ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИИ В КРЫМУ- ОБЗОР

Древние греки, как хорошие мореходы и мастера выращивания винограда, не могли не оценить по достоинству Крым. Поэтому полуостров стал популярным у их колонистов – поселенцев, которым в самой Греции стало тесновато. В результате сейчас археологи изучают на крымских берегах остатки множества греческих поселений, самое крупное и известное из которых – Херсонес Таврический. Севастополь не является его историческим наследником. Но история у древнего города не менее богатая, чем у современного.

Где находится Херсонес Таврический на карте Крыма

Карта показывает его почти в центре Севастополя, у берегов Карантинной бухты. Рядом с древним полисом туристы обнаруживают парк Анны Ахматовой, памятник Князю Владимиру, сквер им. С.А. Чижа и галерею его же имени.

История Херсонеса Таврического в деталях

Херсонес просуществовал 2 тыс. лет. Но в XV веке жизнь в нем замерла – вот почему русским флотоводцам после присоединения Крыма к Российской империи пришлось основывать город заново. Но все же – за 2 тысячи лет можно было успеть многое.

Колонисты из Гераклеи

Основание Херсонеса ученые относят к концу V века до н.э. Город был заложен переселенцами из греческого города Гераклеи (почему в Севастополе и появился топоним Гераклейский полуостров). Выбор ими места понятен – преимущества Севастопольской бухты с ее многочисленными вторичными гаванями древним мореплавателям были не менее очевидными, чем современным. Как многие греческие города-колонии, Херсонес строился по плану и имел хорошо выраженные улицы и перекрестки с прямыми углами.

Вскоре поселенцы освоили довольно обширную территорию, и Херсонес превратился в типичный греческий полис – государство, состоящее из одного города и сельскохозяйственной округи-хоры. Это был полис с демократическим устройством – решения принимались на общих собраниях граждан (правда, граждане составляли подавляющее меньшинство населения, но такие тогда были правила). Археологами была обнаружена каменная стела с текстом присяги, которую должны были приносить херсонесцы на верность родному городу.

Греки основывали заморские колонии, чтобы обеспечить себя продовольствием – ресурсов Греции на это не хватало. И экономика Херсонеса тоже была заточена на это – тут занимались сельским хозяйством, виноградарством, ловлей и засолкой рыбы. Местные ремесленники производили гончарные и кузнечные изделия. Но главное – Херсонес был крупным портом, через которые в колонии прибывали греческие товары, а в Грецию отправлялись местные.

На его берегах с кораблей из Эллады выгружали драгоценную посуду, изысканные ювелирные изделия, благовония, оливковое масло, оружие, мрамор для строительства. В Грецию же отправляли зерно, скот, кожу, рыбу, мед. Был и специфический товар – рабы. Их в Херсонес поставляли во множестве – Крым в античные времена был регионом неспокойным, а рабы были главной военной добычей.

Жителям полиса и самим постоянно приходилось отбиваться от недружелюбных соседей. Главную проблему долгое время составляли скифы – народ, уверенный в том, что любое оседлое население создано для того, чтобы их грабили и угоняли в рабство. Этому их занятию не мешали и регулярные торговые сделки с греками.

Дошло до того, что Херсонесу пришлось запросить помощи против скифов у понтийского царя Митридата Евпатора. Тот помощь оказал – но взамен Херсонес попал под его протекторат (это было в конце II века до н.э.). Впрочем, Боспорское царство тоже основали греки, так что жизнь города изменилась не слишком сильно.

Скорей положительно сказалось на Херсонесе и римское владычество. Гай Юлий Цезарь в трех словах отчитался о своей победе над сыном Митридата Евпатора – Фарнаком (да, это про него знаменитый римлянин сказал «пришел, увидел, победил»), и Херсонес предпочел немедленно принять покровительство столь достойного военного, представляющего к тому же столь сильное и развитое государство.

Римские правители относились к городу по-разному, и его политическое положение было нестабильным. Но они все использовали Херсонес в качестве удобного военного форпоста, и потому следили за безопасностью и благоустройством. Римляне реконструировали в нем театр, построили свои традиционные бани и даже провели водопровод.

Серьезно изменило облик города распространение в Риме христианства – христиане без раздумий разрушали прекрасные древние храмы и театры, чтобы построить на их месте свои часовни. К тому времени уже не было и единой Римской империи, она раскололась на две части. И Херсонес по географическим причинам оказался в сфере интересов Восточной империи со столицей в Константинополе. Позже это государство было названо Византией.

Второй Рим

За могущество и размеры Византию прозвали «вторым Римом». А Херсонес пользовался многими преимуществами принадлежности такому государству. Ему удалось устоять перед натиском кочевников о время Великого переселения народов. Он сохранил статус важного военного и торгового порта. В Византии говорили преимущественно по-гречески, так что и некоторая культурная преемственность сохранялась.

Административно Херсонес был фемой – областью империи с правами самоуправления. Именно тогда у него появилось славянское название – на Руси город называли Корсунем (с современным городом Корсунь-Шевченковским, что на Украине, ничего общего!).

Жилось ему по-прежнему неспокойно. Донимали хазары, печенеги, затем половцы, да и средневековые славяне особым миролюбием не отличались. Даже князь Владимир Великий сперва захватил Херсонес силой и только потом договорился о своем переходе в христианство. Впрочем, крещение князя помогло хернонесцам взяться за торговлю еще и русскими товарами.

Упадок Византии после разгрома крестоносцами в 1204 г. привел и к постепенному упадку Херсонеса. В 1299 г. его разорила орда хана Ногая. Затем в окрестностях появились генуэзские колонизаторы. Во второй половине XIV века сюда доходили даже литовские князья – тоже не с мирными намерениями. Древний город постепенно превратился в небольшое селение рыбаков, а в середине XV века опустел вовсе. Только в XIX столетии нашлись люди, вознамерившиеся вернуть его к жизни.

Возвращение к людям

Все-таки на то, чтобы крупный город полностью исчез с лица земли, надо довольно много времени. Развалины его находились фактически на поверхности и память о Херсонесе сохранилась. Следовательно, когда на берега Севастопольской бухты пришли русские военные (в XVIII веке), они знали, что за руины видят.

История Херсонеса Таврического была известна – точнее, было известно о принятии Владимиром в этом городе христианства. Поэтому к руинам города отнеслись с относительным благоговением – во всяком случае, не пытались снести. А в 1827 г. командующий Черноморским флотом А. С. Грейг дал распоряжение о проведении раскопок в городе. Ими занялся флотский лейтенант К. Крузе.

Методы «исследователей» XIX века способны вызвать у современного археолога инфаркт, но тут уж ничего не поделаешь – археология в то время еще не имела своих продуманных научных методик. Так что на протяжении XIX века в Херсонесе ковырялись как попало, перемешивали исторические слои, отрывали от комплексов отдельные фрагменты, произвольно извлекали отдельные находки.

Велась на территории памятника и хозяйственная деятельность. В 1852 г. тут додумались создать мужской монастырь (и монахи тоже старательно выколупывали из земли «диковинки», портя заодно множество других), а в 1859 г. начали строить Владимирский собор – и тоже на территории городища. Немало попортили памятник и войны, особенно Крымская и Великая Отечественная, когда территорию городища использовали для нужд обороны.

Огромное количество и бесспорная ценность находок, даже полученных столь бессистемным, грабительским методом, впечатлила всех. К концу XIX века образованные люди поняли, что Херсонес надо сохранять и исследовать систематично, а не кое-как. В 1888 г. Императорская археологическая комиссия учредила должность заведующего херсонесскими раскопками.

Банковский клерк К. К. Косцюшко-Валюжинич, занявший ее, оказался (несмотря на неподходящее образование) настоящим археологом. Он не только впервые попробовал вести раскопки по плану и последовательно, но и систематизировал найденное, открыв в 1892 г. заведение под названием «Склад местных древностей». Неудачное название не портит его – это был настоящий музей с систематизированной экспозицией.

Дело Карла Казимировича успешно продолжили Р. Х. Лепер, Л. А. Моисеев и К. Э. Гриневич. Советская власть позаботилась о хороших условиях для ученых – после революции финансировались масштабные раскопки и в самом городе, и на хоре, издавался «Херсонесский сборник». Но пока все равно научным заведением оставался музей, а город был только исследовательской площадкой.

Так оставалось и довольно долго после войны. Музейные коллекции сохранились – Херсонесу повезло, и его музей был эвакуирован. На территории работали такие легенды крымской археологии, как О. И. Домбровский, В. Ф. Гайдукевич, С. Ф. Стржелецкий и многие другие. И только И. А. Антоновой в 1978 г. удалось добиться главного – весь Херсонес был объявлен заповедником.

Заповедник сотрудничал с институтами археологии АН УССР и АН СССР, множеством отечественных и зарубежных высших учебных заведений. На его территории были посвящены в археологи тысячи студентов-историков. В городе проводились масштабные реставрационные работы, восстанавливались поврежденные объекты и создавались условия для проведения экскурсий. В музее появился византийский отдел. В 2013 г. Херсонес был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Херсонес Таврический – как музей-заповедник Крыма

Сегодня Херсонес Таврический фактически весь является музеем. По древнему городу можно погулять, как по-обычному. Есть в составе заповедника и обычные музеи с археологическими коллекциями.

Музей под открытым небом

Стараниями археологов и реставраторов значительная часть Херсонеса сегодня поднята из земли – по улицам греческого полиса можно ходить, рассматривая его строения. Уровень их сохранности различен, однако реставрационные работы подправили, что можно.

В городе можно видеть остатки мастерских ремесленников и жилых помещений, емкостей для засолки рыбы и хранения зерна, культовые и общественные здания. Сохранилась незначительная часть городских укреплений. На территории заповедника имеются также достопримечательности с особым статусом, которые чаще других привлекают внимание посетителей.

Одна из них – знаменитый колокол Херсонеса, по преданию отлитый из турецких пушек, захваченных во время войны 1768-1774 гг. Хотя эта версия его происхождения вызывает сомнения, но роль колокола в жизни города несомненно велика – долгое время он служил звуковым маяком, спасая моряков в туманы. После Крымской войны французы вывезли его в Париж в качестве диковинного трофея, но в 1913-м вернули обратно – надо было демонстрировать дружественное расположение союзнику по Антанте.

Херсонесский колокол прославился своей «ролью» в фильме «Приключения Буратино», его часто используют в качестве рекламного или символического изображения. Периметр Херсонеса был выбрана для его установки как наиболее удобный для размещения необычного маяка.

Из фортификационных сооружений наиболее приметна башня Зенона, выстроенная предположительно в II веке до н.э. (из-за необходимости защищаться от скифов) и получившая свое имя в честь византийского императора, способствовавшего ее ремонту и переустройству. В результате этих работ она стала самым крупным оборонительным сооружением Северного Причерноморья времен Средневековья – 23 м в диаметре.

В ходе археологических исследований в башне Зенона обнаружили немало фрагментов надписей и живописных изображений. Одной из причин было использование для ее строительства древних надгробных памятников (как следствие спешности работ). Также в башне была найдена плита с надписью, рассказывающей о роли в ее ремонте императора Зенона.

Еще один примечательный объект – так называемая «Базилика в базилике». Два христианских храма были построены на одном месте в разное время (в V и Х веках соответственно). При строительстве более позднего сооружения использовали элементы разрушенного раннего (в частности, колонны).

Сейчас можно видеть контуры обоих базилик, а в музее сохраняются фрагменты мозаичных полов. Правда, внешний вид памятника сильно пострадал после того, как в 2007 г. неизвестные вандалы опрокинули две мраморные колонны, расколовшиеся при падении.

Наконец, огромную известность имеет театр Херсонеса, прилично сохранившийся и раскопанный археологами. Это единственный античный театр, известный на территории СНГ.

Спектакли в нем прекратились, когда христианство стало государственной религией Римской империи – их просто запретили как «греховные». Театр сильно пострадал из-за того, что христиане использовали его материал на строительство своего святилища (известного ныне как «храм с ковчегом»).

Но реставраторы подправили древнее строение. И ныне театр снова работает – в летнее время на его сцене выступают севастопольские коллективы и гастролирующие труппы. Репертуар обычно состоит из пьес либо античных авторов, либо с сюжетами на античную тематику.

Известной достопримечательностью Херсонеса является также Владимирский собор. Он стоит на древней агоре – главной городской площади, центре политической жизни полиса. Однако к Херсонесу собор не имеет никакого отношения – он хоть и представляет византийский стиль, но строился во второй половине XIX века – в память о крещении в этом городе князя Владимира. Во время войны храм сильно пострадал, но в конце ХХ века был отреставрирован. Сейчас это действующая церковь и памятник архитектуры. Посещают его в основном верующие.

Классические экспозиции

Кроме музея под открытым небом, в заповеднике есть и классические музеи – с выставочными витринами. Они расположены в зданиях бывшего мужского монастыря века.

Музей-заповедник «Херсонес Таврический» располагает двумя постоянными экспозициями – античной и византийской. В них собраны находки соответствующих периодов, найденные в городе во время раскопок. Коллекции очень богаты, в них представлены фрагменты строений, посуда, украшения, орудия труда, оружие и многое другое. Экспозиции недавно обновлены – в 2017 г. они открылись после реконструкции.

Музей также располагает постоянно действующей выставкой голограмм, изображающих ценнейшие археологические артефакты, и экспозицией под открытым небом. В ней представлены отдельные находки (в основном фрагменты строений), слишком крупные для размещения в помещении.

В летнее время действует выставка «Парк миниатюр». Но это не обычный «Крым в миниатюре» – таких выставок уже немало по разным курортам. В Херсонесе выставляют миниатюрные реконструкции городских объектов – жилых домов, античных храмов, укреплений, мастерских. Восстановить их полностью невозможно – будет утрачена историческая идентичность. Но миниатюры помогают представить себе изначальный облик этих сооружений, как они представляются археологам на основании подробного изучения.

В заповеднике регулярно организовываются тематические и другие временные выставки, а также особые мероприятия, посвященные определенным научным вопросам или историческим событиям. Об этом официальный сайт заповедника, СМИ и рекламные афиши оповещают интересующихся отдельно. Херсонес Таврический ведет также активную научную и просветительскую работу, проводит занятия для школьников и студентов, научные конференции. Но это тоже не та сфера, что интересует обычного туриста.

Особенности посещения

Музей-заповедник не имеет выходных – работает постоянно, зимой и летом. Приходить нужно днем – время допуска посетителей ограничено, ибо вход на территорию платный. Особых ограничений для туристов нет, не разрешены только продукты питания, длинномерные предметы и неадекватное поведение. Дресс-код – обычные пределы здравого смысла. За съемку без целей коммерческого использования платить не нужно.

Из правил поведения особое значение имеет одно: на территории Херсонеса нельзя делать ничего такого, что может нанести вред археологическим артефактам и культурному слою. На практике это означает, что там нельзя копать, ковырять землю, оббивать обувью разного рода неровности почвы и делать другие подобные вещи. Места, где можно ходить, на территории отмечены.

Заходить на сами объекты в большинстве случаев не разрешено (древняя кладка может пострадать). Понятно, что запрещено прихватывать с собой разные мелочи в качестве сувениров – неспециалист никогда не сможет понять истинную ценность «камешка» или «куска горшка». И не надо приставать с расспросами и непрофессиональными советами к работающим археологам, если доведется попасть в заповедник в археологический сезон.

На посещение музейных экспозиций билеты приобретаются отдельно. Оптимальный выход – купить «единый билет»: и сэкономить, и получить право увидеть все и сразу. Экономить можно и другими способами. К примеру, заповедник периодически проводит дни открытых дверей, когда всех желающих всюду пускают бесплатно (расписание таких дней можно посмотреть на официальном сайте).

Есть также немало категорий посетителей, имеющих право на льготный тариф (к примеру, пенсионеры и студенты). Для льготных категорий тоже предусмотрены бесплатные дни – раз в месяц (для разных категорий свои). Дети до 16 лет, члены многодетных семей, ветераны, инвалиды, жители Севастополя и некоторые другие категории посетителей имеют право на бесплатный вход всегда (но не стоит забывать дома подтверждающие документы).

Заказывать экскурсию не обязательно – осмотреть древний город и музеи можно и самостоятельно, пользуясь имеющимися знаниями и пояснительными табличками. Но с экскурсоводом все же будет и познавательней, и понятней. Музей предлагает экскурсии по разным тематикам – общие или с определенным уклоном. Их надо заказывать заранее. Групповая экскурсия, понятно, обойдется много дешевле индивидуальной. Можно также воспользоваться аудиогидом.

Важно знать: право входа на разные тематические мероприятия оплачивается отдельно, и заповедник не всегда отвечает в таких случаях за уровень цен и права льготного посещения (ибо является только площадкой, а не организатором). Это же относится к посещению театральных представлений – билеты на них приобретаются в театральных кассах, а не в заповеднике.

Как добраться до Херсонеса Таврического от Севастополя

Доехать до музея-заповедника вы сможете без труда на городском транспорте, правда, близко до достопримечательности, до остановки «Херсонес Таврический», подходит только автобус №22, следующий от поселка Кальфа через 5-й км Балаклавского шоссе, кинотеатр «Москва», площадь Ушакова, улицу Железнякова.

Контактная информация

Для гостей Севастополя Херсонес Таврический является едва ли не обязательным к посещению интересным местом. Для севастопольцев – частью истории их города. Для множества жителей бывшего СССР – своеобразным символом, что и привело к изображению памятников Херсонеса на украинской купюре в 1 гривну и на 200 российских рублях нового образца. А археологи полагают его чем-то вроде своей исторической родины.

Город представлял собой типичную эллинистическую полис-крепость и хору. Весь Гераклейский полуостров поделён на ровную сетку из наделов гражданам. Несколько наделов контролировались одной усадьбой хоры. Развалины таких усадеб до сих пор частично сохранились. Между наделами, или клерами, были разбиты дороги. Выращивались, главным образом, виноград и злаковые. Следы подпорных виноградных стенок до сих пор хорошо различимы на территории Гераклейского полуострова. За счёт обширной территории хоры — территория Херсонеса совпадает или даже превышает территорию застройки жилых районов современного города Севастополя.

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.

Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II веке до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110—107 годов до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое, но позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов. В 25 году до н. э. Август дарует Херсонесу «свободу» от Боспорского царства. В 8 году до н. э. Царь Боспора Полемон убит аспургианами. Октавиан Август признаёт Аспурга царём Боспора, добившись выделения из его царства Херсонеса.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия, а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота (Classis Flavia Moesica). В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем.

Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата (см. Хазарский протекторат над Херсоном), Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы.

Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Контроль над черноморскими владениями в Халдии, Пафлагонии и Херсоне захватила Трапезундская империя. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами южного Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю, и в 1220-х годах южный берег Крыма подвергся их нападениям.

В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. В 1363 году Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Кафы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII—XIV веках херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы. Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов, можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. В XVI веке польский посол Мартин Броневский пишет о Херсонесе:

Херсонесское государство представляло собой полис с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) — на год. Так называемый царь (василевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почётные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.

Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица — дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путём тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам».

Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведённых расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объёма. Имена последних ставились на монетах и ручках амфор. Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Здесь существовала особая должность гимнасиарха.

Все эти должности были выборными — выборы производились либо хейротонией (голосованием поднятием рук), либо по жребию.

К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки (магистраты), характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей и цементирующей вооружённые силы.

Политическая история Херсонеса V—II веков до н. э. нам почти неизвестна. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещён в источниках очень полно. С III века до н. э. грозной силой в Северном Причерноморье становятся скифы. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе Скифском. Во главе его становится умный и энергичный вождь — царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей.

В I веке до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления и попал в зависимость от Рима.

Торговля Херсонеса была в основном посреднической. Из греческих городов Малой Азии, островов Эгейского моря и материковой Греции (Гераклея, Синопа, Делос, Родос, Афины) торговцы привозили сюда украшения из драгоценных металлов, оружие, расписную чёрно-лаковую посуду, оливковое масло, мрамор и др. Часть этих товаров перепродавалась соседям — скифам. Значительную долю херсонесского экспорта составляли туземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы. Гераклейский полуостров херсонеситы превратили в свою сельскохозяйственную округу — хору, где были возведены укрепления, усадьбы, размежёваны наделы, зеленели виноградники и сады. Виноградарство и виноделие составляло основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительное и косторезное дело. Во все времена жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками.

Римский протекторат способствовал экономическому подъёму в I—III веках. Горожане активно укрепляли городские стены и башни, сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестроили театр, провели несколько ниток водопровода. Херсонес вёл оживлённую торговлю с крупными торгово-ремесленными центрами Чёрного и Средиземного морей и, прежде всего, со своими традиционными партнёрами на южном берегу Понта — Гераклеей, Синопой, Амисом, Амастрией. В Херсонесе периодически возобновлялась чеканка золотой монеты. К традиционно импортируемым в город товарам добавились изящные стеклянные и бронзовые сосуды, разнообразная красно-лаковая керамика, пряности и благовония. Из города в больших объёмах вывозилась сельскохозяйственная продукция, кожи, солёная и сушёная рыба, рыбные соусы. В это время рыболовство превращается в самостоятельную отрасль городского хозяйства. В ходе раскопок обнаружено около сотни рыбозасолочных цистерн, ёмкость некоторых из них достигала 30—40 тонн.

После захвата Херсонеса киевским князем Владимиром, Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.

В XI—XII веках наблюдается некоторое ослабление торгово-экономических позиций Херсонеса. Однако он сохранил своё значение как опорный пункт византийского военно-политического присутствия в регионе, о чём говорят находки печатей севастов — высших чиновников, членов императорских фамилий.

Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII веке торговля на Чёрном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса. К середине XV века жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время, и земля погребла под собой руины некогда большого и прекрасного города.

Сотрудничество с Национальным заповедником «Херсонес Таврический» внесло существенный вклад в формирование и развитие Уральской школы византиноведения: в 1958 году усилиями уральских византинистов и антиковедов была создана Крымская экспедиция Уральского государственного университета, которая на протяжении почти полувека вела археологические раскопки в Херсонесе. В 1969—2000 годах экспедицию возглавляла А. И. Романчук, опубликовавшая немало научных работ, посвящённых Херсонесу.

Херсонесский историко-археологический заповедник — один из крупнейших научно-исследовательских центров, база, где ведут исследовательскую работу учёные-археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.

Экскурсантов в музей-заповедник привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Центральная площадь Херсонеса

Агора (центральная площадь) Херсонеса располагается в средней части главной улицы. Заложенная здесь при первоначальной планировке города в V в. до н. э. она не изменила своего назначения до его гибели. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета.

После принятия христианства в IV веке на агоре появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов. В середине XIX века в честь киевского князя Владимира, крестившегося в Херсонесе (Херсоне), на ней строится собор, носящий его имя.

Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков до н. э., он вмещал около 2000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.

В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов.
После того, как христианство стало официальной религией Римской империи, спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение, и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом».

Базилика в базилике

Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.

Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

В 1803 году по указу императора Александра I колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.

В 1850-х годах на нынешней территории музея-заповедника был возведён Храм Семи Святомучеников Херсонесских, ставший первым зданием в ансамбле Владимирского собора, в России имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий