ФИЛЬМЫ СНЯТЫЕ В КРЫМУ- ТОП ПОПУЛЯРНЫХ

«Человек-амфибия» (1961)

Отзывы критиков об этой картине были холодными, но это из вредности – просто «спецы» в области кинематографа полагали, что ее вовсе не получится снять. Студия Диснея сочла сюжет Александра Беляева слишком сложным технически, а наши киношники и Крым справились с ним чуть ли не голыми руками.

Человек-амфибия

«Человек-амфибия»

Основным местом съемки стала бухта Ласпи у Севастополя. Сейчас это популярный объект, но в 1961 г. (съемочный год) он был относительно пустынным. И киногруппе не досаждало навязчивое внимание. Берега карибского острова снимали также у мыса Айя, у Карадага, у скалы Ифигения. В Судаке главные герои Владимир Коренев и Анастасия Вертинская проходили ускоренный курс подводного плавания (оба вообще-то плавали кое-как, хотя первый был сыном вице-адмирала и коренным севастопольцем).

В Крыму снимали только эпизоды, непосредственно связанные с морской гладью, в том числе подводные. Черное море много беднее Карибского по части морской живности, как следствие, режиссеру с оператором приходилось «высаживать» искусственные водоросли, надевать на камеры аквариумы с экзотическими рыбками и снимать безобидных катранов с сильным увеличением, чтобы они походили на опасных южных акул-людоедов. Все получилось так, что съемки из «Человека-амфибии» давно считаются классикой жанра.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

«Кавказская пленница» является одним из самых знаменитых у Леонида Гайдая, лучших советских комедий и входит в число известнейших фильмов, снятых в Крыму. Загадка – почему Кавказ было решено снимать в Крыму (что, настоящего Кавказского региона мало было?), но факт – команда Гайдая во время съемок изъездила половину полуострова, тут фигурируют многие его достопримечательности, в том числе природные.

Забор сумасшедшего дома, из которого сбегает Шурик, играет ограждение симферопольского консервного завода. « Дорожные» эпизоды (встреча Нины и Шурика, погони) снимались на трассе Виноградное – Куйбышево, на Ай-Петри
и возле села Лучистое.

Кавказская пленница
«Кавказская пленница»

Для городских сцен служила Алушта– там до сих пор стоит дом Фрунзика Мкртчяна (только ворота, у которых Никулин ел арбуз и в которые Моргунов вносил финский холодильник, уже заменены), а квас троица покупала в местном парке аттракционов у настоящей продавщицы. Там же находилась дача товарища Саахова, куда прибывали конспиративные борцы с ящуром и имение с именинами, где Шурик «подхватил» белую горячку.

Более всего прославились пейзажи района Долины привидений– «камень Варлей» и «Никулинский орех». Вообще, в Алуште экскурсии «по местам этого кино» являются одним из самых востребованных туристами предложений. Ныне «Песня про медведей» является обязательной составляющей музыкального фона в крымских городах в праздничные дни, при этом крымчан не беспокоит северная тематика – кино-то делали у них!

«Пираты ХХ века» (1979)

Большинство фильмов, снятых в Крыму, мгновенно превращались в легенду по одному или многим показателям. Так случилось с «Пиратами ХХ века» – одним из первых наших классических боевиков. За год его посмотрели 90 млн. зрителей – абсолютный рекорд кинематографа СССР.

Крыму снова пришлось переквалифицироваться в экзотический остров, ну да ему было не впервой. Важней было то, что Ялтинская киностудия располагала хорошей каскадерской и группой съемок под водой (созданной после «Человека-амфибии») – и то, и другое было обязательным для сюжета.

Пираты ХХ века
«Пираты ХХ века»

Основным периметром действия стали окрестности Нового Света – мыс Капчик и Голубая бухта (по иронии судьбы имеющая второе название Разбойничьей, то есть вполне пиратская). Туннели под толщей моря снимали на Тарханкуте, в районе Большого Атлеша, а деревню туземцев соорудили возле Коктебеля. Географический размах был вынужденным – требовались разнообразные условия, которые нельзя было получить в одном месте.

Даже съемочные постановки в помещении проводились в Крыму. Сцену на тонущем корабле делали в бассейне отеля в Массандре. Таврида в данном случае оказалась идеальным фоном – она была вполне экзотической, очень таинственной и достаточно пиратской.

«Сердца трех» (1992)

Крыму принадлежит еще один рекордный показатель советского кинематографа – в некотором роде трагический. « Сердца трех» Владимира Попкова полагают последним СССРовским фильмом – вышел он уже в 1992 г.

Режиссер подошел к делу экранизации киноромана Джека Лондона ответственно. На главные роли он взял легендарных на тот момент «гардемаринов» – Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова. Прочий актерский состав (а там были Игорь Кваша, Дмитрий Харатьян, Альгимантас Масюлис) тоже подвести не мог от слова совсем. И выбор места съемок велся столь же скрупулезно.

«Сердца трех»
«Сердца трех»

Создатель ленты и С. Жигунов, делающий первые шаги к своему превращению в успешного продюсера, обратились к лучшим специалистам в области географии и геологии. Они просили указать точки в Крыму, чтобы не только походили на описанные в романе, но и объективно соответствовали природным условиям Латинской Америки.

Главным консультантом картины стал выдающийся ученый, доцент Киевского университета Э. Т. Палиенко. Он-то и указал группе лучшие пейзажи.

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

«Диким Западом» для советского кинематографа Крым становился неоднократно. « Человек с бульвара Капуцинов» по форме является комедийным вестерном — и почти полностью снят на Крымском полуострове.

«Человек с бульвара Капуцинов»
«Человек с бульвара Капуцинов»

«Городок Санта-Каролина» (а точнее, плоский макет без объема) построили в Тихой бухте под Коктебелем. Оба эти места популярны и посещаемы и без «киношной» составляющей. Декорации после съемок были уничтожены.

Местам съемок в этом случае никакой славы не досталось, но это и неплохо. Они в сюжете особой роли не играли, а истинное достоинство не позволяет лезть на первый план, где не надо. Зрители даже не задумывались, где все это снято — они просто смотрели.

«Алые паруса» (1961)

К подготовке съемок этой ленты руководство советского кинематографа отнеслось прохладно, а в результате получился шедевр на все времена. Крым в ленте был обязательной и весьма важной составляющей, ведь все знали, что А. Грин свои вымышленные города писал именно с населенных пунктов полуострова. Так что других видов в ленте, почитай, и нет.

«Алые паруса»
«Алые паруса»

Богатый дом Греев сыграл Воронцовский дворец — и шикарно, и вполне по-английски. Городской пейзаж, приложив минимум усилий, оформили прямо на набережной Ялты (отдыхающие наперебой записывались в актеры массовки). Ассоль проживала в Коктебеле — поселок тогда выглядел вовсе не шикарно и играл почти без «грима». « Секретом» Грея были поочередно два учебных парусника Черноморского флота.

На сегодня места съемок «Алых парусов» неузнаваемы (исключение — виды Карадага и других природных объектов в окрестностях Коктебеля) — фильм разменял седьмой десяток лет. Но его однозначному вхождению в золотой фонд советского кино Крым посодействовал более чем серьезно.

«Новые приключения неуловимых» (1968)

Список крымских кинолент однозначно будет неполным, если не включить в него детский фильм, без ума от которого были и взрослые — цикл про неуловимых. Конкретно на полуострове снимался второй фильм серии.

«Новые приключения неуловимых»
«Новые приключения неуловимых»

Поскольку требовались и природные виды, в ход пошли непосредственные окрестности курортной столицы, но главное — скала Дива в Симеизе. С нее предстояло прыгнуть удирающему от погони Яшке.

26 метров! Кроме того, скала обладает особыми «притягивающими» свойствами, делающими ее особенно опасной для экстремалов. В общем, даже знаменитые на весь СССР ялтинские каскадеры не решались выполнить этот трюк. Но фильм спас счастливый случай — с двух дублей обеспечил «Неуловимым» невозможный трюк Анатолий Гаевой, подрабатывавший прыжками с разных высот ради развлечения туристов! Вот вам и профессионализм!

«Приключения Буратино» (1975)

«Приключения Буратино»
«Приключения Буратино»

В ленте же, известной фразой «какое небо голубое!», замечены Байдарские ворота (городская стена), колокол Херсонеса
(дорога в Страну дураков), заповедник «Херсонес» (Поле чудес), а также поселок Парковое, Байдаро-Кастропольская гряда, «Поляна сказок», массив Ай-Петри и даже Никита, но без прудика.

Серьезную роль сыграла также довольно типичная для Крыма итальянская сосна — ее шишками Буратино швырялся в Карабаса-Барабаса. В целом же полуостров в этой ленте вполне сошел за Италию — он и не такое может!

«9 рота» (2005)

Где Крым и где Афганистан?! Тем не менее, полуостров успешно справился и с такой ролью. В качестве пейзажей активно использовались «плохие земли» между Коктебелем и Феодосией — в частности, там строили и затем подрывали афганский кишлак.

Воинской частью была реальная воинская часть в Перевальном. Вертолеты летали у Фороса и Карадага. « Душманские норы» изобразил пещерный город Эски-Кермен — вышло более чем похоже. Работала съемочная группа и в Новофедоровке
(аэродром), и под Старым Крымом.

«9 рота»
«9 рота»

В «9 роте» снялась также актриса, для крымского кино легендарная. Роль афганского ишака с блеском исполнила звезда «Кавказской пленницы» Люська. Ветеран экрана, она не боялась ни шумовых эффектов, ни толп народу, ни технического освещения. Роль стала последней для почтенного животного.

«Три плюс два» (1963)

В этой романтической комедии Крым сыграл самого себя, то есть советскую южную курортную зону. География съемок получилась относительно обширной. Герои отдыхали «дикарями» в Новом Свете.

По ходу развития сюжета в кадре оказались набережная Судака, Алушта, трассы Симферополь — Керчь, Алушта — Судак, а фоном — мыс Капчик, гора Сокол, можжевеловая роща и еще некоторые виды окрестностей Судака.

«Три плюс два»
«Три плюс два»

В ходе работы съемочная группа пережила немало чисто крымских приключений. В частности, на потребление новосветовского шампанского была установлена строгая очередь — для профилактики прискорбного алкоголизма. А Миронова, Жарикова и Нилова, игравших главные роли, даже задерживала судакская милиция — за неподобающий внешний вид.

Местность на сегодня изменилась сильно. Дикого пляжа, где отдыхали герои, уже нет, да и набережная в Судаке
выглядит иначе. Вечными остались только горы да скалы. Они и напоминают поклонникам «Три плюс два» о любимом фильме.

«Небесные ласточки» (1976)

Веселый фильм-оперетта нашел дорогу к сердцам зрителей не сразу, но зато прочно в них закрепился. Проблем с его производством и продвижением было немало, но все они не касались выбора мест для «натуры». Крым в советском кинематографе становился заграницей через раз. На этот раз ему пришлось изобразить Францию, а конкретно небольшой провинциальный городок и монастырь с пансионом для девиц.

Небесные ласточки
«Небесные ласточки»

Нет проблем: городок играла историческая часть Ялты (район улицы Дражинского), а монастырь — Воронцовский дворец. Ну да, он построен в английском стиле, а не во французском, так и оперетта не реалистический жанр! А видовое разнообразие дворца и парка помогало менять виды, в прямом смысле, не сходя с места.

Также в кадре появлялась набережная Алупки в том виде, в каком она находилась во второй половине 1970-х, и некоторые окрестные горные виды. Эти локации увидеть уже не получится — горы изменились из-за оползней, а набережная перестроена. Изменилась и улица Дражинского, хоть и несильно. А Воронцовский дворец и вовсе остался прежним.

«Собака на сене» (1977)

Известный, удачный, любимый миллионами фильм имеет весьма скромную географию. Натурные съемки проводились почти исключительно в Ливадии — во дворце и дворцовом парке. Исключением стал балкон, на котором прекрасная Диана слушала серенаду маркиза Ринальдо. В Ливадии такого нет. Так что Караченцов-Ринальдо исполнял свой шедевр дворцовой крыше, а Диана любовалась всего лишь на оператора — с балкона ялтинского санатория «Днепр».

«Собака на сене»
«Собака на сене»

Притом на момент начала работы над фильмом дворец уже был музеем. И условием допуска для киношников было не мешать проведению экскурсий. Что ж, экскурсанты были более чем довольными — поглазеть не только на царский дворец, но и на живого Боярского! Вообще Ливадия — самый «киношный» дворец Крыма. Ее можно видеть во множестве лент.

«Всадник без головы» (1973)

Приключенческий советский фильм по роману М. Рида снимался совместно с Кубой, и потому многие зрители решили, что и «натура» в нем кубинская. Ничего подобного — Остров Свободы в кадре представлен только актерами.

Общие виды и место для финальной сцены обеспечила Белая скала, этот вечный Дикий Запад Крыма. Рядом разместился и городок с судом, салуном и вообще всем необходимым — его построили силами группы.

«Всадник без головы»
«Всадник без головы»

Дом плантатора Пойндекстера «сыграл» Ливадийский дворец, а его парк— территория дворца Воронцовского. Хижину мустангера убедительно изобразила баня, устроенная для собственных нужд на одном из кордонов лесниками Крымского заповедника.

Но самое интересное состоит в том, что «Всаднику без головы» Крым заменил не только Техас, но и спецэффекты! Да, жуткую картину, когда этот самый всадник переезжает с плато на облака и далее едет по ним, сняли в натуре! Это особый оптический эффект. И никаких компьютеров!

«Асса» (1987)

В конце 1980-х эта лента была просто суперпопулярна. Сегодня ее следует смотреть тем, кто серьезно относится к искусству кино и желает знать его историю. Крым в ней официально признан местом действия. То есть играл полуостров самого себя, и показанные места именовались именно тем, чем были.

В основном все было сделано в Ялте, неожиданно и непредвиденно заснеженной (каприз погоды, а дело в ноябре было). В кадрах появляются набережная, Приморский парк, Никитский ботсад, несколько местных зданий, ресторан гостиницы «Таврида». Но главное — канатная дорога и номер отеля «Ореанда»!

«Асса»
«Асса»

Именно после «Ассы» ялтинская канатка превратилась из городско транспорта в городскую же достопримечательность. А «Ореанда» сперва вовсе не хотела пускать к себе Киношников. Убедил упрямцев лишь личный «аргумент» от самого М. С. Горбачева.

Зато теперь в «Ореанде» есть фирменные дорогущие апартаменты «Асса»! Единственно — показанного в фильме якобы симферопольского ипподрома вообще не существовало на момент хоть съемок, хоть действия фильма. Сняли в Москве. И вообще — у главного негодяя в «Ассе» даже фамилия Крымов!

«Десять негритят» (1987)

Вроде как Крым и Британия — две вещи несовместные. Тем не менее, Станислав Говорухин изначально решил, что Туманный Альбион снимет в солнечной Тавриде. И не прогадал — крымская ноябрьская погода была именно тем, что требовалось.

В ход пошли крайне известные места и строения, так что группа замучилась прикрывать некоторые части известных объектов маскирующими щитами (делая вид, что так и надо) и выбирать ракурсы. Еще бы — в фильме фигурирует Ласточкино Гнездо, ни много, ни мало! А еще Воронцовский дворец и его парк, скала Дива, берег Гурзуфа и набережная Евпатории!

«Десять негритят»
«Десять негритят»

Но в результате триллер получился шикарный — на первых показах к особо нервным зрителям даже «скорые» вызывали! И Британия выглядела совершенно натурально, не отличишь от настоящей. Даже если там был.

«Викинг» (2016)

Российский фильм «Викинг» рассказывает о ранних годах князя Владимира Великого. В Крыму он бывал — в Корсуни, которую сперва захватывал, а потом там крестился. Но создатели фильма перенесли на полуостров почти всю средневековую Русь с окрестностями.

«Викинг»
«Викинг»

Кроме того, в Крыму во время съемок появилось даже слишком много Киева! Подол построили на Тайганском водохранилище, а крепость-детинец — под Белогорском. Тайган при этом был призван изображать Днепр-Славуту. Что с успехом и сделал.

«Викинг» — самый экскурсионный из новых крымских фильмов. И все потому, что декорации «средневекового города» после съемок не уничтожили, а перевезли в окрестности села Перевальное. Теперь там работает кинопарк
— известная и популярная достопримечательность.

«Воры в законе» (1988)

Фильм этот, может, и вызывает сомнения в плане высокой моральности. Но в свое время он пользовался просто невероятной известностью, ибо был новинкой, «приметой времени». Именно с «Воров в законе» в создании граждан позднего СССР прочно угнездились такие неприятные, но реальные понятия, как «коррупция» и «мафия».

В основе сюжета лежали события их жизни реальных «авторитетов» из Абхазии. Но собственно Абхазия
именно по этой причине категорически отказала съемочной группе. Зато Ялта согласилась, как всегда, а нужен-то был просто «некий город у моря».

«Воры в законе»
«Воры в законе»

В ленте в эпизодах снялось более 100 жителей Ялты, включая и знаменитого «цеховика», подвергнутого на экране пытке утюгом. Хотя ныне пересматривают «Воров в законе» немногие, но название ленты все еще на слуху — фильм однозначно стал явлением знаковым. Особенно в Ялте.

«Обитаемый остров» (2008)

Фильм Ф. С. Бондарчука по знаменитому роману братьев Стругацких был воспринят зрителями по-разному, но он был ожидаемым и многим запомнился. Крым стал для него основной рабочей площадкой, и «пошел в дело» буквально целиком.

«Обитаемый остров»
«Обитаемый остров»

Самая же эффектная сцена (танкового боя) была отснята на заповедном мысу Казантип. И Федора Бондарчука украинские власти даже пытались оштрафовать за ущерб экологии. Режиссер был возмущен — ведь в самом центре типа охраняемой территории расположился нефтяной промысел, и именно там он и снимал! Какая экология?

В общем, поклонники ленты еще продолжают исследовать каждый кадр на предмет выяснения, какие еще крымские локации можно там обнаружить. И несомненно определят еще какие-то места, ведь реально почти весь фильм снят на полуострове!

«Служили два товарища» (1968)

Лента о завершающем этапе гражданской войны полюбилась зрителям благодаря серьезности тематики и великолепному актерскому составу. Но для Крыма фильм этот специфичен. Он не только снимался на полуострове, но и рассказывает почти исключительно его историю.

В основе сюжета — штурм Красной армией Перекопа и взятие Крыма осенью 1920 года. Конечно, не всю ленту отсняли на полуострове, но зато место выбрали правильно. Фоном для целого ряда событий стала крепость Арабат на Арабатской стрелке
. Она расположена совсем рядом с районом расположения тех самых перекопских укреплений, что создавали проблему красным в 1920 году. Их ей и пришлось играть, а также стать фоном для финальных событий фильма и гибели главного героя.

Завершающие кадры с эвакуацией остатков белой гвардии из Крыма снимали в Севастополе. И Владимир Высоцкий, исполнявший самую запоминающуюся во всей ленте роль поручика Брусенцова, честно бултыхался в море без дублера, изображая самоубийство. Ему пришлось на собственной шкуре почувствовать, что должны были перетерпеть красноармейцы, переходившие в ноябре 1920 года вброд через Сиваш — именно этот маневр сумел предвидеть его герой.

В Севастополе ныне установлен памятник примирения, увековечивающий и красных, и белых героев и жертв гражданской войны. А еще подобный памятник есть в Новороссийске. И там моделью для него стал В. Высоцкий в роли поручика Брусенцова. Пожалуй, установить такую статую было бы справедливее в главном городе-герое Крыма.

Безусловно, Крым — один из наиболее часто снимаемых в отечественной киноиндустрии регионов. Мы постараемся со временем разобрать ВСЕ картины, снятые на крымской земле, и будем добавлять их сюда, чтобы вы смогли  знакомиться с ними и подробностями их создания.

Крым всегда был очень съемочным местом. В первую очередь из-за возможностей выбора натуры: от готических подвалов до высокогорных равнин, от лазурного моря до заснеженных лесов, от гламурных клубов до грязных трущоб. Причем, до недавнего времени это было место с одной из самых дешевых «белых массовок», то есть иностранцам было действительно интересно сюда приезжать. Чаще всего Крым для съемок выбирали, потому что у нас и снимать веселее, и сезон длиннее, то есть у нас еще лето, а в средней полосе России уже осень и зима. А вечнозеленые горы позволяют снимать «лето» даже в декабре.

Сафо

Первый проект никогда не забудется — «Сафо» с американскими актерами и английским режиссером, сложные съемки на «греческом острове Лесбос». В Балаклавской бухте построили греческий поселок, природу снимали также в окрестностях мыса Фиолент.

Шапито-шоу

Этот фильм снимался в самых недоступных местах Крыма. Кое-куда приходилось добираться на полноприводной технике, затем перегружать все оборудование в кузов и иногда доходить пешком, неся все на себе. Эски-кермен, Караби-Яйла, Перепелиная гора и Шаан-Кая появляются в кадре. Но и популярные туристические места также отражены: Ялта Интурист и Юбилейный, Набережная Ялты, отель Симеиз и пешеходный проспект в Симеизе.

Режиссёр: Сергей Лобан

Юленька

В этом фильме интереснейший выбор натуры и кастинг. Старинные и зловещие здания в «городе без названия». Не думаю, что кто-то смог понять, что этот фильм снимался в Ялте. В том числе, потому что в кадре не видно моря. Многие эпизоды сняты в Воронцовском парке.

Режиссер: Алексадр Стриженов

Битва за Севастополь

Крым удобно использовать в военных фильмах. Просторы и большое количество заброшенных секретных объектов легко становятся местом битвы или партизанских сражений. История Севастополя подразумевает и использование местной натуры. Фильм «Битва за Севастополь» частично снимали здесь, можно узнать слоистые берега и бухты в районе 35-й батареи.

Режиссер: Сергей Мокрицкий

Гетеры майора Соколова

Для того чтобы полноценно и правдоподобно воссоздать стиль довоенного Крыма, была проведена масштабная исследовательская работа, по музеям и частным коллекциям собрали фотографии 30–40 годов. Здание железнодорожного вокзала в Симферополе сыграл Главный Массандровский подвал, на несколько дней главная площадь винзавода превратилась в съемочную площадку, на которой были размещены и кони, и ретро-машины и даже аутентичные телефонные будки. Копия массивной вывески Ж/д вокзала была воссоздана по фотографиям и закреплена на башне царского подвала.

Режиссер: Бахтияр Худойназаров

Небесные Ласточки

Двухсерийный мюзикл по сюжету французской оперетты XIX века снимали в Ялте и окрестностях. Воронцовский дворец представлял собой пансион благородных девиц. Строгие серые стены из Диабаза отлично передали атмосферу строгого и холодного места. А узкие и кривые улочки старой Ялты прекрасно справились с ролью небольшого французского городка. В основном снимали на улице Дражинского и Свердлова, рядом с гостиницей, носившей имя Приморская, Гранд Отель и Эдинбург. Здание снесли в 1979 году из-за оползня.

Сердца трех и Сердца Трех 2

Экранизация романа Джека Лондона требовала экзотической южной архитектуры. Усадьбы Морганов и Солано были сыграны Массандровским и Юсуповским дворцами, которые находятся в пригородах Ялты. Портовый городок и прибрежные скалы сняты в Утесе, небольшом поселке под Алуштой. Природа Крыма отлично подходит для иллюстрации опасных приключений: в Долине привидений располагалась деревенька индейцев с похожим названием «Долина потерянных душ». Побег Генри снимался в Чуфут-кале и развалинах крепости Фуна, что также находится на Демирджи.

Новые приключения неуловимых

В продолжении «Неуловимых мстителей» Ялта стала тем самым южным городом, где хозяйничали белогвардейцы. Большинство сцен снимали прямо в центре города, даже погони и перестрелки. При этом съемки проходили и летом в разгар курортного сезона. Штаб контрразведки расположился в гостинице «Крым», в центре города, которая сейчас, к сожалению, не функционирует. В основном были задействованы старинные улицы: Дражинского, Загородная, Графский проезд. Армянская церковь, например, с ее широкой лестницей, клуб Моряков с площадью-перекрестком, окруженный старинными зданиями.

Режиссер: Эдмонд Кеосаян.

Спортлото 82

Герои этого фильма прибывают на вокзал Феодосии. В этом городе железнодорожные рельсы проложены прямо вдоль моря, прибывающий поезд выглядит очень живописно, чем не место для киносъемок? Пляж же выбрали более впечатляющий — центральный пляж Алушты с фоном из величественных гор, прекрасная панорама для завязки фильма. Подвесной мост, на фоне которого были зубцы Ай-Петри, горел только наполовину, по второй половине можно было пройти, и сейчас туристы могут воспользоваться подобным мостом.

Человек с бульвара Капуцинов

Действие картины по сценарию разворачивается в захудалом городишке на Диком Западе. Для воссоздания прерий выбрали места под Белогорском в районе Белой скалы. Декорации же американского городка были воздвигнуты на территории Тихой Бухты в Коктебеле.

Асса

Этот фильм романтизировал зимний Крым. Съемочной группе несказанно повезло застать одну из самых холодных зим в Ялте, что добавило фильму мрачной атмосферы с туманами и пальмами в снегу. Героиня Татьяны Друбич жила в гостинице «Ореанда», в номере с видом на Набережную, сейчас он переделан в люкс, конечно, ремонт там изменил его вид, но люкс носит название фильма. Неповторимые кадры, снятые на канатной дороге, стали узнаваемым видеорядом для культовой песни БГ. Театр Лилипутов сняли в Никитском Ботаническом саду, а курятник Бананана — на чердаке одного из домов на улице Морской, перпендикулярной Набережной города Ялты.

Лиловый шар

Продолжение истории об Алисе Селезневой снимали в Крыму на плато Ай-Петри с ее почти лунным ландшафтом, пористыми светлыми камнями — выветривание известняка оставляет действительно странные формы. Наташа Гусева, исполнительница роли Алисы, училась в ялтинской школе во время съемок, она вспоминала красоту крымских пейзажей, особенно захватывающих осенью, когда разноцветный лес становится словно списан с пушкинских стихов.

Кавказская пленница

Об этом фильме больше всего говорят на полуострове. Ни для кого не секрет, что горные пейзажи были сняты в районе Алушты, в селе Лучистом, сейчас этим пользуются экскурсоводы и сочиняют разнообразные байки при прогулках по маршрутам в Долине Привидений, показывают камень Варлей, на котором она пела знаменитую песню о медведях, крутящих ось земли. Однако этот камень слишком высок, миниатюрная Наталья Варлей запрыгнуть на него не могла бы. Единственная правда — про орех Никулина. Этому дереву более шести веков, поэтому сейчас на него залазить категорически запрещено. Роль психбольницы сыграл консервный завод в Симферополе. А ослица позже даже снималась во многих других фильмах.

Три плюс два

Популярный советский ромком снимался преимущественно в Новом Свете, идиллическом поселке под Судаком с красивейшими бухтами. Несколько эпизодов были сняты на автовокзале Алушты, который и по сей день является образцом курортного автовокзала в советском стиле. Примечательно, что место, где была разбита палатка главных героев — оазис из песочных пляжей, в поселках вокруг пляжи галечные. В этом фильме кроме прекрасных пейзажей мыса Капчик и горы Сокол, можно увидеть Генуэзскую крепость до восстановления и грунтовую дорогу из Судака в Новый свет.

Дикари

Еще один фильм, эксплуатирующий вид популярного в Крыму отдыха, который так и называют — приехать «дикарем», жить в палатке или вообще без. « Дикари» снимались целиком в Крыму, в популярных локациях вроде Симеиза и Балаклавы. Основное место съемок палаточного лагеря — мыс Айя, расположенный недалеко от Балаклавы. Турбаза частично снята на территории симеизского санатория «Юность», вечернее кафе — на мысе Сарыч.

Десять негритят

Экранизация детектива Агаты Кристи и один из лучших советских триллеров снималась в Ялте параллельно с другим фильмом, упомянутым выше — «Асса». Удобное совпадение, так как Татьяна Друбич и Станислав Говорухин были заняты в главных ролях в обеих картинах. Остров, на котором были заперты «негритята», был собран из кусочков съемок с живописными крымскими скальными берегами, которые лучше всего подошли для воссоздания британских пейзажей. Момент отправления на остров снимали на набережной имени Терешковой в Евпатории, остальные съемки проводили в Ялте, на скале Авроры, доработав фасад Ласточкиного гнезда и даже полностью создав декорацию дома на острове рядом с ним. В фильме также засветился флигель Шуваловского корпуса Воронцовского дворца, северная часть которого действительно создана архитектором из Англии в мыслях о туманном острове.

Приключения Буратино

Детские сказки эпохи советской оттепели взрастили не одно поколение, а ландшафты и пейзажи из этих фильмов хорошо узнаваемы любым крымчанином. Например, Алиса, Буратино и Кот Базилио пробирались к Полю Чудес на закате мимо знаменитого Сигнального колокола в Херсонесе, само поле Чудес снимали именно там — в Севастополе, на территории развалин древнего города Херсонеса Таврического. Многие экскурсоводы говорят, что пруд Тортиллы — это пруд в Ботаническом саду или в Воронцовском парке, однако это не так, для съемок создавали специальный искусственный водоем под Минском, ведь этот фильм снимала Белорусская киностудия.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий