ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КРЫМА- Обзор

Вы планируете поездку в Крым. Скорее всего, поближе к морю: Ялта, Алушта, Форос, Евпатория, Севастополь, Судак. Вода в море сейчас очень теплая, до 24 градусов. Однако быть в Крыму и не побывать в памятных местах полуострова — значит провести отпуск наполовину. Сегодня мы поговорим о городе русской славы, городе-герое Севастополе.

Сразу скажу, что Севастополь — город не курортный. В первую очередь он — база Черноморского флота. Но хоть раз в жизни приехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы на этот флот посмотреть. А еще — прогуляться по его улицам, утопающим в зелени. Побывать в музеях, например, в Панораме «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», открывающей восхищенным зрителям один из дней защиты города от интервентов

Севастополь еще называют городом памятников — город украшают 2053 памятника. Из них памятников археологии — 246, истории — 1365, монументального искусства — 27, архитектуры и градостроительства — 293 памятника, 394 памятника периода Великой Отечественной войны. О самых значимых памятниках Севастополя можно подробнее узнать здесь (http://sevgid.ru/monuments.htm).

Однако центром притяжения для туристов и паломников со всего мира является, безусловно, Херсонес. Херсонес Таврический — древний город, основанный греками в V веке до новой эры. Здесь в 988 году принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Для Православной России Херсонес — купель Крещения, исток Православной веры. Князь Владимир крестился в храме Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на главной площади Херсонеса. На месте этого храма сейчас стоит величественный Свято-Владимирский собор.

Херсонес — купель Крещения, исток православной веры

Летом здесь — бум туристов и паломников. Очень многие приезжают в Севастополь, чтобы покреститься или покрестить детей во Владимирском соборе. Ведь как символично — креститься на месте, откуда началась Православная Русь! Многие венчаются в соборе, который поражает своей красотой.

Содержание
  1. Дорога в Севастополь
  2. Херсонес: ориентируемся на местности
  3. Древнейший храм Крыма
  4. Храм в 400-х метрах над уровнем моря
  5. Место почитания самого известного крымского святого
  6. Крымское чудо света
  7. Любимые места царской семьи
  8. Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира
  9. Тайное святилище
  10. Память из «Тмутараканского камня»
  11. Чудо в бурю
  12. Затерянный в горах
  13. Три легенды одной святыни
  14. Обитель мраморной купели
  15. На страже веры и свободы
  16. Православие в Крыму
  17. Православные монастыри Крыма
  18. Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь
  19. Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь
  20. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
  21. Свято-Троицкий женский монастырь (Симферополь)
  22. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  23. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  24. Собор cвятого Александра Невского (Ялта)
  25. Храм Воскресения Христова (Форос)

Дорога в Севастополь

В Крым сегодня попадают двумя путями — автомобильным и воздушным. Автомобильным — через Керченскую паромную переправу, воздушным — через аэропорт «Симферополь». Из аэропорта до автостанции «Севастополь» регулярно курсируют автобусы. Отправление по расписанию (август 2017 года): 04:10, 05:20, 05:40, 05:55, 07:40, 08:40, 09:40 11:25, 11:30, 11:50, 12:50, 14:20, 14:55, 16:15, 19:05, 20:30, 22:00. Уточнить можно здесь: (https://rasp.yandex.ru/station/9751623?type=schedule).

Расстояние от Симферополя до Севастополя — 80 км, достаточно комфортное, чтобы ваши дети в поездке не успели устать или заскучать. Время в пути — от 1 часа 30 минут до 2 часов, в зависимости от рейса. Цена билета на автобус Симферополь-Севастополь в 2017 году — 136-150 рублей. Билет на автобус покупайте на автостанции, расположенной непосредственно рядом с аэропортом, у троллейбусной остановки.

Без лишних волнений из аэропорта Симферополя в Севастополь доставит такси. Заказать автомобиль можно онлайн через сервис KiwiTaxi. Водитель встретит вас, при необходимости в автомобиле будет установлено детское кресло. Стоимость поездки фиксированная, зависит от вместительности авто.

Также можно озаботиться о путешествии на такси из аэропорта в Севастополь, связавшись заранее со службами радиотакси в самом Севастополе (телефоны и сайты служб — ниже).

Железная дорога — еще одна артерия, связывающая два города. Точка старта — железнодорожный вокзал Симферополя (до него регулярно ходят автобусы из аэропорта), финиш — на железнодорожном вокзале Севастополя. Время в пути — 1 час 50 минут. Цена билета на электричку Симферополь-Севастополь в 2017 году — 109 рублей. Купить можно непосредственно перед посадкой.

Вы в Севастополе: размещаемся

Автомобильный и железнодорожный вокзалы находятся в Севастополе рядом, «спина к спине», как добрые соседи. Так что с прибытием в город проблем не будет: весь городской транспорт захватывает и «авто», и «железку».

Первым делом, конечно, нужно где-то поселиться. Гостиниц, отелей, мини-отелей в городе много. Конечно, чтобы чувствовать себя комфортно, о бронировании места в отеле лучше позаботиться заранее, тем паче август — пик сезона.

В центре города находятся крупные отели категории «три звезды»: «Украина» (площадь им. Ушакова) и «Севастополь» (площадь им. Лазарева). От «Украины» 5 минут ходу до Исторического бульвара, где расположена, кстати, Панорама. В прямой близости от «Севастополя» находится городской пляж «Хрустальный» и сердце города — Приморский бульвар. Подробнее об отелях города можно посмотреть здесь: (http://www.101hotels.ru/main/cities/sevastopol).

Но вам хочется поселиться в непосредственной близости от Херсонеса. В прямой видимости музея-заповедника «Херсонес Таврический» расположен гостевой дом «Херсонес» (сайт отеля: www.hotelhersones.ru). До главных ворот музея-заповедника ходу — 5 минут. Чуть подальше, в 200 метрах, рядом с памятником святому князю Владимиру, находится отель «Дельфин» (сайт отеля: www.hoteldolphin.ru).

Херсонес: как добраться

Сначала — как добраться до Херсонеса. Если вы поселились в Севастополе и хотите добраться до Херсонеса на общественном транспорте, нужно сесть на автобус № 22, единственный, который ходит до музея-заповедника. Автобус № 22 идет со стороны проспекта Острякова, через центр города (пл. Ушакова, ул. Ленина, пл. Нахимова, пл. Лазарева, центральный рынок и далее — в сторону Стрелецкой бухты). Если вы поселились где-то в Гагаринском районе (противоположная сторона города от проспекта Острякова), придется ехать до остановки «ул. Дмитрия Ульянова», переходить дорогу и ждать 22-й автобус на остановке.

Автобус ходит, прямо скажем, редко, даже в летний сезон. Среднее время его ожидания — 15-20 минут. Но можно прождать и дольше. Автобус прибывает на площадь перед входом в музей-заповедник «Херсонес Таврический», это конечная станция маршрута. Стоимость проезда — 20 рублей. Оплата, как и во всем транспорте в Севастополе, — на выходе.

Если вы не хотите зависеть от «редкого автобуса» и любите недолгие пешие прогулки, лучше всего доехать любым транспортом до остановки «ул. Дмитрия Ульянова». Отсюда до Херсонеса — 15 минут неторопливого шага. Если вы приехали со стороны Камышовой бухты, нужно перейти дорогу и подойти к остановке. Если со стороны центра, идете отсюда.

Прямо от остановки поднимаетесь по широкой лестнице, держась правой стороны. Идете по тротуару прямо, никуда не сворачивая, до развилки, в центре которой на постаменте возвышается памятник святому крестителю Руси — князю Владимиру. Мимо не пройдете. По тротуару сворачиваете направо и идете, куда приведет автомобильная дорога, а она приведет к стенам Херсонеса. Не заблудитесь.

Кто не хочется связываться с городским транспортом и ходьбой по солнцепеку, может доехать до заповедника на такси. Стоимость такси: если, к примеру, нужно доехать до Херсонеса от площади Нахимова (это самый центр города), поездка обойдется в среднем в 160-180 рублей. В городе множество служб радио-такси, где вам сразу скажут, во сколько обойдется поездка. При заказе такси можно сразу предусмотреть детали, например, наличие детского кресла или возможность перевозки домашнего питомца.

Хороший совет: если бюджет у вас ограничен, лучше дойти до Херсонеса пешком, а вот обратно, если не дождетесь автобуса, уезжать на такси. На осмотр городища (развалин древнего города), собора, выставок у вас уйдет много сил, плюс жара, и топать потом до остановки не каждый захочет. Прямо на площади перед воротами заповедника постоянно дежурят машины такси. Но можно вызвать такси и по телефону.

Вот несколько служб радио-такси Севастополя (вызов по мобильному телефону):

Сайты служб такси в Севастополе здесь:

Для путешествующих на личном транспорте в GPS-навигаторе или смартфоне укажите адрес музея-заповедника — ул. Древняя, 1. Однако автолюбителям нужно иметь в виду, что припарковаться на подступах к Херсонесу будет очень сложно. Парковочных мест здесь мало, и они почти всегда кем-то заняты. Лучше всего приезжать с утра — и место найдете, и не так жарко. Кроме того, в летний период к заповеднику ежедневно прибывают большие автобусы с экскурсионными группами. Паркуясь, эти автобусы перекрывают «кислород» многим автолюбителям. Днем в районе площади перед входом в музей-заповедник — постоянные пробки и скудное место для разворота. Можно надолго застрять.

Есть еще одна «хитрая» особенность, которую можно назвать «парадоксом ГИБДД» и о которой, понятно, не знают гости города. Не вдаваясь в историю вопроса, скажу, что на единственной дороге, ведущей в Херсонес (ул. Древняя), висит знак «Движение запрещено». Если подниматься на машине вверх по ул. Дмитрия Ульянова (той самой, ведущей к памятнику князю Владимиру и ул. Древней), то вам встретятся два знака «Кирпич». Проезжайте под него, нимало не смущаясь. Под знак «Движение запрещено» тоже можно проезжать свободно, никто вас не оштрафует. Русский экстрим: запретить, не предложив альтернативы! Самое смешное, что там, где начинается стена Херсонеса и парковка, висит знак «Парковка».

Херсонес: ориентируемся на местности

Итак, вы стоите у ворот музея-заповедника «Херсонес Таврический». Чтобы попасть на территорию, придется пройти через рамку, которая вам приветливо пропищит. Задача рамки — подсчет посетителей, а не их сканирование. У входа дежурят полицейские, которые вежливо попросят вас показать содержимое вашей сумки или рюкзака. Антитеррор! Нельзя проносить колюще-режущие предметы, алкогольные напитки и кое-что еще, о чем можно узнать здесь: (http://chersonesos-sev.ru/?page_id=1381). Если же у вас что-то такое есть, это можно оставить в специальной ячейке, закрыв на ключ, а на обратном пути — забрать.

Вход в сам заповедник — бесплатный. С 1 мая по 1 октября 2017 г. территория музея-заповедника открыта для посещения ежедневно (без выходных) с 08:30 до 20:00. Более подробно узнать о музее-заповеднике «Херсонес Таврический», экспозициях, афише мероприятий, стоимости экскурсий можно здесь: (http://chersonesos-sev.ru).

Чаще всего в Херсонес приезжают группами. Например, если вы отдыхаете в Ялте или Евпатории и приехали в Севастополь с экскурсионной группой, беспокоиться не о чем. Все организовано на высшем уровне: вам все покажут и расскажут, дадут свободное время, чтобы погулять по городищу. Если вы путешествуете в индивидуальном порядке, можно, попав на территорию музея-заповедника, присоединиться к любой экскурсионной группе, а можно дать простор фантазии и отправиться знакомиться с местностью одному.

Бесплатная фото- и видеосъемка на территории и экспозициях музея-заповедника физическим лицам разрешена, но только без вспомогательных средств, с выключенными функциями вспышки и подачи звукового сигнала, а также без права публикации и тиражирования отснятого материала.

Помимо осмотра самого древнего города, можно зайти в Византийский зал музея и ознакомиться с богатой экспозицией.

Купание в море

Городище Херсонеса находится на берегу моря. Севастопольцы, сколько себя помнят, купались здесь летом. Однако с прошлого года купаться в море запрещено. Заповедник! В непосредственной близости от руин, у кромки моря — прекрасный каменистый пляж. Некоторые рискуют и купаются, но мы не советуем: во-первых, патрули, во-вторых — камеры наружного наблюдения. Зачем вам скандал и объяснения с полицией! Купаться безбоязненно можно до 9 часов утра.

Недалеко от Херсонеса расположен городской пляж «Солнечный». Если идти со стороны Херсонеса, ходу 15 минут. Но к пляжу можно подойти с другой, более удобной стороны — от площади им. 50-летия СССР (от ЦУМа — центрального универсального магазина).

Если вам все же хочется экзотики — непременно искупаться на территории музея-заповедника, — есть место, где можно окунуться в море без боязни быть пойманным. Если идти в сторону пляжа «Солнечный» по тропинке вдоль побережья, в 5 минутах ходьбы вы увидите развалины башни, а под ней, у моря — металлический забор, окружающий камни.

Это памятное место — здесь в камне отпечаталась левая босая стопа святого апостола Андрея Первозванного (подробнее об этом — ниже). Стопу можно обнаружить самостоятельно — добрые люди ее «подсветили» цементным раствором. Здесь, на камнях, удобно разместиться, да и в море есть несколько довольно удобных заходов. Для любителей подводн

ого плавания и ныряний — настоящий рай: глубина 5-6 метров прямо у берега, живописное дно, обилие морских обитателей.

Свято-Владимирский собор — это маяк Херсонеса. Его видно со многих точек города, например, со стороны Ахтиарской бухты, главной бухты Севастополя. И уж конечно, оказавшись в Херсонесе, мимо вы не пройдете. Собор — кафедральный, то есть главный в Севастопольском благочинии. Это крупнейший по размеру собор в Крыму.

Апостол оставил след на камне: камень, на котором он стоял, сделался мягким

Идя со стороны главного входа в заповедник по дорожке к собору, вы увидите памятник святому апостолу Андрею Первозванному, который проповедовал на земле Тавриды в I веке. Согласно «Степенной книге», составленной по инициативе митрополита Макария духовником царя Иоанна Грозного Андреем между 1560-63 гг., святой апостол оставил в Херсонесе след на камне: камень, на котором он стоял, взирая на море, сделался мягким, как воск, и обе его стопы навечно отпечатались. След левой босой ступни святого апостола можно увидеть недалеко от городища, у кромки моря (это место окружено полуразрушенным забором, доступ к нему свободный). После обнаружения отпечатка стопы в 2012-м году место это стало популярным у паломников. Зафиксированы случаи чудесных исцелений от тяжелых болезней после вкушения воды, пролитой на стопу.

Вы входите на огороженную территорию собора. Справа — открытая колокольня. Главный колокол весит 15 тонн и подарен собору бывшим президентом Украины Виктором Януковичем. В соборе — четыре престола. Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стоит на месте храма, в котором в 988 году крестился князь Владимир. Кроме того, в нижнем храме есть придел в честь святой равноапостольной княгини Ольги.

Поднявшись по широкой лестнице, вы окажетесь в верхнем, главном храме собора, освященном в честь святого равноапостольного князя Владимира. Справа от клироса есть вход в придел святого князя Александра Невского, где службы проводятся два раза в году, в дни памяти святого князя.

Кроме того, полагается пройти вторую беседу с диаконом собора — каждую субботу, в помещении библиотеки собора (здесь же, на территории). Начало в 14:30.

На лавке в нижнем и верхнем храме можно подать записки: сорокоуст, литургия о здравии и упокоении, проскомидия о здравии и упокоении, молебны, панихиды. Размер платы за крещение, венчание и записки узнавайте в лавках собора.

На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» находится еще один действующий православный храм, освященный в честь Семи священномучеников Херсонесских. Его легко найти, если идти от Владимирского собора в сторону Византийского зала музея, Итальянского дворика с фонтаном. Храм построен в XIX веке, полностью реконструирован. Его украшают прекрасные фрески, повествующие о жизни семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. Также в храме собраны уникальные «рельефные» иконы Спасителя, Божией Матери и многих святых.

Храм Семи священномучеников Херсонесских. Внутреннее убранство

По воскресеньям в храме служится ранняя Божественная литургия, начало в 6-30. Также в храме по пятницам читается акафист Семи священномученикам, начало в 9-30. В храме принимаются те же требы, что и во Владимирском соборе.

Икона Семи священномучеников Херсонесских

Более подробно о храме Семи священномучеников Херсонесских можно узнать на сайте Севастопольского благочиния (https://hersones.org/blagochinie/xramy/379-xram-semi-cvyashhennomuchenikov-v-xersonese-episkopstvovavshix.html).

Поговорив о духовной пище, несколько слов скажем о пище телесной. В Севастополе, особенно в центре, масса точек питания на любой «точечный» бюджет. Непосредственно на площади перед входом в Херсонес находится очень популярная у туристов и паломников «Галерея современного искусства “Зеленая пирамида”». Место, где любовь к искусству сочетается с любовью к крымскому меню.

В «Зеленой пирамиде» можно плотно перекусить: кафетерий, столики под навесами, тишина. Также в здании галереи экспонируется и продается керамика ручной работы, картины крымских художников и множество авторских сувениров. Каждый вторник в 19:00 здесь играет живой джаз. Регулярно проводятся всевозможные творческие встречи, выставки. Страничка галереи «ВКонтакте»: (https://vk.com/zelenaya_piramida).

Если бюджет позволяет, можно вкусно поесть в ресторане «Парадиз» гостевого дома «Херсонес» (в прямой видимости музея-заповедника) или чуть дальше, в ресторане отеля «Дельфин».

Приезжая в Севастополь, посетить Херсонес нужно обязательно. Неслучайно именно за изображение Херсонеса на 200-рублевой купюре проголосовали россияне. Это место, где история и современность сплетаются в тугой узел. Распутать его могут те, кто полюбит Херсонес и будет мечтать вернуться сюда снова и снова!

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. « Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира —  Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден  женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.

Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

В Крыму в мире и согласии живёт множество народов. Туристы и местные жители с разным вероисповеданием имеют возможность «поговорить» с Богом в святых местах, которых на полуострове множество. Есть среди них и самые намоленные – святыни, которые веками собирают под своими сводами верующих, даря им ощущение покоя и единения с Богом.

Тайное святилище

Храм иконы Божией Матери «Знамение» считается одним из древнейших в Крыму. Он построен в селе Грушевка в первых веках нашей эры. Подтверждением тому служит сохранившийся до наших дней «алтарь в алтаре», который располагался в часовнях во имя Равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, эти места посещал апостол Андрей Первозванный.

В эпоху гуннского нашествия часовня была разрушена. Её восстановили в VI веке, когда полуостров находился под властью Византии. Тогда же был выкопан подземный ход, следы которого также можно увидеть в церкви. Он вёл на гору Агармыш, где сейчас находятся руины древнего монастыря. В 1330-х годах храм стал святым местом для армян, однако алтарь был сохранён. В XVIII веке церковь освятили в честь Знаменской иконы Божией Матери, а позже пристроили 42-метровую колокольню, которую венчал царь-колокол весом 2,7 тонны.

Сейчас церковь представляет собой прямоугольное здание из бутового камня. В ней хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского, та самая икона Знамения Божией Матери, икона святителя и чудотворца Николая и архиепископа Мирликийского. На территории храма есть источник, действует Дом милосердия для одиноких, пожилых, бездомных людей.

Адрес храма: г. Судак, с. Грушевка, ул. Садовая, 103а. Как добраться: следуйте в сторону Судака, по указателю сворачиваете на село Грушевка, двигайтесь по улице Шоссейной, затем по Советской и далее сворачивайте на Садовую. Расписание служб: богослужения в храме накануне воскресных и праздничных дней проводятся с 17:00, в воскресные и праздничные дни — с 8:00.

Память из «Тмутараканского камня»

Древнейшая из православных святынь Крыма расположена в Керчи. Это храм Святого Иоанна Предтечи. Здание является памятником византийского зодчества. Древняя часть храма сложена из рядов белого камня и плоского красного кирпича — плинфы. Такое оформление не только красиво, но и сейсмоустойчиво.

Специалисты по сей день не могут назвать точной даты постройки храма. Они предполагают, что он был воздвигнут в VIII-X веках. На одной из колонн, поддерживающих свод строения, сохранилась греческая надпись, датированная 752 годом нашей эры. О храме сказано и в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже.

Сейчас это действующий храм, в котором проходят богослужения.

Адрес храма: г. Керчь, пер. Дмитрова, 3. Как добраться: следуйте в центр города Керчь, ориентир — площадь им. Ленина, церковь находится рядом. Расписание служб: вторник-суббота — с 8:00, воскресенье — с 7:00.

Чудо в бурю

Православный мужской монастырь в Балаклавском районе Севастополя, расположен у мыса Фиолент. Существует легенда, что он был основан греками-мореплавателями в 891 году, которые едва не разбились о прибрежную скалу во время бури. Мужчины взмолились о помощи к святому Георгию Победоносцу и шторм стих. В благодарность моряки основали на берегу обитель с церковью.

Первые упоминания о Свято-Георгиевском монастыре датируются концом VIII века. В средние века монастырь был культовым местом для греков-христиан. Он не перестал действовать даже во времена правления Крымского ханства. Однако в 1920-х годах все церковные ценности были изъяты, а здания переданы под санаторий. После окончания Великой Отечественной войны на его территории располагалась военная часть. Лишь в 1991 году монастырю был возвращён статус и началось восстановление.

Сегодня монахи следят за Яшмовым пляжем, к которому прямо из монастыря ведёт 640-метровая лестница. В обители ежедневно проходят богослужения, воскресные и праздничные службы.

Адрес монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент. Как добраться: монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Следуйте до Фиолентовского шоссе, поворачиваете по указателю на монастырь и двигайтесь до места.

Затерянный в горах

Пещерный монастырь Челтер-Коба был основан предположительно в XIII—XIV веках на краю обрыва мыса Ай-Тодор возле Сюйреньской крепости. Комплекс монастыря состоит из главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Всего в монастыре более 50 пещер, расположенных в четыре яруса. На территории комплекса находится источник.

С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Адрес монастыря: Бахчисарайский район, территория вблизи села Большое Садовое. Как добраться: следуйте в Бахчисарайский район, ориентир — сёла Куйбышево и Танковое. Доезжайте до села Малое Садовое, пересекаете его по грунтовой дороге, ориентируясь на метки-указатели на деревьях и навигатор. Расписание служб: воскресенье — 7:30. Уточнить расписание и другие вопросы можно по телефону: +7 (978) 721-10-80.

Три легенды одной святыни

В ущелье Марии в Бахчисарае расположился Свято-Успенский пещерный мужской монастырь. Учёные полагают, что он был основан не позднее VIII века, однако точной даты не установлено. Одна из легенд гласит, что в этих скалах в праздник Успения Богородицы пастух обнаружил икону Богородицы. Её неоднократно вывозили, но святыня чудесным образом возвращалась на место. Другое поверье связывает основание монастыря с мистическим змием, который держал в страхе жителей близлежащих сёл. Люди взмолились к Богородице и однажды обнаружили на одной из скал горящую свечу. Прорубив к ней ступени, селяне нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия. Есть также версия, что икона была перенесена туда из византийского монастыря.

Святыня сохранилась во времена турецкого вторжения и с XV по XVIII века была главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. На территории монастыря сохранились христианские могилы, датируемые VI веком. Кроме того, в окрестностях находится кладбище времён Крымской войны и захоронение героев Великой Отечественной войны. В 1921 году монастырь был закрыт и разграблен, а монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. В послевоенное время на его территории работал психоневрологический диспансер.

Сегодня продолжается работа по восстановлению обители. Отреставрировано несколько храмов, расписаны стены, оборудованы келии и прилегающая территория. Перед входом в храм есть святой источник.

Адрес монастыря: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1. Как добраться: следуйте в Бахчисарай, сворачивайте в Старый город и двигайтесь по главной дороге мимо Ханского дворца до её окончания, она выведет прямо к территории монастыря. Расписание служб: ежедневно с 7:30 до 19:00.

Обитель мраморной купели

Церковь Ильи в поселке Солнечная Долина была построена в X-XII веках. Главная реликвия святыни — мраморная купель IV–V века, которая была доставлена в Крым из Константинополя. Во время раскопок возле храма были обнаружены фрагменты кладки на глине, что может свидетельствовать о том, что на месте храма была более древняя церковь.

В ходе восстановительных работ в начале XXI века в храме случился пожар: загорелся пол возле купели. Огонь полыхал всю ночь, а утром оказалось, что пламя не продвинулось дальше полуметра от купели, несмотря на то, что вся внутренняя отделка помещения выполнена из дерева.

На страже веры и свободы

Историки полагают, что Свято-Климентовский пещерный монастырь был основан от VIII—IX до XIV—XV веков в окрестностях Инкермана. Его возникновение предание связывает с римским епископом Климентом, который был сослан в каменоломни около Херсонеса за проповедь христианства, а позже убит по тайному приказу императора Траяна.

Монастырь был действующим до XV века, монахи покинули его после захвата полуострова турками. Во время Великой Отечественной войны в его пещерах размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. Именно отсюда солдаты сдерживали немецкие войска, прорывавшиеся к Севастополю.

Храмы и келейные корпуса восстановили только в 90-х годах прошлого века. Из Киева была передана частица мощей святого священномученика Климента, рака со святыми мощами установлена в боковом нефе храма. С 2019 года возобновились и ежеседмичные богослужения.

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, 17. Как добраться: следуйте в Инкерман, двигайтесь до остановки «Втормет» и далее пешком. Ориентируйтесь на руины Каламиты и купола храмов. Расписание служб: ежедневно с 7:30.

Крым — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. Бо́льшая часть полуострова является в настоящее время объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной. Административный центр — Симферополь. Распространение православия началось в Крыму с появлением греков в I веке по Р. Х.

Православие в Крыму

По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Суроже принял крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов.

Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент.

Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов.

Развалины древнего Херсонеса

Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

В середине XV века к Готфийской епархии была присоединена Херсонская, а в 1485 году — Сурожская. В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошёл в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. Готфийские иерархи управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода православных в 1778 году, во главе со святителем Игнатием Готфийским, в пределы Российской империи.

В апреле 1784 года земли присоединённого к России в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской и Херсонской епархии (кафедра в Полтаве). Готфийская епархия продолжала существовать до 1786 года, после чего до 1799 года ей приемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.

Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года — Херсонскими архиереями.
Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Таврической губернии, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия путём выделения из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала шириться: менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При епископе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».

После разгрома армии Петра Врангеля в ноябре 1920 года, в 1920-е—1930-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы. Лишь в условиях немецко-фашистской оккупации верующим удалось возобновить богослужения в ряде храмов.

Во время очередной атеистической волны в 1960—1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.

Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостотельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года.

20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.

Православные монастыри Крыма

Список всех монастырей Крыма смотрите ЗДЕСЬ.

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

По легенде, монастырь бы основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого ( утопленного ) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Aдрес: РФ, Крым, г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское ш., д.17

Телефон: +7 (978) 946-20-36 (канцелярия, звонить с 9:00 до 17:00 местного времени).

Свято-Троицкий женский монастырь (Симферополь)

На месте современного Свято-Троицкого собора ранее располагалась деревянная греческая церковь, которая была основана в 1796 году. Со временем, старую церковь разобрали и в 1868 году был построен и освящен новый просторный Свято-Троицкий Собор. Храм имеет классические архитектурные формы. Посередине возвышается восьмигранный световой барабан. Над левым приделом возведена невысокая колокольня. Фасад храма украшен декоративными узорами и мозаичными изображениями. Купола украшают ажурные кресты.

В соборе находятся мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Проезд: От Аэропорта «Симферополь» можно бюджетно доехать на маршрутном такси (автобусе). Вам нужно выйти на остановке — «площадь Ленина», перейти по подземному переходу на другую сторону к универмагу «Ассорти» (бывший Сильпо). Обойдя универмаг с левой стороны и, пройдя автостоянку, вы увидите купола Свято-Троицкого собора.

Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

В 1865 году жители города решили возродить Петро-Павловский храм. Проект нового храма разработал петербургский архитектор Константин Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, на её месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Уже в августе 1866 года строительство церкви было завершено, но до 1870 года продолжались отделочные работы. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. При храме с 1868 года работало два училища — мужское и женское.

В 1890 году церковный двор был обнесен ажурной металлической оградой. На площади перед храмом проходили массовые мероприятия. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше храма.

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.

Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.

Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.

В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.

Собор cвятого Александра Невского (Ялта)

Строительство собора было неразрывно связано с российским императорским домом, покровителем которого считался святой Александр Невский. Собор был построен в честь российского императора Александра II, погибшего от рук народовольцев.

Строительный комитет, учреждённый 1 марта 1890 года, возглавил известный ялтинский инженер и краевед А. Л. Бертье-Делагард. Большие суммы были пожертвованы знатными горожанами Б. В. Хвощинским и И. Ф. Токмаковым, участок земли подарил барон А. Л. Врангель. Архитекторами были Н. П. Краснов и П. К. Теребенев, проект которых лично утвердил император Александр III.

В закладке первого камня 1 марта 1891, в день десятой годовщины гибели императора, участвовала императрица Мария Фёдоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II, его семьи и свиты.

Двухъярусный, с открытыми галереями, ялтинский собор выстроен в неорусском стиле и украшен многочисленными декоративными элементами: пилястрами, киотцами, порталами, сердечками, шатровым крыльцом. Нарядный вид ему придали бело-розовые тона. Рядом с собором была сооружена трёхъярусная колокольня, 11 колоколов для которой были отлиты в Москве. Иконы для собора были написаны мастерами из Мстеры во Владимирской губернии.

Храм Воскресения Христова (Форос)

Церковь Воскресения Христова (Форосская церковь) — православная церковь над посёлком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале на высоте 400 метров над уровнем моря, в память о чудесном спасении Императора Александра III. Памятник русской архитектуры конца XIX века.

Форосская церковь была возведена на средства чаепромышленника А. Г. Кузнецова, владельца имения Форос, в память о «чудесном» спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги.

Форосская церковь стала одним из чудес Крыма. Стены ее расписаны растительным орнаментом, через витражи льется радужный свет. Украшением храма является иконостас, выполненный черкасскими мастерами из дуба по старинным образцам. Восхитительно красива церковь ясным вечером, освещенная мощными прожекторами, она четко видна на фоне темных гор, леса, звездного неба.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий