СКАЛА ИФИГЕНИЯ В КРЫМУ- ОБЗОР

С серпантинной дороги между Форосом и Семеизом, постепенно спускающейся по довольно крутому склону, который густо порос лесом, невидно никаких селений и вообще признаков цивилизации. Как вдруг после очередного поворота среди зелёных лесистых волн, спадающих к морю, открывается дивный пейзаж с большим крестом на каменистом мысе и золотым куполом белоснежного храма, которые являются символами этих мест. Вообще Сарыч-Кекенеизский горный пейзаж западной части южного берега Крыма впечатляет своей красотой, но особенно выделяется его главная достопримечательность – скала вулканического происхождения, расположенная в центре горного массива под названием Ифигения. Она формирует чудесный мыс, который особо впечатляюще смотрится со стороны моря.

Ифигения – очарование и красота

Скала Ифигения обладает особым очарованием и хранит множество тайн. Это место далеко не рядовое, что сразу ощущается при приближении к нему. Своей необычной формой скала привлекает многочисленных туристов. Её высота составляет сто двадцать метров и похожа она на огромную, неприступную крепость, которую так и хочется взять штурмом. Приезжают сюда и исследователи, потому что Ифигения имеет свои уникальные особенности. Она состоит из туфов и различных порфитов. Южные склоны скалистые, а вершина покрыта навалами камней тёмно-зелёного цвета.

От скалы прямо к кромке воды круто обрывается достаточно глубокое ущелье. В этом месте нередки обвалы, которые образуют на берегу непроходимые каменные хаосы, а в воде – красивые островки, поднимающиеся над водной поверхностью.

Скала покрыта фисташкой и вечнозелёным редколесьем. Поражает, как прямо на голых камнях растёт дикая фисташка, корням которой требуется песчаная почва. Здесь же на скале фисташковые деревья выполняют задачу естественного ограничителя и предотвращают обвалы, крепко охватывая своими корнями скальную породу. Особенно красивы склоны Ифигении весной, когда цветёт жасмин, вязель, дубровник, гвоздика, чабрец, васильки и множество других растений. Склоны укрыты ярко-золотистыми, бело-розовыми, нежно-голубыми коврами. Цветочные ароматы, смешанные с хвоей и морским воздухом потрясающие. В тёплые деньки на скале можно услышать чудесное пение птиц и однообразное стрекотание цикад. Всё это нередко сливается в единый жизнерадостный разноголосый хор.

На восточной стороне скалы установлен большой крест, возле которого имеется необорудованная смотровая площадка.

Отсюда отрывается красивейшая панорама на бескрайнее море. Именно из-за этого живописного вида сюда ежегодно приезжают сотни путешественников. К кресту ведёт дорожка в виде серпантина, поэтому подъём не представляет трудностей. Очень интересен вид на западную часть скалы. На ней расположены десятки пиков из вулканического камня, напоминающие клыки озлобленного дракона, поэтому это место носит название «Скала Дракона». В летние дни у подножия скалы можно заняться дайвингом. Подводные виды здесь не менее живописны.

Как и многие другие природные достопримечательности Крыма скала имеет свою легенду, в честь которой в начале девятнадцатого века её назвал владелец близлежащего имения под названием Кастропуло, Демидов.

Ифигения – это имя дочери древнегреческого царя Агамемнона, который был главнокомандующим войском в период Троянской войны.

Согласно существующему мифу, Агамемнон случайно убил не знающую усталости лань с золотыми рогами и медными ногами. Это была лань богини охоты Артемиды. Разозлившись, Артемида наслала могучие ветры, образовавшие сильный и продолжительный шторм, из-за которого суда не могли выходить в море. Тогда царь принял решение принести в жертву богине собственную дочь, Ифигению. Однако богиня оказалась милостивой, заменила жертву горной ланью, а Ифигению на облаке отправила в Тавриду для службы главной жрицей в храме, расположенном на скалистом мысе. Причём ни один человек так и не узнал о том, что девушка осталась жива. Согласно этому мифу, храм находился в южной части Тавриды, в окрестностях Кастрополя и в нём хранился деревянный идол Артемиды.

Этому мифическому сюжету посвящена античная трагедия Еврипида, которая за свою огромную историю неоднократно ставилась во многих театрах по всему миру.

По этой трагедии писались оперы, а сам сюжет не раз вдохновлял художников на создания живописных полотен. Только за период с семнадцатого до двадцатого века было создано более семидесяти опер, около пятидесяти трагедий и свыше ста художественных произведений. Темы Ифигении затрагивали в своём творчестве Гёте, Пушкин, композитор Глюк, знаменитый художник-передвижник Серов и многие другие. Справедливости ради надо отметить, что некоторые учёные опровергают факт нахождения храма на этой скале, полагая, что он в своё время был возведён на мысе Фиолент. Однако это никак не умоляет красоты легенды и особую атмосферу, присущую скале Ифигения.

В средние века возле скалы существовал небольшой римский, а затем византийский форт и монастырь. Их существование доказывают археологические находки в ходе проведения раскопок у самого подножия скалы. Эти раскопки продолжаются по сей день, отрывая всё новые и новые тайны скалы. Учёные выяснили, что монастырь был открыт в память о мучениках, которые были распяты на скале римскими властями примерно в третьем веке с целью устрашения моряков в период гонения на христиан. Именно это обстоятельство стало причиной воздвижения на скале креста.

