страна человеческого сердца»,где представлена экспозиция включающая впервые выставленные в музее работы французских мастеров, переданные феодосийскому музею ленинградским Эрмитажем еще в 1971 году, а так же работы многих наших художников, в т. ч. и М. Волошина.

И это не все. У посетителей есть шанс полюбоваться оригиналами иллюстраций известных художников к произведениям А. Грина.

Скажу более — 23 августа музей отметит 140-лет со дня рождения виновника празднеств и так же на эту дату запланированы праздничные мероприятия. Но увы — в этом году мы не планируем путешествовать по Крыму и тем более посещать уже ранее увиденные места. Но удивительный музей А. С. Грина, который я посетила в прошлом году до сих пор вспоминаю с удовольствием и время от времени перелистываю страницы уже прочитанных ранее и еще незнакомых его произведений(за всю свою писательскую карьеру А. С. Грин написал более 400 произведений).

Я в нескольких словах вспоминала о музее в своем рассказе о коротенькой поездке в Феодосию https://www.tourister.ru/responses/id_31170 . Музей очень явственно раскрывает сущность писателя, чем он жил и дышал. И существует по сей день благодаря множеству творческих людей, внесшим свой вклад как в документальной биографической информации так и в тематике музейных комнат. Музей А. С. Грина по праву считается эксклюзивным в своем роде в стране (и в мировой практике таких отыщется немного).

Как считают аналитики, да я и сама в этом убедилась-в основе музея лежит все же не биография и жизнь писателя, а его творчество, жизнь его героев.

Музей Грина выполнен в духе старинного парусного корабля, отражающего романтичные произведения писателя, начиная с входной потрескавшейся деревянной двери — обвязанной канатами на входе, за которой скрывается карта вымышленой гриновской страны Гринландии с только ей присущими океанами, портами, бухтами.

Страна Гринландия-это не просто местность, которую можно представить как угодно, а всегда живущая в воображении писателя страна. А сам Грин неоднократно очень четко описывал план того или иного города со всеми ландшафтными изменениями, улицами, площадями и определенными ориентирами. Он рассказывал так, как буд-то перед ним лежала карта. Но карта-панно, встречающая на входе появилась гораздо позже, во время создания музея.

Грин о Зурбагане:

«В Зурбагане, горной, дикой, удивительной стране, Я и ты, обнявшись крепко рады бешеной весне. Там ручьи несутся шумно, ошалев от пестроты,Почки лопаются звонко, загораются цветы. Там ты женщин встретишь юных, с сердцем диким и прямым,С чувством пламенным и нежным, бескорыстным и простым. Если хочешь быть убийцей-полюби и измени;Если ищешь только друга-смело руку протяни;Если хочешь сердце бросить в увлекательную высь,Их глазам, как ворон черным, покорись и улыбнись».

С того самого момента, как только становишься на палубу символического гриновского корабля, попадаешь в мир романтико-фантастических образов. Здесь каждая комната-каюта имеет свое название. Есть здесь и «Ростальная»комната и „Клиперная“,

„Каюта странствий“ и „Каюта капитана“,

Фоном комнат служит темное дерево, которым обшиты стены.(И тут у меня совсем разыгралась фантазия) — именно эти стены придают на мой взгляд мнимому кораблю некоторую ветхость и представление об обитателях его — просоленных и потрепанных морскими штормами и бурями матросах. И конечно же! Конечно канаты — куда без них! Плетения из сезальского каната, который применяли суда для поднятия грузов и их перевязывания при транспортировке. Гриновские моряки, повидавшие много стран — часто останавливались и в тропических станах, где могли достать сезальский канат(от названия мексиканского порта Сисаль)-потому как свит он из натурального волокна-волокна агавы, наиболее прочного и долговечного.

Наряду с капитанскими аксессуарами и канатами радуют глаз макеты кораблей и фонари:

А жизни и творчеству писателя посвящена целая комната. Это рабочий кабинет С. Грина. Единственная комната в музее, которая представлена такой, какая была при писателе. Ее обстановка была воспроизведена по воспоминаниям его современников и старым фотографиям.

О Грине как о писателе-романтике подумалось сразу-как только на глаза попалось старенькое первое издание „Алые паруса“ под стеклом в деревянной рамочке. Интересно, что идея этого произведения родилась в голове писателя спонтанно. Однажды, увидев в витрине магазина среди игрушек кораблик с белыми парусами. Повесть он посвятил второй жене Нине. А белый цвет заменил алым, поясняя позже, что „алый-цвет ликования“. Если честно, то трудно представить, как человек, не имевший собственных детей так трогательно смог описать характер и поведение маленькой девочки.

Но ходить в плавания ему посчастливилось недолго. Юношеские романтические ожидания о вольной и красивой жизни морского волка не совпали с реальность и разругавшись с капитаном Гриневский уходит на службу, но не выдержав тяжб солдатской жизни дезертировал и в этот же период написал свое первое произведение „Заслуга рядового Пантелеева“,где упоминает о нарушениях, которые творятся на солдатской службе. Вскоре писатель сблизился с революционерами и занялся подпольной деятельностью.

А. Грина тесно связывали дружеские отношения с М. Горьким, А. Куприным и др.известными писателями того времени, которые оказали свое влияние на творческую деятельность писателя:

После многих жизненных перепитий А. Гриневский начинает печатать серию рассказов под творческим псевдонимом Грин и постепенно совершенствуется в своем мастерстве при этом неплохо зарабатывая. Что касается личной жизни, то писатель был женат дважды. В рассказе»100 верст по реке» первая жена Вера стала прообразом главной героини. Ее Грин не мог забыть до конца жизни и всегда хранил ее портрет.

Первая жена А. Грина-Вера.

Но тем не менее писателю было суждено жениться второй раз и провести с Ниной всю оставшуюся жизнь. Супруги считали друг друга подарком судьбы и жили как говорится и в горе и в радости. В доме, где сейчас располагается музей чета провела 5 счастливых лет и эти годы стали рассветом писательской деятельности Грина. Здесь он написал и «Бегущую по волнам». Именно здесь когда-то писатель преподнес в подарок жене Нине золотые часики, приобретенные за хороший гонорар, а после, подавленная нуждой и болезнью мужа Нина была вынуждена их продать, чтобы выжить. А. С. Грин скончался летом 1932 года от тяжелой болезни и на его могиле установлен памятник Бегущей по волнам. Благодаря содействию и старанию Нины музей имеет место быть.

PS: своему отзыву я присвоила оценку 5 — музей достойный, атмосферный и очень интересный. На самом деле в книге отзывов и предложений я пожелала(как и многие подписавшиеся посетители), чтобы в музее произвели косметический ремонт комнат, т.к вид внутреннего пространства оставляет желать лучшего и надеюсь, что замечания общества будут учтены.

Для тех кого тронул и заинтересовал музей А. Грина так же, как меня и кто собирается путешествуя по Крыму завернуть в Феодосию с целью посещения музея есть приятная информация: текущая выставка экспозиций, которая приурочена к празднованию юбилея продлится до 1 сентября, так что имеется время в запасе.

Адрес музея А. Грина:Республика Крым, Феодосия, ул. Галерейная 8,пересечение ул, Галерейной ул. Русской.

Стоимость билета и рабочие дни недели рекомендую уточнять. Здание пройти просто невозможно, потому как угол фасада украшен красивым гипсовым панно «Бригантина» — местом для романтичного «селфи». Зайдите сюда — это место не похоже на другие, как и сам писатель когда-то был не похож на обычных людей.

Алые паруса бегущей по волнам Александра Грина. Привет из детства

В самом центре города недалеко от набережной этот интереснейший небольшой музейчик.

Боковую сторону дома украшает большое рельефное панно в романтическом стиле — «Бригантина».

Экспозиция музея воспроизводит детали быта и рабочего кабинета писателя и фантастический мир его литературных героев. У входа — якорь, дубовые двери, а вместо привычных музейных комнат — Трюм фрегата, Каюта капитана Геза, Клиперная, Ростральная, Каюта странствий.

В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».

Александр Гриневский родился в 1880 году в городе Слободской Вятской губернии.

Отец — Стефан Гриневский (1843–1914), польский шляхтич из Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. За участие в Январском восстании 1863 года был в 20-летнем возрасте бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он и прибыл в 1868 году. В России его называли «Степан Евсеевич».

В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857–1895).

Саша научился читать в 6 лет, и первой его прочитанной книгой стала «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

Во втором классе реального училища он написал оскорбительное стихотворение об учителях и был-таки из училища исключён. В 15 лет Саша остался без матери, умершей от туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой были напряжёнными, и он поселился отдельно от новой семьи отца.

Впоследствии атмосферу провинциальной Вятки Грин охарактеризовал как «болото предрассудков, лжи, ханжества и фальши». Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи.

В 1896 году, по окончании четырёхклассного Вятского городского училища, 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии») бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал.

В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса — Батум — Одесса. Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии.

Моряка из Грина не вышло,- он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль.

В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья,- на этот раз в Баку.

Там он перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком.

В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина. Спустя шесть месяцев (из которых три с половиной провёл в карцере) он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В армии Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске.

С этого момента Грин, получив партийную кличку «Долговязый», искренне отдаёт все силы борьбе с ненавистным ему общественным строем, хотя участвовать в исполнении террористических актов он отказался, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат разных городов.

В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания».

В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью».

Мнимая «тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина.

В мае 1912 года Гриневские вернулись в Петербург. Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия».

В воспоминаниях Нины Николаевны Грин приводятся слова Грина о том, как он провёл богемные предвоенные годы

«Меня прозывали „мустангом“, так я был заряжён жаждой жизни, полон огня, образов, сюжетов. Писал с размаху, и всего себя не изживал. Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродяжьей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал её. Не мог насытиться. Тратил и жёг себя со всех концов. Я всё прощал себе, я ещё не находил себя».

После начала Первой мировой войны некоторые из рассказов Грина приобретают отчётливый антивоенный характер: таковы, например, «Баталист Шуан», «Синий волчок» («Нива», 1915 год) и «Отравленный остров».

Дед Мороз несёт «подарки» на Новый, 1917 год.

Из-за ставшего известным полиции «непозволительного отзыва о царствующем монархе», Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград.

Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли.

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, но вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки. Максим Горький прислал тяжелобольному Грину мёд, чай и хлеб.

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с Н. С. Гумилёвым, В. А. Рождественским, О. Э. Мандельштамом, В. Кавериным.

Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса» (опубликована в 1923 году).

«Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Рождественский.

Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин позже описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение.

В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались, и оба считали свою встречу подарком судьбы. Грин посвятил Нине феерию «Алые паруса», завершённую в этом году.

Супруги сняли комнату на Пантелеймоновской, перевезли туда свой скудный багаж: связку рукописей, немного одежды, фотографию отца Грина и неизменный портрет Веры Павловны.

Сначала Грина почти не печатали, но с началом НЭПа появились частные издательства, и ему удалось опубликовать новый сборник «Белый огонь» (1922).

На гонорары Грин устроил пир, съездил с Ниной в свой любимый Крым и купил квартиру в Ленинграде, затем продал эту квартиру и переехал в Феодосию.

Инициатором переезда была Нина, которая хотела спасти Грина от пьяных петроградских кутежей и притворилась больной.

Вначале супруги снимали вот эту маленькую комнатку, в которой писатель и работал.

А затем выкупили весь этот дом.

Изредка супруги ездили в Коктебель к Максимилиану Волошину, с творчеством и домом-музеем которого я познакомлю Вас в заметке о Коктебеле.

В Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в журнале «Новый мир»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их».

Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр — роман «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты таланта писателя: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет.

Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика». С большим трудом в 1929 году удалось издать и последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».

Грин грустно отмечал:

«Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей — такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу». « Пусть за всё моё писательство обо мне ничего не говорили как о человеке, не лизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю».

В 1927 году частный издатель Л. В. Вольфсон начал издавать 15-томное собрание сочинений Грина, но вышли только 8 томов, после чего Вольфсона арестовало ГПУ.

НЭПу приходил конец. Приходил конец и Грину, и писателям серебрянного века.

Попытки Грина настоять на выполнении контракта с издательством приводили только к огромным судебным издержкам и разорению. У Грина снова стали повторяться запои. Однако, в конце концов, семье Грина всё же удалось выиграть процесс, отсудив семь тысяч рублей, которые, впрочем, сильно обесценила инфляция.

Квартиру в Феодосии пришлось продать. В 1930 году Гриневские переехали в город Старый Крым, где жизнь была дешевле. Дом в Старом Крыму купили на деньги, которые Нина выручала от продажи кольца, которое Грин подарил супруге в лучшие годы.

С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги: по одной в год.

И Грин, и Нина отчаянно голодали и часто болели. Грин пытался охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно.

Роман «Недотрога», начатый Грином в это время, так и не был закончен, хотя некоторые критики считают его лучшим в его творчестве. Грин мысленно продумал до конца весь сюжет и сказал Нине: «Некоторые сцены так хороши, что, вспоминая их, я сам улыбаюсь».

В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин в последний раз ходил (через горы) в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор популярен среди туристов и известен как «тропа Грина».

Летом Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его новому роману. По возвращении Грин устало сказал Нине: «Амба нам. Печатать больше не будут».

На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Как выяснили историки, на заседании правления Лидия Сейфуллина заявила: «Грин — наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!».

Ещё одну просьбу о помощи Грин направил Горькому; неизвестно, дошла ли она по назначению, но ответа тоже не было.

В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать».

В мае 1932 года после новых ходатайств неожиданно пришёл перевод на 250 руб. от Союза писателей, посланный почему-то на имя «вдовы писателя Грина Надежды Грин», хотя Грин был ещё жив. Существует легенда, что причиной было последнее озорство Грина — он послал в Москву телеграмму «Грин умер вышлите двести похороны».

Александр Грин скончался утром 8 июля 1932 года, на 52-м году жизни, в Старом Крыму, от рака желудка. За два дня до смерти он попросил пригласить священника и исповедался.

Похоронен писатель на городском кладбище Старого Крыма.

На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений; к ним присоединилась даже Сейфуллина. Сборник А. Грина «Фантастические новеллы» вышел через 2 года, в 1934 году.

Нина Николаевна Грин, вдова писателя, продолжала жить в Старом Крыму, в саманном домике, работала медсестрой. Когда гитлеровская армия захватила Крым, Нина осталась с тяжело больной матерью на оккупированной нацистами территории, работала в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района».

Затем она была угнана на трудовые работы в Германию, в 1945 году добровольно вернулась из американской зоны оккупации в СССР. После суда Нина получила десять лет лагерей за «коллаборационизм и измену Родине», с конфискацией имущества.

Отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре. Большую поддержку, в том числе вещами и продуктами, оказывала ей первая жена Грина, Вера Павловна. Нина отбыла почти весь свой срок и вышла на свободу в 1955 году по амнистии (реабилитирована в 1997 году). Вера Павловна умерла раньше, в 1951-м.

Между тем книги «советского романтика» Грина продолжали издаваться в СССР вплоть до 1944 года. В блокадном Ленинграде транслировались радиопередачи с чтением «Алых парусов» (1943), в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».

В годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и многие другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович), был в советской печати заклеймён как «космополит», чуждый пролетарской литературе, «воинствующий реакционер и духовный эмигрант».

После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят. Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу. Его произведения издавались миллионными тиражами.

Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали).

В июле 1970 года был открыт также Музей Грина в Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея.

Его открытие крымским обкомом КПСС увязывалось с конфликтом с Ниной Николаевной: «Мы за Грина, но против его вдовы. Музей будет только тогда, когда она умрёт».

Нина Николаевна Грин скончалась 27 сентября 1970 года в киевской больнице. Похоронить себя она завещала рядом с мужем. Местное партийное начальство, раздражённое утратой курятника, наложило запрет; и Нину похоронили в другом конце кладбища.

23 октября следующего года, в день рождения Нины, шестеро её друзей ночью перезахоронили гроб в предназначенное ему место.

Александр Грин занимает в русской и мировой литературе совершенно особое место. У него не было ни предшественников, ни прямых продолжателей. Критики пытались сравнивать его с близкими по стилю Эдгаром По, Эрнстом Гофманом, Робертом Стивенсоном, Бретом Гартом и другими — но каждый раз выяснялось, что сходство это поверхностно и ограниченно.

Музей Александра Грина в Феодосии

Июнь – сентябрь: вт-вс 9.00 — 17.00, перерыв: 13.00-14.00. Касса: 9.00 — 12.30; 14.00-16.30. Сан. день — первая пт месяца. Октябрь – май: часы работы те же, дополнительный выходной — вторник.

Входной билет (посещение основной экспозиции): взрослым – 150 р., школьникам, студентам – 60 р., пенсионерам РФ – 75 р.
Единый билет (посещение основной экспозиции и выставки): взрослый – 200 р., школьники, студенты – 75 р., пенсионеры РФ – 90 р.

Телефон (касса (справка о режиме работы музея и заказ экскурсий))

Музей Александра Грина в Феодосии, на Галерейной улице, располагается в доме писателя, в котором он проживал и работал с 1924 по 1929 год.

Мемориально-литературный музей в этом здании действует с середины 1970 года. Первое время развитие новой выставочной площадки курировал Феодосийский краеведческий музей. Проект литературного музея разработан художником-архитектором С. Г. Бродским. Здание примечательно издалека и весьма узнаваемо по фотографиям Феодосии за счет крупного романтического рельефного панно «Бригантина», которым оформлен торец дома.

Постоянная экспозиция музея включает воссозданный кабинет писателя, где внимание уделено бытовым деталям, а также помещения, оформленные в стиле созданного Грином романтического мира: это музейные комнаты «Трюм фрегата», «Клиперная», «Каюта странствий» и другие. Выставка «Грин и современность» размещается в большом зале. Также в музее периодически проводятся временные тематические выставки, встречи с музыкантами, поэтами и художниками.

Образ музея в виде старинного парусного корабля и вся атмосфера внутренних помещений пропитаны творчеством писателя, романтикой морских странствий и способствуют возвращению в радости и мечты детских лет.

Экскурсии

Для более глубокого знакомства с домом-музеем Грина и погружения в его атмосферу есть возможность посетить экскурсии, проводимые не только профессиональным, но и увлеченным персоналом музея.

Цена на экскурсию (участие в группах до 20 человек) составляет 500 руб. Самостоятельная экскурсия с аудиогидом — 150 руб. + входная плата за посещение основной экспозиции для соответствующей категории (аудиогид выдается под залог 2000 рублей).

Помимо обычных экскурсий музей Александра Грина в Феодосии проводит интерактивные тематические экскурсии, стать участником которых можно, подав предварительную заявку.

Для взрослых (группа не более 15 человек) проводятся экскурсии следующих тематик: «Тайны дома на Галерейной», «Женщины в жизни Александра Грина», «Война и мир в жизни и творчестве Александра Грина». Стоимость билетов — 300 руб., для студентов — 200 руб.

Залы музея-корабля

Музей Грина в Феодосии — это не обычный академический музей, так как в его основе лежит не биография и жизнь писателя, а мир, созданный в его произведениях, мир его героев. Вся экспозиция музея пропитана духом романтического творчества писателя.

Небольшое одноэтажное здание, бывшее некогда домом для Александра Грина, за исключением лишь одной мемориальной комнаты — кабинета, восстановленного согласно тому виду, который был у него при жизни писателя, получило необычное оформление и превратилось в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и покрыты замысловатыми морскими узлами сизальского каната, а комнаты напоминают трюмы и корабельные каюты и имеют соответствующие звучные названия:

Экспозиция этого дома музея состоит не только из фотографий, гравюр, рукописей, здесь также есть воссозданные части кораблей, модели парусников, старинные морские приборы и карты, маячные фонари, океанские раковины.

Страна Гринландия — карта мечты

На входе в музей Александра Грина за дубовой дверью посетителей встречает «Роза ветров» и рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии, сотворенной и описанной писателем в своих произведениях.

Это один из самых интересных экспонатов музея, созданный в результате внимательного изучения творчества Грина и кропотливых расчетов для достижения максимальной достоверности. Окружение этих островов, морей, заливов на потолке и стенах переносят посетителей в мир приключений — городов со странными названиями, населенными сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками.

Трюм фрегата

Следующая комната музея носит сугубо морское название «Трюм фрегата». В ней преобладает тема морской романтики, собственно, ведущая тема творчества Грина.

Это небольшая комната, стены которой покрыты вантами, сплетенными из сизальского каната, распространяющего горьковато-соленый запах моря, выступающими силуэтами парусников, таких как барк, бригантина, фрегат. Освещение здесь приглушенное, создаваемое корабельными фонарями. « Трюм фрегата» помогает полнее ощутить волнующую поэзию парусного флота.

Каюта странствий

«Каюта странствий» — комната, посвященная детству и юности Александра Грина. Особенностью ее экспозиции, как и «Автобиографической повести» писателя, является сочетание строгой документальности с романтической возвышенностью: фотографии и книги на полках соседствуют с моделями парусников, старой шарманкой в углу.

Внутри дома-музея Александра Грина в Феодосии — панорамы на Google Maps

Клиперная

При входе в эту комнату первое, что привлекает внимание, это модель клипера — первого парусного судна, появившегося на страницах произведений Александра Грина. Этот факт и обусловил название комнаты, посвященной началу литературного пути писателя.

В потолок «Клиперной» вмонтирован корабельный люк, с которого свисает все тот же сизальский канат с замысловатыми узлами, на окнах — решетчатые ставни, резные знаки зодиака, на одном из подоконников — корабельный фонарь.

Ростральная

Следом за «Клиперной» идет «Ростральная», названная в честь находящейся здесь ростры — носовой части парусного корабля, выполненной почти в натуральную величину. Создается ощущение, что корабль как бы вплывает в комнату. С бушприта свисает корабельный фонарь, а за ним — знаменитые алые паруса. Модель корабля с алыми парусами привлекает внимание почти всех посетителей, ведь это произведение, благодаря которому большинство из них познакомилось с творчеством Александра Грина.

Каюта капитана

Это одна из наиболее атмосферных комнат дома-музея в Феодосии, воссоздающая уголок капитанской каюты: старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, подзорная труба, карта-лоция, барометр, на полке — книги и звездный глобус. Все здесь, включая капитанскую фуражку на одном из стульев, создает ощущение, что капитан вышел и скоро вернется.

Именно в этой комнате была написан роман «Бегущая по волнам» — произведение, в котором таинственная и влекущая тема моря звучит с особенной силой, что связано с переездом Грина на побережье — в Феодосию.

Как добраться до Феодосийского музея Грина в Крыму

Расположенный в центральной части Феодосии музей входит в классический экскурсионный маршрут по городу. Посетить его можно в один день с картинной галереей И. К. Айвазовского: выставочные площадки располагаются на расстоянии квартала друг от друга. Два квартала — от Феодосийского музея древностей.

Кроме того, пешком получится быстро добраться от пристани и набережной (300 метров), от ж/д вокзала (400 метров).

Ближайшей к музею имени Грина остановкой общественного транспорта является «Магазин „Электротовары“», на которой останавливается достаточно много маршрутов автобусов: № 1, 2, 2А, 3, 4, 4а, 4д, 5, 6, 14, 15, 20, 40, 40а, 101, 107. Поэтому удобно добраться можно практически из любого района города.

Другие музеи Феодосии

Уникальность старокрымского музея А. С. Грина в том, что расположен он в единственном собственном доме писателя. Дом был приобретён в конце мая 1932 года женой А. Грина, Ниной Николаевной, в обмен на золотые наручные часы и является четвёртым адресом А. Грина в Старом Крыму. В этом доме прошли последние дни писателя, здесь он диктовал страницы последнего, незаконченного романа «Недотрога», здесь получил из печати последнее прижизненное издание — «Автобиографическую повесть».

Экспозиция дома-музея включает в себя три небольшие комнаты.
В первой — литературно-мемориальная экспозиция, личные вещи писателя, фотографии, книги, картины — всё, что рассказывает о жизни и творчестве писателя Александра Грина 1929—1932 годов; эти годы жизни писателя были связаны со Старым Крымом.
Вторая комната выглядит точно такой, какой была в последние дни жизни писателя. Единственное новшество — деревянный пол (известно, что при жизни писателя пол в доме был земляной).

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму — в мае открылась мемориальная комната писателя, а 23 августа, в день восьмидесятилетия писателя, музей был торжественно открыт.
Постановлением Министерства культуры Украинской ССР от 18.03.1964 года музей объявлен Филиалом краеведческого музея Феодосии.

Комната, в которой Грин умер в 1932 году.

С 1996 года музей входит в состав Литературно-художественного музея г. Старый Крым.
Включён в состав заповедника КРУ «Коктебельский историко-эколого-культурный заповедник „Киммерия М. А. Волошина“» с момента его создания.
С 2015 года является отделом Литературно-художественного музея — филиала Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник „Киммерия М. А. Волошина“».

Ко дню рождения писателя приурочен ежегодный творческий фестиваль «Гринландия», который проходит в Старом Крыму 22-24 августа; фестиваль организован Мемориальным домом-музеем А. С. Грина в Старом Крыму, Литературно-художественным музеем, писательскими организациями Крыма. Утром 23 августа на склоне горы Агармыш участники фестиваля поднимают символические алые паруса. На импровизированной сцене выступают творческие коллективы, артисты, музыканты и поэты, а днём на концертной площадке гриновского дома выступают современные поэты, барды, писатели. В рамках фестиваля проводятся выставки и экскурсии, 24 августа участники и гости фестиваля осуществляют пеший переход из Старого Крыма в Коктебель, по маршруту, пройденному Грином в 1931 году, с посещением Дома-музея М. А. Волошина.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий