ВМФ СЕВАСТОПОЛЬ В КРЫМУ ОБЗОР

Главный праздник Севастополья — как нетрудно догадаться, день Военно-Морского флота, проходящий в последнее воскресение июля, в этом году — 27-го числа. О нём расскажу в трёх частях — о параде военных кораблей и о праздновании в городе (а заодно просто о севастопольской атмосфере), но сначала — место действия, Севастопольская бухта накануне парада.

Отдельно, на правах дисклеймера, оговорюсь, что познания мои в военно-морском деле крайне скудны, поэтому где-то могу серьёзно ошибаться по части фактов. Замечания — приветствуются, но только если без хамства.

Как часто бывает, историю Севастополя определила география — этот хорошо узнаваемый рисунок длинной глубокой ветвистой бухты, защищённой от штормов и легко превращаемой в неприступную с моря крепость. Собственно, Черноморский флот России здесь и зародился — учреждённый в 1783 году, он базировался здесь всю свою историю и регулярно показывал себя в деле, так как по ту сторону моря лежала враждебная Османская империя, за которой в 19 веке стояли сильнейшие державы Европы. В среднем Черноморскому флоту случалось воевать раз в 20-30 лет — с Турцией (многократно), Францией (в том числе в Средиземном море), Англией Владычицей Морей, Германией и её сателлитами, Грузией и наконец, пусть и бескровно — «братской» Украиной. История ЧФ прерывалась в 1856-81 годах, когда по итогам Крымской войны Чёрное море стало демилитаризованной зоной, и стала затухать в 1990-2000-х — скованный договорами, лившийся Николаевских верфей, Черноморский флот не сопоставим по масштабу с Северным или Тихоокенаским и лишь немногим превосходит Балтийский. Но — Ахтиарская бухта была его прибежищем всегда, город Севастополь и Черноморский флот — как тело и душа, и разъединить их пока никому не удавалось.

Но бороздят просторы бухты не только военные корабли — а о гражданском флоте Севастополя тоже есть, что рассказать. Дело в том, что это один из немногих городов бывшего СССР, где катера и паромы — полноценный общественный транспорт (я припоминаю разве что Архангельск, Петербург с его увядающим аквабусом да Владивосток, где я не был). Собственно, «полноценность» его заключается в том, что курсируют судёнышки часто, а проезд на них стоит чуть дороже, чем на маршрутках — 12 рублей. Самая ходовая разновидность — катера:

Кадр выше снят в Артбухте, ниже — у Графской пристани, двух главных узлах в центре города. Ходят они в основном на Северную сторону — к собственно пристани «Северная сторона», Радиогорке (ближе к выходу из бухты) и Голландии (дальше), а летом есть рейс Графская пристань — Инкерман, дважды в день проходящий всю бухту.

Как я понял, всё это катера безымянной серии №1438, построенные в конце 1970-х в Ильичёвске (под Одессой), все под своими названиями — например, на кадре выше «Вест», «Меркурий» и «Орион» (полный обзор есть здесь), на кадре ниже тот же «Вест» на фоне Севастопольского морского завода.

На линиях поперёк бухты (между Артбухтой и Графской — с одной стороны, Северной и Радиогоркой — с другой) катера ходят в челночном режиме (то есть «туда-сюда»), а вот между Графской и Голландией (не говоря уж про Инкерман) есть и промежуточные остановки, которые обычно занимаются хотя бы 1-2 минуты — катер не автобус, его нужно пришвартовать, а за пассажирами как минимум проследить, чтобы кто не бултыхнулся. Женщинам и детям, к слову, человек из команды обычно подаёт руку:

Всего катер может взять на борт до 200 человек, на «поперечных» линиях они курсируют буквально каждые 10 минут, поэтому не припомню ни очередей при посадке, ни столпотворения внутри. Инкерманский катер идёт полупустым, да и большая часть пассажиров используют его как прогулочное судно по рейсовой цене. Салон старенький, но уютный, окна открываются, как в автобусе — в основном салон закрытый, так как ходит катер круглый год, и зимой тут совершенно не жарко.

Помимо катеров, на линии Северная сторона — Артбухта курсируют ещё и паромы, отличающиеся тем, что могут брать на борт автомобили, а пассажиры проходят на посадку через турникеты. Они массивннее и медлительнее, но зато их вторая палуба — отличная обзорная площадка:

Вроде бы, сейчас тут курсируют три парома — «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин» и ещё третий, название которого я забыл. Их пригнали в 2012 году из Норвегии, где они и были построены в 1981 году. Изначально у паромов были ещё впечатляющие аппарели, похожие на акульи пасти — не знаю, куда и когда они делись. До них тут ходили  «Металлист», и два парома под номерами, построенные аж в 1950-х годах. Вот нынешний паром загружается на Северной стороне:

Но всё-таки самые распространнёные суда Севастопольской бухты, её планктон — это прогулочные катера, коими летом бухта просто кишит. Впаривать экскурсию «по бухтам с военным кораблями» (цена от 200 до 1000 рублей) в районе Графской пристани будет, кажется, каждый второй встречный, и в общем смысл в ней есть — например, в Южной бухте или в Килен-бухте ничего пассажирского не ходит, а вот прогулочники иногда заглядывают — главное уточнять, каков именно маршрут. От рейсовых катеров прогулочные отличает меньший размер и часто — отсутствие застеклённых окон: ведь зимой они не ходят, а летом на них главное — обзор. Вот например катер «Севастополец-1» проекта «Радуга» — такие строились в 1960-х годах в Мариуполе и северном Великом Устюге (!), а этот единственный из всей серии почему-то сделан в Херсоне:

Ещё более старый катер «Корабельная сторона» (1961) проекта «Аркадия» — строились в Одессе и Батуми, и ныне это «рабочие лошадки» крымских курортов — такие же, с палубой под навесом, курсируют за совсем не рейсовые деньги вдоль Южного берега.

Но в большинстве своём прогулочные катера — это невероятные самоделки, надёжность которых у меня вызывает большие сомнения:

18. на заднем плане — Никольский собор на Братском кладбище (1858) Крымской войны.

19. на заднем плане — Севморзавод справа и Адмиральский корпус госпиталя ЧФ слева.

Бывают тут, несмотря на запрет украинских властей, и небольшие лайнеры — конечно, с буйством Таллинского порта не сравнить, даже умножив на 10, но кое-что попадается. Скажем, «Адриана» курсирует на линии Севастополь-Стамбул, 30 часов в пути и по 2 дня в каждом городе, и у неё свой причал близ Графской пристани. Возит она, подозреваю, не столько туристов, сколько челноков.

А вот, если я ничего не путаю, «Славутич» — изначально (1988-92) строился на Черноморском судозаводе в Николаеве как судно для разгрузки и обезвреживания реакторов атомных подводных лодок, единственное в СССР. Но на Чёрном море, а тем более у Украины, атомных подлодок не было, потому он стал штабным кораблём Украинского флота и был благополучно у Украины отобран в 2014-м году. Бывшие корабли ВМСУ, застывшие в подвешенном состоянии (ведь их планировалось Украине вернуть, кабы не война в Донбассе) с закрашенными различительными знаками — также неотъелемая часть в пейзаже севастопольских бухт.

Но самый интересный представитель вспомфлота в эти дни стоял напротив Графской пристани:

А вот внезапно гость из Феодосии. » ОС» — значит, «опытное судно», построенное в 1979 году для испытания торпед (не на себе, разумеется).

Ходят по бухте и военные корабли, причём ходят необычайно быстро. Например, минный тральщик «Ковровец» (1974) проекта «Аквамарин» (всего их тут 4 — ещё «Турбинист», «Иван Голубец» и «Вице-адмирал Жуков») — эти воюют не с другими кораблями, а с минами, но и постоять за себя могут — огонь его носового орудия я ещё покажу на параде,

Или малый противолодочный корабль «Суздалец» (1983) проекта «Альбатрос» — их тут трое (ещё «Александровец» и «Муромец») плюс чуть более современный «Владимерец». Вид у корабля непрезентабельный, но когда его бомбомёты ведут огонь — становится не по себе. Бомбомёты — для подводных лодок, для надводных кораблей у него есть пушки, а для самолётов — зенитно-ракетный комплекс «Оса-М». 10 августа 2008 года он участвовал во вполне реальном бою и потопил грузинский сторожевой катер.

Кто это и зачем напустил столько дыма — не знаю, заснял с Инкерманской крепости:

«Суздалец» же спешит к большим кораблям, построившемся в бухте за неделю до парада:

Чуть позже построили и малые корабли. Вот скажем: ракетный катер «Ивановец» (1990) проекта «Молния» (здесь таких пять), малый ракетный корабль «Мираж» (1986) — таковых тут 4 («Штиль», а также «Бора» и «Самум» того же класса, но другого проекта «Сивуч» на воздушной подушке), катер береговой охраны и разведывательный корабль «Экватор» (1968), также один из четырёх (ещё «Приазовье», «Кильдин» и «Лиман» — последний, если ничего не путаю, ходил в 1999-м в Югославию и вызвал газетную панику о неизвестном русском супероружии на борту).

Ни в чём отличия ракетного катера от малого ракетного корабля, ни каким образом ведёт разведку «Экватор» — увы, не знаю:

Но в следущей части покажу, как такой же катер из такой же установки запускает противокорабельную ракету «Термит» — для не знакомого с военным делом человека это очень сильное зрелище:

Матросы «Миража». Он также участвовал в том морском бою у грузинского побережья:

А пограничник в ведении уже не Черноморского флота. а ФСБ, которое отвечает за охрану границ. Обратите внимание на флаги — раньше были ещё украинскй и ВМСУ, а где-то здесь стоял их флагман «Гетман Сагайдачный».

Но четыре главных корабля всю неделю перед парадом так и стояли у выхода из бухты. По мере удаления: ракетный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Керчь», сторожевой корабль «Пытливый» и большой десантный корабль «Азов». О каждом из них расскажу поподробнее.

«Москва» — флагман Черноморского флота, один из 4 «убийц авианосцев» проекта «Атлант», строившихся с 1976 года на заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. » Москва», первоначально «Слава», был головным кораблём проекта, ещё два — «Варяг» (изначально «Червонная Украина») и «Маршал Устинов» ушли на Тихоокенаский и Северный флоты соответственно, причём «Варяг» — тоже как флагман. Длина 186 метров, водоизмещение 11380 тонн, экипаж — 510 человек.

Помимо трёх «Атлантов» был и четвёртый — крейсер «Украина», несостоявшийся флагман ВМСУ, печально догнивающий у верфи в Николаеве в состоянии 95%-й готовности. Одно из самых мрачных зрелищ, что я видел в своих путешествиях:

На той же верфи был построен большой противолодочный корабль (по НАТОвской классификации — лёгкий крейсер) «Керчь» проекта «Беркут» (1974), так сказать вице-флагман Черноморского флота, выполняющий эту роль, когда «Москва» уходит на ремонт и модернизацию.

Он был один из 7, и на момент постройки «Беркуты» считались лучшими в своём классе — но другие шесть («Николаев», «Очаков», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент» и «Таллин») в 1992-2000-м годах были распроданы и разделаны.

Последний, у выхода из бухты — большой десантный корабль «Азов» (1990) проекта 775 — такие могут перебрасывать 225 десантников и 10 танков, предвариельно обработав берег «Грозой» (корабельный аналог «Града»), Разработанных и построенных на Гданьской верфи, всего их было 28, ныне осталось 16: 3 на Тихоокеанском флоте («Ослябя», «Пересвет» и «Адмирал Невельской»), по 4 на Северном («Георгий Победоносец», «Кондопога», «Оленегорский горняк», «Александр Отраковский») и Балтийском («Минск», «Калининград», «Александр Шабалин» и «Королёв») и 5 на Черноморском — «Азов», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и отобранный у ВМСУ «Константин Ольшанский». Ещё в Севастополе есть 3 более старых БДК проекта «Тапир» (1960-е годы) — «Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков».

И эти корабли — тоже «рабочие лошадки» советского и русского флота. Они эвакуировали советских людей с гражданских войн Йемена (1986), Эфиопии (1991), украинских — с войны в Ливии (2011), россиян — из Сирии. Ими в 1999-м доставляли в Югославию наших миротворцев. » Ямал» участвовал в инцеденте с «Йорктауном» (хотя и не таранил его сам) и в войне с Грузией, вместе с «Саратовом» высадив в Поти десантников, уничтоживших грузинский флот на базе. Да и в Великую Отечественную, пусть и на других кораблях, важнейшими операциями Черноморского флота были именно десантные.

Трибуна с предпоследнего кадра — близ памятника Затопленным кораблям, с неё смотреть парад будут всякие VIPы. Впрочем, в среду 22 июля с неё можно было посмотреть всем желающим и генеральную репетицию с высадкой десантка и спасением судна от пиратов, чего мне сделать не удалось. Но сам парад кораблей и их стрельбы намного лучше смотрятся с Хрустального мыса, где белые Штык и Парус (1977) и тёмные Солдат и Матрос (1982) — туда уже упоминавшийся меня и ребят из Академии Вольных Путешествий и повёл.

В прошлой части я показал Севастопольскую бухту накануне дня ВМФ — почти повседневную, лишь с украшенным флагами крейсером напротив центра. Теперь — про сам военно-морской парад, который от сухопутных парадов в столицах отличается как минимум тем, что оружие здесь — стреляет.

Опять же на правах дисклеймера: мои познания в военно-морском деле крайне скудны, поэтому где-то могу серьёзно ошибаться по части фактов. Замечания — приветствуются, но только если без хамства и профессионального снобизма.

Парад начинается в 10 утра, но Виктор сказал, что позже 9 подходить смысла нет: места на естественной «трибуне» Хрустального мыса не будет. В итоге Виктору пришлось вести целую группу — с нами был и человек десять из Дома для всех. Маршрутка с Фиолента в пол-восьмого шла забитой под завязку, на ЦУМе мы поймать маршрутку вовсе не смоги и в итоге двинули к Хрустальному мысу пешком — на подходах уже начиналось столпотворение.

Народу тут собирается какбы не поболее, чем на Певческом празднике в Эстонии — всё-таки и сам Крым по населению крупнее (Севастополь и Таллин — города одного порядка), и курортников в нём немерено даже в «провальный» сезон, и длится всё не три дня, а пару часов — поэтому на берегах собираются сотни тысяч человек. По словам Виктора, в этом году людей на парад пришло процентов на 20 больше обычного — при двукратном падении турпотока по Крыму вообще.

3. Солдат и Матрос — памятник Второй обороне (1982)

4. обелиск Штык и Парус (1977).

На «сковородке» под жарким утренним Солнцем, от которого тут спрятаться негде, мы и сидели — я заблаговременно запасся лимонадом и минералкой (пил всё время то «Миргородскую», то «Моршинскую»). Наконец, ветер донёс музыку, а откуда-то снизу вышли катера:

На них — высшие офицеры, в том числе командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко:

Следом — вполне себе береговой Ми-8. Таких машин с 1965 года во всех модификациях было построено более 3500 — это самый массовый двухмоторный вертолёт в мире, и наверное самый универсальный — от «летающих автобусов» на Крайнем Севере до «летающих танков» в локальных конфликтах, и в каком варианате он тут — не берусь предполагать. » Искры» вокруг — не фейерверк, а «тепловые ловушки», отвлекающие на себя ракеты с тепловым и инфракрасным наведением.

10. верхнее фото — (с) , будет и ещё несколько кадров с его зеркалки, обозначенных «(с) не моё».

Светопреставление рассеялось в огромное облоко с мелкими хлопьями сажи:

А корабли вышли в море, свернули и взяли курс куда-то вдоль берега:

Следом показался знакомый по прошлой части минный тральщик «Ковровец», открыл огонь из носового орудия (которое у него на случай самообороны):

Затем над нами пролетели самолёты — я по незнанию назвал их «истребителями»», но на самом деле это бомбардировщики Су-24 с крылом изменяемой стреловидности — техника допотопная (первый полёт такие совершили в 1971 году) и чрезмерно аварийная (в мирное время было потеряно 14 таких самолётов), и Россия планирует полностью от них отказаться к 2020-му: пока их у России больше ста, но идущих им на смену Су-34 уже около полусотни. Однако даже старый боевой самолёт в небе — зрелище незабываемое.

После проведения зондирования заработали бомбомёты «Смерч-2» малых противолодочных кораблей «Суздалец» и «Александровец» — я рассказывал о них в прошлой части, и упоминал, что «Суздалец» даже потопил в 2008-м грузинский катер. Как я понимаю, принцип действия их таков — вертолёт обнаруживает, где скрывается подлодка, а корабль на расстояние до 6 километров запускает 12 реактивных бомб, падающих в воду кругом и взрывающихся в глубине. Тяжёлый вой реактивных беприпасов и частый-частый грохот выстрелов устрашают и запоминаются. Обратите внимание на снаряд в верхней части кадра — огонь ведут два корабля.

Тяжёлый вой и частый грохот, отдающиеся в груди. С другого мола периодически давали залп «Гвоздики» — это не танки, а самоходные гаубицы. Надо сказать, у организаторов парад великолепное чувство ритма — стук «Градов» и залп «Гвоздик» создавали натуральную симфонию. Отстрелявшись, все они необычайно быстро уехали с молов.

В принципе, о том, что происходило за мысом, можно посмотреть, например, здесь — там и фото качественнее, и автор компетентнее. Я же сильно пожалел, что не посмотрел репитицию — придётся, видимо, ещё раз в это время ехать. В бухту же вышли яхты с «Орионом» во главе — местный клуб, по словам севастопольцев, пребывающий в глубоком упадке.

 

Головная яхта «Орион» построена в Германии в 1937 году и по интернет-легенде принадлежала Герману Герингу, что неправда — она действительно трофей из Третьего Рейха, но принадлежала то ли молодёжным организациям, то ли профсоюзам.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий