- Ханский дворец в Бахчисарае
- Цена билетов в Ханский дворец
- Режим работы Ханского дворца в Бахчисарае
- История
- Фонтаны Ханского дворца
- Другие достопримечательности
- Большая и малая мечеть
- Гарем
- Соколиная башня
- Диванный зал
- Ханское кладбище
- Как добраться до Ханского дворца в Бахчисарае
- На общественном транспорте
- На машине
- Северный вход во дворец
- Большая Ханская мечеть
- Малая ханская мечеть
Ханский дворец в Бахчисарае
Ханский дворец в Бахчисарае — одна из самых ярких достопримечательностей Крыма, единственная в своём роде резиденция крымско-татарских правителей, а сегодня — огромный музейный комплекс, входящий в историко-культурный заповедник. Общая площадь дворцовой территории превышает 4 гектара, на которых расположены более 20 объектов Культурного Наследия России, старейшие из них датированы XVI веком — эпохи расцвета ханств.
По изначальной задумке дворец должен был стать воплощением идеи о мусульманском рае на земле. Для этого из Персии, а позже — и из Османской империи приглашались лучшие зодчие, чью ювелирную работу по отделке стен и потолков можно увидеть и сегодня.
Цена билетов в Ханский дворец
Доступ ко всем работающим экспозициям Ханского дворца осуществляется по отдельным билетам. Стоимость посещения дворца — 250 рублей.
Режим работы Ханского дворца в Бахчисарае
Музейный комплекс работает с понедельника по воскресенье. Ханский дворец открыт с 9:00 до 18:00, кассы закрываются в 17:30.
История
В отличие от других объектов Крыма, появившихся до установления российского протектората, дворец имеет вполне конкретные сроки строительства. Заложена будущая резиденция была в 1530-х годах по приказу легендарного хана Сахиба Гирея. Эту же дату связывают с появлением самого города, до XVI века на месте будущего Бахчисарая была голая степь.
Буквально за 150 лет татарские рабочие застроили территорию в 12 гектаров. Создавались гостевые дома, комнаты для заморских послов, гарем и сторожевые башни. Правители отколовшейся Золотой Орды были уверены, что дворец окажется неприступен, потому камень использовался только для отделки внутренних помещений. Это и сыграло злую шутку, когда в 1736-м году город взяла российская армия — деревянный хан-сарай приказали сжечь дотла.
Но прежде чем уничтожить память о «степных царях», была проведена опись всех сооружений с детальными схемами. Практически погибшую в огне жемчужину Бахчисарая начали реконструировать через пару лет. Территория уменьшилась втрое, зато по убранству из золота и мрамора заново отстроенные залы превзошли даже замки Константинополя. Работы торжественно закончились к 1787-му году, когда Екатерина II впервые посетила русский Крым.
Отремонтированные стены простояли недолго. Из-за неверных расчётов влажности при строительстве, через 40 лет почти полностью сгнили несколько зданий. Попавший сюда в 1820-м году Александр Пушкин был удручён состоянием дворца, и поэма «Бахчисарайский фонтан» посвящена не столько истории любви, сколько золотому веку татарского владычества.
Впервые о создании здесь музея заговорили ещё до революции, но доступ к помещениям имело ограниченное число людей. Лишь после 1917-го года речь зашла об открытии заповедника крымско-татарской культуры, фактически он оформился только в 1960-е. Ремонтные и реставрационные работы, как снаружи, так и внутри, не закончены до сих пор, несмотря на это, дворцовый комплекс ежегодно принимает тысячи посетителей.
Фонтаны Ханского дворца
Благодаря стихам Пушкина весь мир знает о фонтане Слёз — небольшом чуде инженерной мысли, которое появилось благодаря персидскому скульптору Омеру в XVIII веке. По легенде, его возвели в память об одной из умерших наложниц хана Кырым-Гирея. Капающая из чаши в чашу вода символизирует безутешное горе правителя. Увековечили и сам пушкинский текст — теперь на вершине чаш всегда лежат две свежесрезанные розы — дань великому поэту.
Золотой фонтан незаслуженно забыт по сравнению с «младшим братом». Он гораздо больше в размерах и богаче украшен — мраморный фасад усыпан арабской вязью из сусального золота. Его чаша не имеет под собой романтической предыстории — предназначалась она для ритуального омовения ног перед мусульманскими молитвами. Долгое время считалось, что воды из источника продлевают жизнь, но касаться их могли только потомки благородных кровей.
Другие достопримечательности
Всего на учёте у архитектурного заповедника около 20 объектов. Они рассредоточены по протяжённой площади, и обойти их все за один приём вряд ли получится. Гиды предупреждают туристов, что не все помещения могут быть доступны из-за реставрационных работ.
Большая и малая мечеть
Священные молитвенные залы — одни из немногих сооружений, уцелевших после поджога в XVIII веке. Они очень хорошо сохранились, включая старинную роспись и витраж с печатью Соломона — нетипичного декоративного элемента для ислама. У большой мечети чудом сохранились два минарета высотой 28 метров — на них разрешается подниматься в рамках экскурсии.
Гарем
К сожалению, его постигла незавидная участь — некогда три корпуса из 73 спален, где крымские правители предавались утехам с сотнями наложниц, снесены ещё в XIX веке. От них остался небольшой флигель из жилой, гостиной и буфетной комнаты, но даже этого хватает для воссоздания атмосферы. Оживляет антураж постоянная экспозиция с ростовыми манекенами.
Соколиная башня
Несмотря на название, жили в ней не только охотничьи птицы. Башня примыкает к гарему, и с её вершины женские спальни отлично просматривались евнухами — за многочисленными жёнами приходилось постоянно следить. Верхняя часть смотровой площадки — результат двух реконструкций, даже до XIX века деревянное сооружение не смогло сохраниться полностью.
Диванный зал
Под словом «диван» тюркские народы подразумевают вовсе не отдых, а своеобразный средневековый парламент. Тут решались дела государственной важности, принимались законы и объявлялись войны. Рядом — уютная летняя беседка, украшенная фонтаном, ярким витражом и скамейками с восточными коврами, а на втором этаже — «золотой кабинет» хана.
Ханское кладбище
Здесь завершается большинство экскурсий. Два больших мавзолея и 45 каменных надгробий, под которыми покоятся останки именитых правителей. Отдельно стоит восьмигранная усыпальница Диляры Бикеч — именно её судьбу и описал Пушкин в своей легендарной поэме.
Как добраться до Ханского дворца в Бахчисарае
Музейный комплекс является главной достопримечательностью города, поэтому доехать до него на любом виде транспорта не составит труда.
На общественном транспорте
Рядом с центральными воротами находится автобусная остановка «Ханский дворец», куда едет маршрутка № 3, идущая через весь город по улицам Ленина и Фрунзе. Схему движения транспорта можно посмотреть здесь.
На машине
Службы Яндекс-такси и Maxim на территории Крыма только начинают работать в полную силу, поэтому автомобили в Бахчисарай идут от аэропорта Симферополя и по завышенным тарифам из-за большого расстояния. Проще и дешевле договориться с местными службами.
На личном транспорте стоит ориентироваться по координатам навигатора — 44.749308, 33.881386. Бахчисарайские улочки запутаны, потеряться легко, и даже завидев Ханский дворец издалека, не факт, что неопытный водитель сразу найдёт нужный поворот на Речную улицу, где и находятся главные ворота. Вокруг дворцовой территории несколько платных парковок, цены зависят от сезона и плавают от 100 до 200 рублей без ограничений по времени.
С Южного берега можно проехать через Ай-Петринский перевал и село Соколиное по знаменитой Кокозской долине, славящейся как одно из красивейших мест горного Крыма. Это самая длинная (78 километров) и трудная дорога с крутыми подъемами и спусками, с множеством поворотов.
Вторая дорога — из города-героя Севастополя — проходит по нижней части долины реки Бельбек, изобилующей фруктовыми садами и виноградниками. Вариант этого пути — от Северной стороны Севастополя по долине реки Качи мимо многочисленных селений.
Третья дорога — из Симферополя — позволяет проследить постепенный переход от степи к возвышенностям Внешней и Внутренней гряды Крымских гор. Она самая короткая (30 километров), по ней едет большинство туристов. Ей мы и отдали предпочтение.
На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI в. среди них было три основных: город-крепость Кырк-Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут-Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк-Ера и селение Эски-Юрт при выходе из долины. После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) город стал столицей Крымского ханства. В средние века Бахчисарай был крупным торговым и ремесленническим центром Крыма.
Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в 2 км от Салачика, назвав ее Бахчисараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город.
В середине XVII века Бахчисарай состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 50-е годы.
В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих.
После присоединения Крыма к России — заштатный городок Симферопольского уезда, ныне центр большого сельскохозяйственного района.
Современный Бахчисарай состоит из трёх примерно равных по площади частей: Старого города, Нового города и новых кварталов (5-й, 6-й и 7-й микрорайоны).
Старый город расположен в узкой долине реки Чурук-Су, для него характерна сохранившаяся со средних веков традиционная планировка (узкие кривые улицы) и традиционные крымско-татарские дома.
Новым городом называют кварталы, построенные после Великой Отечественной войны. В этом районе, вытянутом вдоль железной дороги и автомобильного шоссе Симферополь-Севастополь, преобладают частные «переселенческие» дома и блочные пятиэтажки-«хрущёвки».
Третья часть города построена 1990-е годы крымскими татарами, вернувшимися из мест депортации.
Это знаменитый «Бахчисарайский Фонтан» А. С. Пушкина.
Пушкин с семьёй генерала Раевского посетил Ханский дворец в Бахчисарае 7 сентября 1820 года. В его письме к Дельвигу находим следующее описание:«В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. N N почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище».
Предыстория поэмы следующая:
Страсти в ханском гареме. Одна из наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Керим разлюбил её ради дочери шляхтича, Марии. Эта девушка, похищенная из отцовского дома во время одного из татарских набегов, всё время проводит в молитвах Богородице. Она предпочитает смерть участи наложницы иноверца. Ночью Зарема проникает в комнату Марии и пытается угрозами убедить её отступиться от хана.
Вскоре после того Мария умерла, а Зарему утопили: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье!»
Хан покидает гарем и, чтобы забыться, уезжает на войну.
По возвращении он повелевает воздвигнуть во дворце в память о Марии водомёт, который нарекут «фонтаном слёз».
Согласно легенде, фонтан должен был выразить те горестные чувства, в которых находился Крым Гирей после гибели Диляры. Тогда скульптор после долгих раздумий сотворил «Фонтан слёз», где мраморный цветок напоминает и олицетворяет глаз, роняющий слезы. Слезы горечи наполняют чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит боль, и она утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша).
И так продолжается всю жизнь — боль утихает и наоборот — пока человек не закончит свой жизненный путь и не приблизится к вечности (символом вечности считается спираль у подножия фонтана).
Вот несколько строк из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану бахчисарайского дворца»:
Фонтан любви, фонтан живой!Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твойИ поэтические слезы.
С того времени и до сих пор работники каждый день приносят две свежесрезанные розы и кладут в верхнюю чашу знаменитого фонтана.
Бахчисарайский Ханский Дворец был заложен Сахибом I Гераем в 1532 г.
Однако этот дворец был не единственной ханской резиденцией.
На Крымском полуострове существовало еще пять малых дворцов хана: дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай. Но это всё были второстепенные резиденции, а основной всегда был Бахчисарай.
Одним из удивительных сооружений в Бахчисарайском дворце является портал Демир-Капу, что в переводе означает «железная дверь».
Портал имеет внушительные размеры и представляет собой металлическую дверь, украшенную красивыми восточными орнаментами, а так же расположенную чуть выше двери превосходную арку, оформленную в виде изящных завитков.
Создатель портала — талантливый итальянский зодчий Алевиз (прозванный на Руси Фрязиным Новым), следовавший в Москву по приглашению Ивана III.
Хан Менгли-Гирей задержал мастера и его сопровождение у себя во дворце, и около года итальянец провел в Крыму, работая над украшением ханского дворца. Портал Алевиза, или Демир-Капу (Железная дверь), — настоящая архитектурная изюминка Бахчисарайского дворца.
Он украшен орнаментом, характерным для итальянского искусства эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), а также восточным геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников.
Над дверью — арка, расписанная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, — велеречивая надпись: «Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах».
В середине надписи — родовая тамга династии Гиреев, а под нею — еще одна, столь же панегирическая надпись: «Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакандвух морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году» (1503). Через эту дверь послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану.
Одним из любимых мест хана, где он проводил много свободного времени, покуривая кальян или встречаясь со своими советниками, была летняя беседка, которой дали название «Альгамбра».
Беседку украшают цветные витражные окна, расположенные по всему периметру, а в центральной части беседки находится фонтан с бассейном в форме квадрата.
Летняя беседка, где вдоль стен стояли мягкие диваны, убранные красивыми расписными коврами и подушками.
А из окон летней комнаты простирается прекрасный вид на розы. Из летней террасы мы попали в молитвенную комнату (мечеть), где за стеклянной витриной, в развёрнутом виде лежал Коран — святая книга мусульман.
После экскурсовод поведала нам, что хан приходил в эту комнату 5 раз в день, именно сколько раз должен молиться настоящий мусульманин.
Также мусульманин должен предстать перед аллахом, не только чистым душой, но и телом.
Поэтому перед обрядом хан умывал лицо, руки, ноги и другие части тела в Золотом фонтане, находившемся при входе в мечеть. В противном случае, это был большой грех обращаться к аллаху «грязным». Главный объект в мечети — это михраб, ниша в стене здания.
Михраб был обращен к священному городу Ислама — Мекке. Большая мечеть Хан-Джами.
Выполняющая в настоящий момент свое религиозное предназначение Большая Ханская мечеть, расположенная слева от Северных ворот, на своем веку пережила немало невзгод. Построенная в 1532 году, через два столетия она была уничтожена пожаром. Но ее значение было столь велико, что уже через четыре года в 1740 году Хан-Джами была заново отстроенная Селяметом ІІ Гиреем (1691–1751), о чем сохранилась памятная надпись на ее стене над главным входом.
Минареты возвышающиеся над прямоугольным зданием мечети, венчаемыми мусульманскими символами трех миров — бусины нанизанные на ось земли с полумесяцем у вершины, сложены из каменных глыб, скрепленных свинцом. Рядом с Хан-Джами находится фамильное кладбище бывших повелителей Крыма — Гиреев с великолепными надгробиями (их более 100) и двумя мавзолеями (дюрбе) XVI и XVIII вв. Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати.
Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские — подобием феса (плоской шапочки). На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Тексты эпитафий представляют собой настоящие образцы крымскотатарской поэзии: поэты воспевают подвиги погибших воинов или красоту умерших женщин, говорят о тщете мира земного.
Во дворце обсуждение всех главных вопросов и принятие важных решений проходило в зале совета и суда (зал Дивана).
Диван — совещательное собрание при восточных правителях, занимающееся законодательной и судебной деятельностью. Именно в этом зале хан и его сановники собирались для обсуждения важнейших государственных дел, вели судебные процессы, разбирали претензии и споры, изучали различные жалобы. Диван обладал реальной властью в Крымском ханстве, без согласия своих старейшин хан не принимал важных решений.
Когда по каким-то причинам хан не хотел присутствовать на совете, он мог слышать происходящее из специальной потайной узкой комнаты, которая располагалась вдоль стены над входом в зал заседания. Гарем (крымскотат. « Arem») размещался в четырёх больших зданиях. Здесь проживали жены и наложницы хана. По закону хан (как и любой мусульманин) мог иметь четырех законных жен и неограниченное количество так называемых одалисок — наложниц (в отличие от жен, они не имели никаких прав и содержались отдельно от членов ханской семьи).
Сохранились только трёхкомнатный флигель и беседка, которые дошли до наших дней. Здание флигеля впоследствии было отреставрировано, а на его широкой террасе для обзора туристами выставлены балконы.
Во флигеле воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского дома XVII–XIX веков: комнаты «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная». Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров. Над южной стеной гарема возвышается Соколиная башня.
Свое название она получила потому, что, по преданию, здесь содержались ханские охотничьи соколы. Нижний этаж башни каменный, верхний же выполнен из дерева, на нем находится небольшая смотровая площадка, с которой ханские жены и сестры, скрытые от посторонних глаз деревянными решетками, могли наблюдать за тем, что происходило на дворцовом дворе. О истории и современност крымско-татарского народа я уже писал. В помещениях дворца также расположен музей истории и культуры этого народа.
Основание города Бахчисарая в долине реки Чурук-Су исследователи относят к концу XV — началу XVI века. После развала Золотой Орды, в 1443 году, бывший наместник золотоордынского хана в Крыму, Хаджи I Герай, родоначальник династии Гераев, провозгласил себя крымским властителем и объявил об образовании независимого Крымского ханства.
Сын Хаджи I Герая , Менгли I Герай, примерно в 1513–1515 годах избрал Бахчисарай столицей ханства и начал возводить в нем дворец, вокруг которого город разросся.
Ханский дворец – это жилище большой ханской семьи, а также сосредоточение государственной власти, порог правосудия и место, где принимались решения, влияющие на судьбы всей восточной Европы. Дворец – единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры.
С каждым новым властителем Крыма Бахчисарайский дворец достраивался, к нему присоединялись дополнительные помещения, выполнялись ремонтные работы, которые велись и в прошлом ноябре, поэтому многие помещения были закрыты.
Название Бахчисарай переводится с крымско-татарского как «сад-дворец».
На протяжении двух с половиной столетий здесь рождались, жили, правили и умирали представители ханской династии Гераев. Дворец являлся не личным имуществом того или иного хана, а фамильным достоянием всей правящей династии.
Большая Ханская мечеть (Хан-Джами) – крупнейшая мечеть Крыма (построена в 1532 году).
В этом зале решались судьбы отдельных подданных и всей страны в целом. Стены зала дивана украшены всевозможными узорами и разноцветными витражами, пол сделан из мрамора.
На балкончиках зала Диванов в те времена сидели женщины, которых допускали на заседание ханского дивана за счет определенных привилегий.
В центре собрания восседал сам хан на троне, украшенный золотым сукном. По обеим сторонам от трона стояли табуреты, а далее тянулись длинные широкие лавки.
На потолке зала Диванов красивые разноцветные узоры и три большие люстры.
Вот такие деревянные распорки и столбы стояли во внутренних двориках-результат ремонта и реставрации.
Потолок в летней беседке.
Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к 1740–1741 годам, прежние сооружения были сожжены в 1736 году, в результате вторжения русских войск
В 1783 году Крым вошел в состав Российской империи, последний хан, покидая свою резиденцию, вывез из Бахчисарая все самое ценное. Визит императрицы Екатерины II на полуостров должен был состояться вскоре после этого, необходимо было подготовить дворец к приему и сохранить восточный стиль интерьеров.
К сожалению, этот ремонт, как и последующие, проводился людьми, которые мало интересовались традициями местной архитектуры и переделывали интерьеры на «европейский» лад. Росписи стен и потолков искажались, а ветхие постройки сносились.
Фонтан находится в фонтанном дворике возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для обряда омовения, он покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующем райский сад.
В 1820 году в Крыму побывал Пушкин, свое впечатление о Бахчисарае он записал так: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода.»
После Февральской революции в Ханском дворце был основан Музей тюрко-татарской культуры. Первоначальную коллекцию музея составили некоторые вещи из ханского имущества, предметы, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ, предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства.
18 мая 1944 года после депортации крымских татар музей перестал существовать, его этнографическая коллекция была перемещена в другие музеи, а частью разграблена.
После многочисленных ремонтов научно обоснованная реставрация началась в 60-х годах, работы были направлены на восстановление изначального облика ханской резиденции.
При Ханском дворце существовал штат женской прислуги, который обслуживал хана в количестве не менее ста человек.
Гарем принято считать местом, населенным исключительно женщинами.
Гарем-это святая-святых крымских ханов – сюда не было доступа никому кроме евнухов и, собственно, владельцев. Считается, что гарем Бахчисарайского Ханского дворца был небольшим, особенно в сравнении с турецкими.
Цены на входные и экскурсионные билеты
У этого термина существуют и другие значения, см. Ханский дворец.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. « Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками. На территории дворца есть кладбище советских солдат погибших в Великой отечественной войне.
До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.
Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае — медресе, и, наконец, при Кырыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч (1764), перенесен «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.
Северный вход во дворец
«Darbehane Qapı» переводится как «ворота монетного двора» (крымскотат. — монетный двор, крымскотат. — дверь, ворота). Это название появилось из-за того, что напротив ворот располагался монетный двор (дарбехане).
К воротам слева и справа примыкают здания Свитского корпуса. Над воротами находится надвратная башня, которая выполняла сторожевые функции. Наружные стены надвратной башни расписаны пёстрым орнаментом, а в окна вставлены цветные стёкла.
В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража (капы-халкы, крымскотат. — «дверной народ», «привратники»). После того как Крым вошёл в состав Российской империи, в свитском корпусе стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса размещается администрация музея, а в западном — экспозиции.
В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства мощения и растительности не было, а площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско для напутствия перед военным походом, проводились торжественные церемонии, а также происходила встреча послов и гостей.
Большая Ханская мечеть
Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами и михраб. Изнутри по периметру верхнего яруса восточной, южной и западной стены мечети идёт широкий балкон (хоры), который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована глазурованной плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.
Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке, появившихся в XVIII веке. Надписи выполнены чёрным цветом в зелёных картушах, и являются цитатами из Корана. Также среди каллиграфических надписей на стене есть упоминание имени Кырыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть:
Да будет благословен ремонт Его Высочества Кырыма Герая Хана
Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий Ханского дворца, которое было построено Сахибом I Гераем в 1532 году. С крымскотатарского языка «Sarı Güzel» переводится как «желтая красавица» (крымскотат. — жёлтый, то есть светлокожий, güzel — красивый, красавица). Бани находятся на восток от большой Ханской мечети.
بو مقام اعلانی يصابتی سلطان عادل صاحب کرای خان بن منکلی کرای خان بن خاجی کرای خان تاريخ سنة ۹۳۹
Bu maqam-ı a’lânı yasabtı sultan-ı ‘adil Sahib Geray han bin Mengli Geray han bin Hacı Geray han. Tarih sene-i 939.
Конюшенный корпус состоит из нескольких зданий. Он находится между ханским кладбищем и библиотечным корпусом. Сами конюшни были расположены на первом этаже. Второй этаж был отведён для смотрителей. Корпус был перестроен в 1850-е годы.
Персидский сад расположен к югу от гарема и огорожен высокой стеной. В нём были беседки, фонтаны, бани. Из гарема в сад есть широкая калитка. В углу сада стоит Соколиная башня.
Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решетками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.
Портал выполнен из резных блоков известняка в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса. На нём изображены дубовые листья, цветы, желуди, монеты, нити жемчуга. Над дверью находится арка, украшенная растительными завитками и цветами. Также портал украшен двумя надписями на арабском языке, которые высечены из камня и позолочены.
Золотой кабинет находится на втором этаже над летней беседкой. Его оформление — результат работы иранского зодчего Омера. В Золотом кабинете резной деревянный потолок, к которому прикреплена люстра из хрусталя. Всего в кабинете 24 окна, застеклённых цветными стёклами и расположенных в два яруса на трёх стенах. Под окнами стоят диваны, обитые бархатом.
Малая ханская мечеть
Малая ханская мечеть (крымскотат. Kiçik Han Cami) располагается в главном корпусе и была предназначена для представителей ханской семьи и ближайших сановников. Постройка малой мечети датируется XVI веком, а росписи — XVII—XVIII веками. В росписях мечети используются только растительные и декоративные орнаменты. Купол парусный, опирается на барабан-восьмигранник, сложен из плинфы, расписан в конце XVIII века мастером Омером.
У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность. В верхней части фонтана вырезано стихотворение поэта Шейхия в честь хана Крыма Герая, а в нижней части фонтана — 18-й стих из 76-й суры Корана.