Углубляясь в новую историю, следует отметить, что во время героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной Войны, зимой 1941 года, в районе скалы Ифигения действовал отдельный разведывательный отряд морской пехоты Черноморского флота. Особо отличился при проведении диверсионных операций в тылу врага взвод этого отряда под командованием мичмана Волончука. Две недели бойцы-разведчики собирали данные о составе и перемещении вражеских войск, уничтожали автотранспорт и обозы с продовольствием. В память о мужестве и героизме разведчиков на трассе Севастополь-Ялта установлена мемориальная доска.

По пути к скале Ифигения в Кастрополе можно посетить церковь Казанской иконы Божьей Матери и утолить жажду из целебного минерального источника, расположенного рядом.

Косолапый разбойник

Самый легендарный объект Крыма — Медведь-гора. Она видна со многих точек побережья, как правило, всегда напоминает огромного медведя (причем скорее белого), пьющего воду из моря.

Объясняют же ее появление следующим образом. Якобы в незапамятные времена появился в Крыму огромный, и к тому же весьма буйный медведь. Никому от него проходу не было. Но высшие силы сжалились над полуостровом.

Наслали они на зверя сонливость и усталость, да еще и жажду заодно. Припал он к черноморской воде, задремал и не заметил, как окаменел. Так и остался у берега, вместо шерсти у него на спине ныне лес растет.

Историю эту в обязательном порядке рассказывают гостям самого известного детского лагеря мира — «Артека». Он расположен как раз у «медвежьего бока». На деле же Медведь-гора — результат вулканической деятельности.

Не пропустите: Достопримечательности Крыма и Лучшие экскурсии в Крыму

Бахчисарайский фонтан

Куда серьезнее — сам А. С. Пушкин потрудился над созданием легенды для Фонтана слез в ханском дворце в Бахчисарае! В его интерпретации она очень известна: крымский хан влюбился в наложницу, пленную полячку.

Однако одна из жен хана из ревности погубила ее. Ее саму повелел казнить муж, и он же приказал соорудить необычный фонтан в память о возлюбленной.

Но Александр Сергеевич весьма вольно обходился с первоисточниками. Собственно крымская легенда тоже рассказывает о внезапной любви уже пожилого хана Кырым-Гирея (ранее к гарему относившегося несколько наплевательски) к юной наложнице.

Но это была вполне восточная девушка по имени Диляре. Она действительно рано умерла, и в Бахчисарае сохранилась ее гробница. Там находился и знаменитый фонтан, пока его не перенесли в Ханский дворец «ради красоты».

Карадагский змей

Гора Карадаг — еще один обожаемый мифотворцами крымский объект. Одной из самых популярных «карадагских» легенд является история Карадагского змея. Якобы в море в окрестностях горы издревле обитало некое морское чудовище — нечто вроде водяного дракона или черноморской разновидности Кракена.

Что примечательно — эту историю иной раз «на полном серьезе» рассказывают до сих пор. Аналогичная легенда популярна и на Керченском полуострове.

Недавно получила известность история дайвера, который у крымских берегов столкнулся с крупным водным животным с длинным вытянутым телом. Ныряльщик сохранил достаточно присутствия духа, чтобы заснять «чудовище» на камеру.

Специалисты опознали в нем редкий вид тюленя. Вероятно, именно таких животных людская фантазия превратила в Карадагского чудища. Открытие сделано не возле Карадага, но это ничего не меняет.

Врата Аида

Авторство этой легенды приписывают не кому-нибудь, а самому Гомеру. Якобы описанные им врата в царство Аида, через которые довелось проходить Одиссею, находились именно в Крыму. Их трудно найти, но они все еще есть, и потому иногда на полуострове пропадают люди или происходят странные несчастные случаи.

Мифотворцы не пришли к единому мнению, где эти врата находятся. Иногда говорят о Карадаге. Но чаще всего упоминают мыс Меганом. Его странные пейзажи действительно наводят на мысль о чем-то потустороннем.

Еще говорят о призраке мальчика, который заманивает здесь людей в опасные места — не иначе, чтобы Аид без гостей не скучал. Интересные истории рассказывают об этом мысе и всяческие уфологии — они обнаруживают на нем всякие космические излучения, видят НЛО и слышат работу машин пришельцев. Впрочем, они и на Карадаге то же самое видят и слышат.

Мисхорская русалка

История о мисхорской русалке, вероятно, возникла во времена турецкого владычества в Крыму. Якобы жила тогда в поселке красавица Арзы, и почему-то обиделся на нее богатый жадный купец Али-Баба (вероятно, потому что предпочла ему жениха помоложе и покрасивей).

Похитил он девушку в утро после ее свадьбы и продал работорговцам, что везли «живой товар» в Турцию. Там красавица попала в гарем самого султана и весьма ему приглянулась. У нее родился сын.

Но прижиться в гареме Арзы не смогла, и однажды ночью вместе с ребенком бросилась в море. А утром у мисхорских берегов вынырнула из воды русалка с ребенком на руках. С тех пор она приплывает туда каждый год, с тоской смотрит на берег, но выйти на него не может.

Детали этой легенды отображают известные достопримечательности Мисхора, размещенный в районе пляжа «Русалка». Статуя русалки с ребенком, установленная прямо в море, а группа «Арзы и Али-Баба» на берегу.

Ифигения в Тавриде

Греческие мифы и греческие литераторы часто обращались к истории дочери царя Агамемнона Ифигении. Девушка была назначена в жертву богам, но в последний момент богиня Артемида подменила ее на жертвеннике ланью. Далее следует собственно крымская тема — Ифигению богиня перенесла в Тавриду, то есть в Крым.

Дальнейшая судьба принцессы трактуется по-разному — то ли она всю жизнь прослужила жрицей в храме Артемиды, то ли ее через какое-то время вызволили братья, Орест и Пилад.

В современном Крыму Ифигения воистину вездесуща. Ей приписывают службу божеству в куче мест, самые известные из которых — скала Ифигения возле Ялты и грот Дианы у мыса Фиолент. Приключениями греческой принцессы объясняют также появление у Фиолента скал Орест и Пилад.

Монах и кошка

Гора Кошка — природное украшение Симеиза. Рядом с нею расположены две скалы — Монах и Дива. Легенда о них рассказывает о соблазне и ложном благочестии. Некоего отшельника, поселившегося в горах рядом с Симеизом, местные жители считали святым. Но дьяволу была известна правда — это был беглый преступник, скрывающийся от возмездия.

Решил владыка ада разоблачить его. Для начала превратился он в кошку и прибился к дому монаха, но уютное мурлыканье будоражило нечистую совесть, отшельник (грубый как истинный преступник) выкинул животное.

Да, это уже было скверно, но мало. Тогда младший черт попался горе-святому в сети в виде прекрасной девицы, и тут уж соблазн удался по полной. Но разгневали высшие силы все участники этой истории — ибо все они были хороши! И превратили их боги в камень. Так и остались вместе — Монах, Дива и Кошка.

Корона Феодоро

Не корона — в легенде фигурирует золотая колыбель. Однако вещь эта — сакральный символ средневекового княжества Феодоро, и тот, кому она принадлежит, имеет право на наследие этого государства.

Якобы во время турецкого нашествия последний князь Феодоро спрятал где-то эту драгоценность и заклял так, что не сможет найти ее жаждущий наживы, а только тот, кто желает возрождения былого величия державы. Место, где следует искать, точно не определено, хотя самый популярный кандидат — пещерный город Мангуп-Кале.

Последний оплот Сугдеи

Сугдея — средневековое небольшое государство со столицей в современном Судаке. Но легенда о последнем бое этого княжества против завоевателей-генуэзцев прижилась в Алуште, и рассказывают ее о горе Кастель. Впрочем, почти идентичную историю приписывают и Дозорной (Девичьей) башне Судакской генуэзской крепости.

«Кастель» в переводе значит «замок», и легенда гласит, что действительно на вершине стояла крепость, и в ней держала последнюю оборону правительница Сугдеи Феодора. Фортификация была хороша, а гора крута, и не повезло бы захватчикам, если бы не предательство.

Сказители не пришли к единому выводу, был ли это брат или жених правительницы, но один из их выдал врагам потайной проход. В результате все защитники крепости погибли, а их кровь промыла в склонах горы глубокие рытвины.

Археологами на Кастели действительно найдены остатки средневекового укрепления. Но вот рытвины на склонах — чисто природного происхождения.

№10. Мак и перец

Многие крымские легенды нетрудно пересказать для детей. Но история Суворовского дуба под Белогорском в этом плане несколько неудобна — с нею связывают появление не самого культурного из идиоматических выражений.

А. В. Суворов вообще переизбытком политеса не страдал. В 1776 году под Белогорском он готовился к сражению с отборным отрядом янычар, вчетверо превосходящим его силы численностью. Турки прислали парламентера — предлагать сдачу. Суворов принял посланца под дубом.

Турок стал запугивать Александра Васильевича численностью своих людей и для иллюстрации показал пригоршню мака — дескать, янычар столько, сколько у меня маковых зернышек. В ответ Суворов вытащил стручок жгучего перца, не слишком эстетично зажал его между средним и указательным пальцами и предъявил турку со словами «нако-ся, выкуси!».

Сражение закончилось блистательной победой русских. А непочтительное суворовское высказывание навсегда вошло в русский язык.

№11. Невоспитанные близнецы

У берега Гурзуфа в море стоят две скалы, именуемые Адаларами (в переводе всего-навсего «острова») или Близнецами. И местная легенда гласит, что ранее были они двумя братьями, учениками чародея.

Ради знаний учитель подарил им крылья и способность раздвигать морские волны. Но братья оказались эгоистичными и дурно воспитанными. Влюбившись в двух сестер, они не стали ухаживать по правилам, а просто похитили девушек. А их недовольство решили преодолеть с помощью чудес.

Пока на крыльях летали — все обошлось. Но когда хвастуны решили по морскому дну прогуляться, терпение учителя иссякло, и воды сомкнулись. А сами неблагодарные ученики превратились в скалы — так и стоят теперь, раздвигая воду.

№12. Храм Солнца и неисполнимое желание

Храм Солнца — необычный природный объект недалеко от Севастополя, «каменный цветок» из огромных плит, причем «лепестки» размещены под углом к поверхности.

Столь необычный вид не мог не привлечь внимания эзотериков. Они тут же сочли памятник «местом силы». Но главное — существует поверье, что, встав на «алтарь» (то есть «серединку цветка»), можно добиться исполнения самого заветного желания. Но есть ограничение: оно никому не должно принести вреда.

Легенда пока никем не проверена. Ибо никому не удалось придумать такое желание.

№13. Мисхорские Ромео и Джульетта

Массив Ай-Петри — самое известное плоскогорье Крыма. Легенд про него множество. Одна из них объясняет появление не только названия массива, но и одного из базовых правил вежливости.

В селе у горы жили влюбленные, которым родня не разрешала жениться. Отчаявшись, они решились на совместное самоубийство. Пара отправилась в горы, но смогла найти только очень маленькую площадку для надежного прыжка в бездну. На ней мог поместиться только один человек.

№14. Удоды и каменные корабли

Мыс Опук в восточном Крыму просто овеян легендами (в том числе о морском змие). Во многом это связано с тем, что рядом с ним в море находится еще одна достопримечательность — Скалы-Корабли.

Одна из местных легенд увязывает мыс, одноименную гору и скалы в одно. Дескать, некогда сучилось здесь крупное кораблекрушение. Несколько кораблей погибло, а спаслись только две красавицы — О и Пука. Характер у них оказался прескверный, и вскоре они забрали власть над местными жителями. Тем быстро надоело. И они попросили помощи у колдуна.

Силой магии захватчицы были вознесены на вершину внезапно выросшей горы и там превратились в двух удодов. С тех пор и окликают друг друга противными голосами по именам (крик удода звучит как «о-пука!»), и по этому крику и мыс, и гору назвали. А в море можно видеть закаменевшие корабли — те, что привезли узурпаторш на крымскую землю.

№15. Симеизский дом с привидениями

Вилла «Ксения» — сильно запущенная архитектурная достопримечательность Симеиза. Построена она в 1911 году, однако уже успела превратиться один из главных домов с привидениями в Крыму.

Что характерно — под легенду подведены технические основы. Жители Симеиза и туристы рассказывают не только об огоньках, шорохах и открывающихся дверях в заброшенном доме. Они заявляют, что на фотоснимках «Ксении» нередко в окнах видны призрачные фигуры: люди (чаще всего женщины) и «черти». Если поискать, в Интернете даже примеры таких фото найдутся.

Правда, все они представлены людьми, изначально верившими в подобные вещи. Закоренелые скептики ничего подобного на своих фото не обнаруживали. Но «Ксения» пустует и сейчас — явно привидения в ней нескоро выведутся.

№16. Невезучее Ласточкино гнездо

Замок Ласточкино гнездо — официальный символ Крыма, самое узнаваемое строение полуострова. Но нетрудно заметить, что оно какое-то нефункциональное. Ласточкино гнездо украшает — и ничего более.

Местная легенда пытается объяснить, в чем тут дело. Первым на Аврориной скале (где ныне и стоит замок) решил строиться некий генерал от кавалерии — в позапрошлом веке. Но то ли он сам, то ли кто-то из его ближайшего окружения полюбил предаваться на этом месте сомнительному развлечению. Лихой наездник завязывал лошадям глаза, разгонял их и заставлял прыгать в море с 40-метровой высоты. Сам джигит неизменно выплывал, а лошади гибли.

№17. Миледи в Крыму

Мадам Жанна де ла Мотт, фрейлина королевы Марии-Антуанетты, вполне могла бы быть прототипом знаменитой Миледи — такая у нее была бурная жизнь. В частности, дама участвовала во многих аферах своей госпожи, включая известный случай с подлогом при покупке бриллиантового ожерелья.

А когда она еще и разболтала все это на всю Европу, пришлось фрейлине спешно бежать от разгневанной королевы сперва в Англию, а затем в Крым.

А где легенда? А она в том, что Жанна исхитрилась не просто сбежать, а и прихватить с собой драгоценности королевы. И она спрятала их в одной из крымских пещер, а затем умерла, не раскрыв никому тайны.

Правда, для заполнения всех предполагаемых тайников даме пришлось бы уволочь половину сокровищниц Версаля, но конспирологи все еще ищут ее клады повсюду, и в первую очередь на массиве Агармыш, что возле Старого Крыма.

№18. Алим и 40 разбойников

Алим — татарский разбойник позапрошлого века. Но молва превратила его в кого-то вроде крымского Робин Гуда, причем со сверхспособностями.

Алим в Крыму вездесущ — о нем рассказывают и под Бахчисараем, и под Судаком, и под Белогорском. Говорят, награбил он у богачей немало, собрав несметные сокровища. Но главное — он был немного колдун. Поэтому в Алимовой балке (это под Бахчисараем) легко заблудиться — все еще действуют чары, отводившие преследователей от разбойничьего укрытия.

№19. Святой Георгий и спасение на водах

Возле мыса Фиолент есть Георгиевская скала в море, а на берегу рядом — Георгиевский же монастырь. Он древний — иногда говорят, что основан в IX веке.

И вот как объясняют его появление. У Фиолента нередки штормы, и вообще это место опасное (что и И. К. Айвазовский в своих картинах отображал). И вот давным-давно попал там в бурю купеческий корабль.

Положение было безнадежно, и моряки стали молить о помощи высшие силы. А конкретно — святого Георгия. И им повезло — удалось перебраться с гибнущего судна на большую скалу и на ней дождаться конца ненастья.

Потом спасшиеся увидели, что скала расположена совсем рядом с берегом — перебраться нетрудно. А еще на голом камне обнаружилась икона с изображением святого Георгия.

№20. Водохранилище папы Римского

Под Инкерманом есть озеро, именуемое Инкерманским или Клементьевским, и еще старинный Свято-Клементьевский монастырь. Их появление связывают с персоной одного из первых римских пап. Канонизированного под именем святого Климента.

Климент был папой (то есть епископом Рима) до признания христианства государственной религией империи. И за свои воззрения был сослан добывать инкерманский камень — Рим хорошо наладил разработку ценных залежей. Но у Климента была некая способность воздействовать на воду.

Поэтому он в засушливый год сумел заставить пробиться из камня родник — он наполнил водой карьер каменоломни, и так возникло озеро. А затем его казнили и тайно похоронили, но раз в год море начало расступаться, давая верующим доступ к гробнице святого.

Кое-что тут даже соответствует действительности — озеро действительно возникло в результате прорыва подземного источника в известняковый карьер. Но случилось это уже в ХХ веке, а до того камень в Инкермане продолжали успешно добывать.

Отзывы о легендах не пишут — это как-то странно было бы. Но наличие красивой сказки, в которой фигурирует некий реальный объект, неизменно действует как лучший магнит для туристов. В Крыму это проверили на опыте.

Некоторые крымские природные объекты молва прочно связывает с легендарными событиями. В частности, широко распространена уверенность, что кое-какие здешние уголки упомянуты у Гомера. Скала Ифигения в Крыму воспринимается как то самое место, куда богиня Артемида перенесла дочь греческого царя, назначенную для жертвоприношения.

Где находится скала в Крыму?

Она расположена на ЮБК, рядом с поселком Кастрополь и Южнобережным шоссе. А еще поблизости устроен Казанский храм, относящийся к православной ветви христианства. Из отельных ориентиров ближе всего располагается гостиница «Леополь».

Ифигения на карте Крыма

По виду скала не напоминает греческий стиль – скорее уж мощную средневековую крепость. Ее форма отражена в окрестных географических наименованиях. Рядом стоит поселок Кастрополь (Береговое), и его название следует переводить как «город-крепость».

На самом деле Ифигения – результат действия древних вулканов. Ее основу составляют прочные вулканические породы, а геологи определяют их возраст в 150 млн. лет. Высота скалы – 120 м над уровнем моря. Во время дальнейших смещений земной коры пласты, отличающиеся различной прочностью, сместились друг относительно друга.

В результате образование приобрело характерную ныне ступенчатую форму.

В 1947 г. этой достопримечательности Крыма был присвоен статус памятника природы. Основанием для этого стало не только геологическое строение (уникальное для Тавриды), но и богатство растительного мира.

Гомер, Еврипид и другие легенды

Если названия в окрестностях скалы отражают особенности ее вида, то собственное наименование связано с древнегреческой литературой. Гомер в «Илиаде» упоминал о жертвоприношении Ифигении – дочери царя Агамемнона, предводителя греков в Троянской войне. Богиня Артемида заменила девушку на жертвеннике ланью, а ее саму перенесла в отдаленный храм на горе у моря. Затем этот сюжет многократно обыгрывался греческими авторами, в частности, существует пьеса Еврипида «Ифигения в Тавриде». Царевна якобы в благодарность богине стала жрицей ее обители и провела там всю жизнь.

Поклонники литературы в традициях Греции уверены, что сакральный объект, где служила Ифигения, стоял именно на одноименной скале. Но археологи не разделяют этой уверенности – храм Артемиды в этих местах действительно обнаружен, но у мыса Фиолент. Некоторым людям с развитым воображением кажется, что острые обломки камня возле вершины напоминают драконьи зубы. Они прозвали ее Драконом. Но эта концепция тоже неплохо вписывается в мифологию.

Впрочем, у подножия скалы есть поселение периода Средневековья, исследованное археологами. Имеются основания и для утверждений, что поблизости существовал византийский монастырь. Из-за этого пик ныне венчает крест – местные верующие уверены, что монастырь был построен в память первых христиан, распятых римлянами на горе, чтобы проплывающие мимо моряки посмотрели и убоялись.

Как можно убедиться по фото, с Ифигении можно получить хороший обзор на окрестности. Обстоятельство это было использовано в период обороны Крыма во времена Великой Отечественной войны. В 1941 г., зимой, командование Черноморского флота высадило тут разведывательную группу. Ею командовал мичман Федор Волончук. В течение двух недель разведчики, пользуясь удобным расположением памятки, вели оттуда наблюдение за передвижениями противника, совершали вылазки для уничтожения вражеского автотранспорта.

У кусочка Средиземноморья

Отзывы туристов и замечания специалистов тоже утверждают, что скала Ифигения у Кастрополя напоминает скорее участок средиземноморского, чем черноморского побережья. Здесь растут многие соответствующие представители флоры, в частности жасмин, и водятся в большом количестве цикады, что тоже характерно для Средиземноморья.

На скальных склонах растет немало видов реликтовых крымских растений. Ученых удивляет, что там есть и старые фисташки, хотя обычно эти деревья предпочитают супесчаные почвы. Но здесь они укоренились почти на голой скале. Фисташки пошли камню на пользу – их корни укрепили ее лучше любой арматуры.

Местные жители особенно рекомендуют туристам подъем на Ифигению в разгар весны,

когда покрывающие ее кустарники находятся в полном цвете. Специальные экскурсии на возвышенность организовывают редко, но можно подняться самостоятельно – тропа заметная, хотя и напоминает по форме серпантин, так что дорога получается длинной.

На вершине возле креста есть хорошая смотровая площадка, но она не оборудована, так что за свою безопасность придется отвечать самому. Прогулка будет приятной и полезной для здоровья – на склонах растет много хвойных, оздоравливающих воздух, но не очень легкой из-за высоты и крутизны скалы.

Неплохо будет посетить достопримечательность и в начале лета, поскольку растений, цветущих в этот период, здесь тоже немало (всего на скале зафиксировано более 40 видов), а в начале лета в Крыму начинаются «концерты» цикад. Жители южных регионов еще знакомы с подобными явлениями, а вот северянам будет интересно послушать.

На природный выступ обращают внимание туристов экскурсоводы различных обзорных экскурсий, а также сотрудники многочисленных пансионатов и домов отдыха Кастрополя. Скала Ифигения в Крыму не стала символическим местом, но многим хочется хотя бы взглянуть на нее из-за овевающих камни мифов.

Как добраться (доехать)?

Доехать до памятки природы нетрудно, на общественном транспорте следуйте до остановки «Кастрополь» — сюда из Ялты/Фороса идет маршрутка №128. На машине сюда добраться тоже несложно.

Далее спускайтесь по Кипарисной улице на юг, вот как выглядит ваш маршрут на карте:

Туристу на заметку

В Крыму природа и история неразрывно переплетены. Естественные достопримечательности обрастают легендами. Подобная романтика заставляет людей селиться рядом, работать, и дополнять природную красоту рукотворной. Не является исключением и скала Ифигения. В заключение предлагаем короткое видео про нее, приятного просмотра!

Сентябрь в в Крыму – самое приятное время для путешествий с детьми. Ведь на море уже холодновато: вода +20-23 градуса. Максимум разок-другой искупаться. Зато потом можно уйти с пляжа и просто погулять по округе, изучая достопримечательности. В летнее пекло на это сил уже не оставалось. Так что в бархатный сезон наверстываем упущенное, и я продолжаю рассказывать, как на каникулах совмещать отдых ребенка и занятия с ним.

Продолжу свою рубрику “Гид по Крыму” еще одним постом и расскажу вам, как в однодневной поездке выходного дня совместить древнегреческую литературу, мифологию, историю и даже геологию. Возможно ли все это охватить всего за день? Да, конечно, если дело происходит на Фиоленте.

Фиолент  – это мыс, находящийся недалеко от Севастополя, на юго-западной его окраине. Туда легко добираться – можно приехать просто городским транспортом. А можно посетить по морю в ходе морской прогулки и экскурсии. Но, конечно, самое удобное – это на своей машине. Как мы и сделали в один из солнечных сентябрьских дней.

И ехали мы на Фиолент не просто так, а с целью показать дочке места, описанные в трагедии греческого автора V в. до н.э. Еврипида. Наверное, многим из вас знакомо ее название: “Ифигения в Тавриде”. А вот содержание помнят не все. Можно загуглить, но я коротко перескажу.

Ифигения и Орест – дети царя Микен Агаменмнона, предводителя войска осаждавшего Трою. Чтобы задобрить богов, он вынужден был принести в жертву Артемиде (богине охоты, деве-воительнице) свою дочь Ифигению. Но в последнюю минуту Артемида прислала свою лань, и та унесла девушку далеко на север, в Тавриду, страну дикого племени тавров, где та стала жрицей в ее храме. Прошло более 18 лет. Брат Ифигении Орест со своим другом Пиладом отправились в плаванье в Тавриду по повелению Аполлона, чтобы выкрасть из тамошнего Храма Артемиды статую богини. При попытке кражи их поймали и приговорили одного к смерти, а второго решили отпустить. Приговор должна была привести в исполнение главная жрица храма. Каждый из друзей был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы второй был спасен (с тех пор Орест и Пилад вошли в поговорку как  синоним верной дружбы). К счастью, выбор делать не пришлось – жрицей в храме была Ифигения. Она узнала брата. Всем вместе им удалось перехитрить тавров и покинуть берега Тавриды, увозя с собой статую.

Эта трагедия была популярна не только в древности. Много раз и в древности, и в современную эпоху ее брали в основу либретто к своим операм  композиторы, а поэты переводили на многие языки мира. И сейчас постановка “Ифигения в Тавриде” не редкость, особенно  в крымских театрах. Даже на кружке истории в при нашем “Музее Тавриды”, куда ходила заниматься моя Катя, представляли эту трагедию.

Место действия трагедии

Но есть ли в этом сказании рациональное зерно? Сама трагедия написана в 441 г. до н.э. И говорится в ней о мифических событиях, произошедших еще на тысячу лет раньше во времена Троянской войны (это 13-12 вв. до н.э.). Но ведь уже давно доказано, что многие мифы – это поэтизированные факты, и говорят они нам о реальных событиях. Например, Троя, под которой сражался Агамемнон, отец Ифигении. Долгие века ее считали литературным вымыслом Гомера (как, впрочем и самого Гомера). А она оказалась вполне реальным городом, развалины которого можно и сейчас увидеть в Турции, в современной провинции Чанаккале. А что что говорит история о Храме богини Артемиды в современном Крыму?

Сразу скажу – он еще не найден.

Известно, что местное население этих мест тавры почитали какую-то богиню-воительницу Деву еще до прихода греков. И по-гречески это вполне могло пониматься как Артемида – ведь греки всех  местных богов включали в свой пантеон. На херсонесских монетах часто изображали Артемиду, иногда даже с ланью – одним из атрибутов этой богини. А под изображением надпись “Дева”.

Но так как таврский Храм Девы был с точки зрения древних греков где-то на севере у черта на куличках, то описаний его почти нет.

“Отец истории” Геродот только говорит, что в Тавриде есть некое святилище, где тавры приносят жертвы.

Они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу.

Подробнее описан храм у римского поэта Овидия. В одном из произведений старый тавр у него говорит:

«Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою. Я родился в этой стране и не стыжусь своей родины; мое племя чтит родственную Фебу-богиню. Еще и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны: к нему ведут сорок ступеней. Предание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир; не сомневайся, еще и ныне там стоит подножие, лишенное статуи богини; алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен, будучи окрашен пролитой кровью. Священнодейство там совершает жрица».

Античный историк Страбон говорит так:

«храм Девы находился на мысе Парфенион, неподалеку от Херсонеса»

Парфенион, Парфений – это с греческого “девичий”. Известно, что в Херсонесе (а он совсем неподалеку от мыса Фиолент, проводились празднества, посвященные Артемиде – парфении. Но точно сказать, где именно Страбон располагал свой мыс, никто не может – рядом существует еще несколько мысов.

Потом долгое время Храм Девы никого не интересовал. А уже гораздо-гораздо позже в 1700х годах ученый и исследователь Крыма Пётр Симон Паллас пишет о Храме Девы как о неких «остатках здания на Фиоленте, состоящего из двух квадратов, стены которых были направлены ко всем сторонам света».

В 19 веке благодаря моде на романтизм и мифологию интерес к Крыму снова возродился. Храм Девы искали и будущий декабрист Муравьев-Апостол, и швейцарский путешественник и этнограф Дюбуа Монпере. В своих записках они упоминают руины прямоугольного здания на одном из мысов между Фиолентом и мысом Херсонес.

Местом возможного расположения Храма богини Девы (Артемиды) называли не только Фиолент, а и сам город Херсонес (в котором, действительно, был храм Артемиды, только не таврский, а греческий), и другие локации Крыма. Например, Партенит – название этого поселка созвучно с названием мыса Пертений (Девичий).

Но для меня спор решил Пушкин. Во время своего путешествия по Крыму он останавливался на ночлег в Свято-Георгиевском монастыре у Фиолента, а позже писал в “Письме к Д.” (Дельвигу):

А уж то, что тут рядом расположены живописные скалы Орест и Пилад (Зуб и Парус, как по-другому их называют из-за формы) словно переносит нас в саму легенду. Место действия трагедии – Фиолент!

Конечно, в Крыму есть еще скала Ифигения. Находится она на Южном берегу около от поселка Кастрополь близь Ялты. Да только вот “Ифигенией” назвал ее Николай Никитич Демидов – из знаменитого рода Демидовых, живший на рубеже 18 и 19 веков. Так что это название никак уж не является греческим.

Монастырь

Каменная Монастырская лестница уже упомянутого Свято-Георгиевского монастыря, так впечатлившая Пушкина, не та ли  “лестница из 40 ступеней” из овидиевского рассказа тавра?

Мы по ней спускались к пляжу и считали ступени. По официальной версии их 891. На самом деле мы насчитали даже чуть  больше. А до недавней реконструкции было чуть меньше. Просто такое число выбрано символически – монастырь основан именно в 891 году православными греками, бежавшими от иконоборческих веяний Константинополя в Херсонес (ныне Севастополь, а тогда дальнюю окраину Византийской империи).

То, что здесь был основан монастырь уже подсказывает нам, что в древности до него мог быть и языческий храм.

По крайней мере, место намоленное – кроме ныне действующего Свято-Георгиевского монастыря в округе были обнаружены руины еще пяти христианских раннесредневековых храмов. Возможно, какие-то из них и показывали Пушкину, Палласу и остальным в качестве “развалин храма Дианы”.

Фиолент или Феолент?

Есть версия, что даже само название Фиолент говорит о том, что здесь священное место. На первых лоциях его название писалось через букву “е” – “Феолент”. И это написание может восходить к греческому корню “Фео”/”Тео” – “божественный”. См. например мнение севастопольских краеведов Н. Шика и В. Зайцева.

Похоже, вариант с “е” был более ранним. На карте В. Черного (1790 г.) мыс помечен как «м. Араниль или Феалентъ». И в первой в первой лоции Крыма (авторы Бутаков и Шестаков) тоже “м. Феалентъ” (1851 г.)

Хотя есть и другие версии происхождения названия.

В первое время существовало и то, и то написание слова: через “е” и через “и”. В географическом атласе Монганари (1836 г.), например, “Феолент” , в атласе Кёппена (1851 г.) – “Фиолент”.

Если принять написание с “и”, то название может происходить от латинского “Violentus – Violent”, что обозначает яростный, сильный, неистовый.

Другой вариант тоже через “и” предложил Бертье-Делагард. Он возводил это слово к татарскому названию мыса “Филенк-бурун” – в переводе с турецкого языка “тигровый”. Кто посмотрит на берега вокруг Фиолента, тот поймет о чем речь – они как  слоеный пирог с оранжевыми полосками.

Но “Фиолент/Феолент” это уже поздний вариант русского названия. До того мыс называли “Георгиевский” – по монастырю. Ну а греки всегда называли его только “Парфений/Партений/Партениум” – “девичий”, “посвященный Деве”. И эта традиция закрепилась в европейских странах.

Балка Дианы и грот Дианы

В поддержку моей версии расположения Храма Артемиды (Храма Девы) на Фиоленте есть еще аргумент. Буквально рядом с мысом есть живописный грот, известный под названием “грот Дианы” – сквозная арка в скале, под которой может проплыть лодка. А совсем рядом есть балка Дианы. Так что названия Диана, Артемида, Дева встречаются в этой местности повсюду! Как не поверить, что и сам храм, давший название стольким объектам,  находился где-то здесь?

Геология на пляже

Мифологию и историю мы обсудили, а при чем же здесь занятия геологией, о которых я говорила в самом начале поста?

А вот при чем. Монастырская лестница из Свято-Георгиевского монастыря ведет на самый красивый пляж в окрестностях Севастополя, а может и всего Крыма – знаменитый Яшмовый пляж.

С него открывается чудесный вид на мыс Фиолент и живописные скалы Орест и Пилад. Те самые – из мифа! Но даже если бы не было мифов, на это место стоило бы посмотреть. Ведь мыс Фиолент – это остатки древнего вулкана, действовавшего здесь в среднеюрское время 150 млн лет назад. Поэтому и на нем, и на примыкающих берегах можно увидеть застывшие потоки лавы, скальные образования, сложенные вулканическими породами.

Например, “скала” Ифигения, возвышающаяся над Орестом и Пиладом – это не скала, а вулканический некк. Когда-то это было жерло вулкана, заполненное лавой. Со временем рыхлые породы вокруг разрушились и только некк остался стоять столбом. Такие характерные столбы мы уже видели этим летом на Карадаге – еще одном древнем вулкане Крыма, который можно посмотреть из Коктебеля. Мы уже много лет подряд бываем там в конце августа на джазовом фестивале. Были и в этот раз:)

Но не делайте этого! Возьмите на память два-три особо красивых камушка, но не растаскивайте эту красоту. В Турции, вон, за вынос с пляжей ракушек и камней грозят огромные штрафы, все найденное конфискуют. Турки берегут свое природное достояние. Побережем и мы!

Но разбирать и сортировать камни, пытаясь определить минералы, из которых они состоят никто не запретит – поэтому переносим урок геологии прямо сюда! Определять минералы –  увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Что это за красненький камешек? Базальт? Или это та самая полудрагоценная яшма? И вот уже лезешь в интернет, читаешь геологические форумы, роешься в ссылках. И дети принимают в этих поисках и определении самое заинтересованное участие, а не спят за партой;)

Тут же на пляже можно приглядеться к большим глыбам вокруг.

Самый огромный камень, как бы сложенный из миллионов каменных призм – это скала Крест.

Не путайте с находящейся тут же Георгиевской скалой или скалой Святого Явления – огромным камнем в море, на котором действительно стоит православный крест. По преданию именно на ней терпящие крушение греческие моряки увидели Георгия Победоносца, а после своего чудесного спасения на берегу основали монастырь.

Но скала Крест (иногда ее ошибочно называют Крестовая) стоит прямо на пляже. Это тоже один из некков древнего вулкана. Ее очень интересно рассматривать: она сложена из серовато-зеленоватых кератофиров в виде характерных призм (так называемая столбчатая отдельность).

Другие крупные камни у пляжа тоже хранят на себе следы вулканического происхождения. Они созданы жидкой магмой, которая вытекала из жерла и застывала в соприкосновении с холодной водой. Она похожа на большие каменные пузыри – лавовые шаровые подушки.

А обрывистые берега от сюда в сторону Севастополя похожи на слоеный торт медовик – они сложены из вулканического туфа, перемежающего слоями известняков. Из под них на всем протяжении берега до самого маяка как бы торчат темные мысы – в геологии их называют дайки (плитообразные внедрения магмы). В одном из таких мысов (мысе Лермонтова) вы и увидите грот Дианы.

Так что изучать геологию по пляжным видам вполне себе реально, если вы находитесь в Крыму:)

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий