АИВАЗОВСКИИ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ МУЗЕЙ В КРЫМУ- Обзор

Море в музее, Сурб Саркис и «Добрый гений»

Однако это только одна из граней творческой личности Айвазовского: щедрый меценат, высокопоставленный чиновник, замечательный «народный дипломат», превосходный архитектор и виртуозный скрипач – это далеко не полный перечень всех его талантов.

Особенно Иван Константинович почитаем в Феодосии – его родном городе, где художник прожил большую часть жизни. Айвазовского по праву называют «отцом Феодосии». Благодаря его усилиям в городе появилась картинная галерея, историко-археологический музей, библиотека и художественное училище, были построены водопровод, железная дорога и торговый порт. Будучи крупным землевладельцем Крыма, немалую долю своих средств живописец жертвовал армянской общине города и простым феодосийцам.

Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского знаменита не только самым большим в мире собранием работ художника (в настоящее время коллекция галереи насчитывает 416 работ кисти великого живописца). Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника.

А изначально это был дом, который Иван Константинович строил для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса. Гости, приезжавшие к Айвазовским, и сами феодосийцы называли особняк художника не иначе как «вилла Маэстро». Названию соответствовала на только личность хозяина дома, но и внешнее и внутреннее убранство. Например, его фасад богато украшен мраморной и керамической скульптурой, которую Айвазовский специально привез из Италии.

Первая экспозиция была открыта здесь еще в 1845 году и состояла из 49 работ. А спустя 35 лет Айвазовский открыл в своем доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею. К этому времени в России только два подобных учреждения были открыты для всеобщего доступа: Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В этом  галерея Айвазовского опередила и Русский музей, и Третьяковскую галерею.

Вопреки бытующему мнению, сегодня собрание феодосийской галереи составляют не только работы самого Ивана Константиновича. В фондах учреждения находятся произведения западноевропейских маринистов XVII-XIX веков и картины отечественных мастеров, среди которых Константин Богаевский, внук Ивана Айвазовского Михаил Латри и даже Максимилиан Волошин, который был не только поэтом, но и замечательным художником-пейзажистом. В целом коллекция галереи насчитывает порядка 10 тысяч работ, из которых в силу ограниченности пространства постоянно экспонируются только 200.

«Наша галерея известна в России и во всем мире как галерея Айвазовского. Но как самое большое собрание работ маринистической живописи в мире наше учреждение не так известно, – рассказывает директор учреждения Айвазовского Татьяна Гайдук. – Мы даже сравниваем наш фонд с айсбергом: та небольшая часть, которая на поверхности – это Айвазовский, а огромная скрытая под водой часть – работы многочисленных художников-маринистов».

Помимо художественных полотен, здесь также представлены личные вещи Ивана Константиновича, его награды и поздравительные адреса, ценные вещи семьи художника и многое другое.

Например, одна из наиболее примечательных вещей – загранпаспорт Айвазовского. Он представляет собой тетрадь в 46 страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра, заполненные многочисленными печатями и штампами о пересечении границы. Художник очень любил путешествовать. За свою жизнь объездил почти весь мир и прославился как превосходный «народный дипломат», представляя российское искусство в мире. Иван Константинович трижды награждался французским орденом Почетного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.

На родине Айвазовский также был награжден многочисленными орденами и дослужился до чина действительного тайного советника, что соответствовало чинам полного генерала и адмирала в иерархии воинских званий Российской империи. Он стал единственным российским художником, который так высоко продвинулся в Табеле о рангах гражданских чинов. Подняться выше по службе человеку нецарских кровей было уже невозможно.

Расширить возможности феодосийской галереи и максимально показать людям все стороны жизни и творчества великого мастера, а также представить уникальные коллекции других художников маринистов – одна из целей реставрации учреждения, предусмотренной Федеральной целевой программой социально-экономического развития Крыма. Масштабной реставрации здания должны предшествовать противоаварийные работы, которые уже идут.

По словам начальника отдела по вопросам культуры администрации Феодосии Альберта Доржеева, в рамках противоаварийных мероприятий накрыт временным металлических защитным колпаком стеклянный фонарь в большом выставочном зале. Это позволило устранить течь. Кроме того, планом предусмотрена очистка канализации здания, которая никогда ранее не проводилась, а также замена кровельной черепицы. Ее уже заказали, причем не где-нибудь, а во Франции.

«Почему именно там? У нас такую черепицу не делают. Так называемая средиземноморская черепица, которую мы заказали во Франции, максимально аутентична той, что сейчас лежит на крыше и которую уже пора менять, – пояснил Доржеев. – Заказ уже сделан, черепицу понемногу подвозят».

Все противоаварийные работы планируется завершить к лету текущего года. Денег на это хватает: выделено более 32 млн рублей, из которых непосредственно на «противоаварийку» будет потрачено порядка 24 млн. Дальше уже начинаются сложности. Оставшихся 8 млн мало, чтобы заказать проект реставрации галереи – нужно еще 13 млн.

«В этом году мы запросили недостающие на проектирование средства и дополнительно еще 20 млн рублей на реставрацию фасада, балкона и расположенных в фасадной части скульптур. Надеемся, что получим эти деньги, успеем подготовить полный проект и к 200-летию Айвазовского успеем отреставрировать хотя бы эту часть здания», – рассказал глава городского отдела культуры.

Проекта реставрации картинной галереи пока еще нет, но по предварительным оценкам она обойдется приблизительно в 245 млн рублей. В перечне работ, которые непременно нужно проводить в рамках реставрации – отведение подземных вод от здания и гидроизоляция фундамента, а также установка современной вентиляционной системы в соответствии с требуемыми параметрами микроклимата музейных помещений.

«У нас есть вентиляционная система, она функционирует, но это вентиляция жилого дома, а не картинной галереи. Безусловно, мы соблюдаем нормативы хранения полотен, но все равно нам нужна современная вентиляционная система с датчиками и автоматикой», – поясняет Татьяна Гайдук.

Кроме того, в капитальном ремонте нуждается ряд помещений галереи. Среди них упомянутый выше большой выставочный зал площадью 260 квадратных метров. При жизни Айвазовского здесь не только демонстрировались самые большие по размеру картины художника, но и проходили различные мини-концерты. На сцене этого зала выступали выдающиеся композиторы Спендиаров, Рубинштейн, Венявский, знаменитые актеры московского Малого театра Варламов и Сазонов, певцы Николай и Медея Фигнер. Еще не так давно, до того, как стеклянный потолок зала пришел в аварийное состояние, здесь проходили концерты классической музыки.

Открытие этого помещения, по словам Татьяны Гайдук, существенно расширит экспозиционные возможности галереи и позволит возродить традицию проведения здесь музыкальных и театральных представлений. Правда, сделать все это в этом году уже вряд ли удастся. Полноценная реставрация галереи Айвазовского – перспектива 2018-2019 годов.

Небольшой, но уютный парк «Матросский сад», расположенный возле Феодосийского морского порта – одно из любимейших мест отдыха горожан. Прямо перед ним, на пересечении улиц Армянская и Тимирязева, находится один из древнейших армянских христианских храмов, сохранившихся в Крыму – церковь святого Сергия (в армянской традиции Сурб Саркис). Построенный в 1330 году, храм являлся городским центром армянской культуры и образования в XIV-XVI веках. При храме действовал один из самых больших на то время армянских скрипториев (мастерских по переписке рукописей), развивалось искусство книжной миниатюры и гравюры.

Но привлекает сюда жителей и гостей Крыма в первую очередь связь этой церкви с жизнью и творчеством Ивана Айвазовского. Стены храма помнят наиболее значимые события в жизни знаменитого феодосийца. Здесь Иван Константинович принял крещение, в этой же церкви 1848 году он венчался, вступая в брак со своей первой женой – дочерью англичанина-лютеранина Юлией Гревс. Здесь же в 1900 году прославленного художника проводили в последний путь и похоронили.

Надо сказать, связь Ивана Константиновича с храмом в Феодосии и Армянской апостольской церковью в целом была очень тесной и сопровождала художника всю жизнь. Его старший брат Габриэл был священнослужителем, выдающимся ученым-богословом и просветителем. Сам Иван Константинович для армянских церквей святого Сергия и святого Георгия Айвазовский написал иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Молящийся воин», которые сегодня находятся в экспозиции носящей имя художника Феодосийской картинной галереи. Кроме того, Айвазовский активно жертвовал собственные средства на восстановление храма святого Сергия после случившегося здесь в 1888 году пожара. По его завещанию церковь и приходская школа получили значительную по тем временам сумму – 50 тысяч рублей.

В 1903 году, спустя три года после смерти Айвазовского, его вторая супруга Анна Никитична (в девичестве Бурназян) воздвигла на могиле мужа памятник-саркофаг, выполненный из цельного куска белого мрамора. С двух сторон памятника были выгравированы надписи: на одной – «Профессоръ Иванъ Константиновiчъ Айвазовскiй. 1817-1900», на другой – высказывание на армянском языке историка Мовсесу Хоренаци, которое переводится как «родился смертным, но оставил о себе бессмертную память». На могиле художника установлены колоннада с фронтоном и металлическая ограда. Впоследствии Анну Никитичну похоронят здесь же, в склепе рядом с мужем. Она переживет своего супруга на целых 44 года – разница в возрасте между ними составляла 40 лет.

После похорон жены вход в склеп пришлось замуровать, потому что внутрь на ночевки то и дело забирались беспризорники. Сегодня могила художника нуждается в противоаварийном укреплении и реставрации: мрамор во многих местах покрылся плесенью, мхом и трещинами, сам саркофаг проседает под влиянием грунтовых вод, вырваны куски металлического забора. К предстоящему празднованию 200-летия Айвазовского могила мариниста будет приведена в порядок, заверяет Альберт Доржеев.

«Могилу обязательно будем реставрировать. Мрамор почистим от грибка, заделаем трещины, пропитаем и законсервируем, восстановим бронзовые буквы надписи. Также почистим и покрасим забор, восстановим недостающие фрагменты ограды. Кроме того, необходимо провести работы по отведению от могилы подземных вод и посмотреть, в каком состоянии находится перекрытие склепа. Возможно, оно тоже нуждается в реставрации», – обозначил план предстоящих работ начальник городского отдела культуры.

Во сколько именно обойдутся противоаварийные и реставрационные работы на могиле Айвазовского, в мэрии города сказать пока что затрудняются. На сегодняшний день продолжается проектирование, и точная цифра будет понятна только после завершения этого процесса.

«Рассчитываем, что проект будет готов в марте. Где-то в апреле планируется непосредственно приступить к работам. Они займут не более полутора месяцев, так что в мае все работы по реставрации могилы будут завершены», – заверил чиновник.

Кроме того, до конца не решен вопрос относительно источника средств. По словам Доржеева, реставрация могилы художника будет произведена либо на средства Федеральной целевой программы, либо за счет пожертвований Армянской апостольской церкви.

«Когда к нам приезжал архиепископ Езрас (глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви – ред.), он выразил готовность профинансировать эти работы. Мы договорились, что администрация делает проект, получает разрешение от Госкомитета по охране культурного наследия на начало работ, и Армянская апостольская церковь их финансирует. Если они отказываются, то это будут деньги ФЦП», – пояснил он.

Комплексная реставрация не помешала бы и зданию самой церкви Сурб Саркис, являющейся объектом культурного наследия федерального значения. Сегодня здесь проходят церковные службы, сеансы древней армянской церковной органной музыки, через храм пролегает туристический маршрут. Но что сразу бросается в глаза при входе внутрь: здание просто пропитано сыростью. Причина в том, что при строительстве многоэтажного жилого дома на прилегающей территории была разрушена старая дренажная система. Из-за этого древнее здание стали подтоплять грунтовые воды.

По словам служащих храма, в периоды затяжных осадков и таяния снегов вода затопляет помещение церкви на метр. Необходимо отводить подземные воды от здания и делать его гидроизоляцию. Кроме того, в советский период в ходе ремонта внутренних стен был использован современный цемент, чего нельзя было делать. Цемент сильно тянет влагу, из-за чего строительный камень сыреет, и стены покрываются трещинами. Также требует решения вопрос с другим наследием советской власти – жилыми постройками возле храма и проживающими в них людьми.

Средств на это в республиканском и городском бюджетах нет, в федеральные программы здание церкви не попало. Свои надежды в этой связи феодосийцы возлагают на Армянскую апостольскую церковь (ААЦ), которой принадлежит Сурб Саркис. В ноябре прошлого года в Крым приезжала большая группа иерархов ААЦ во главе с владыкой Езрасом. Помимо церкви Святого Сергия, делегация также посетила древние армянские храмы Святого Георгия и Архангелов Михаила и Гавриила, которые сегодня находятся практически в полуразрушенном состоянии. По итогам визита архиепископ Езрас пообещал внести свою лепту в спасение этого культурного наследия.

Железная дорога: стройку по соседству закончат к лету

Айвазовский также внес огромный вклад в строительство железной дороги в Феодосии, активно лоббируя в высоких кабинетах вопрос включения города в железнодорожную сеть страны. Дорогу тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кратчайший (и наименее затратный по финансам) путь к феодосийскому порту проходил по берегу моря, по искусственной насыпи у среза воды – фактически под окнами усадьбы Айвазовского. Джанкойско-Феодосийскую линию железной дороги торжественно открыли в августе 1892 года. Прокладка 110 верст полотна (свыше 117 км) со строительством всей сопутствующей инфраструктуры обошлись казне более чем в 3 млн рублей серебром.

Сам Иван Константинович стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги и таким образом помог развитию родного города. В частности, железная дорога существенно повысила грузооборот местного порта. К слову, по свидетельству ряда историков, именно усилиями Айвазовского было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя именно в Феодосию.

С тех пор идущая вдоль пляжа феодосийская железная дорога стала одной из основных деталей, врезающихся в память приезжающих в город туристов. Она функционирует и сегодня, правда, с прекращением железнодорожного сообщения между Крымом и Украиной по ней ходят только местные поезда. Впрочем, для отдыхающих здесь гостей это скорее плюс: практически не слышно гула проезжающих поездов, не нужно подолгу стоять на переезде и ждать прохода состава.

Правда, сегодня пейзаж этой центральной части Феодосии омрачает вырытая вдоль набережной траншея. Здесь идет прокладка центрального 4-километрового канализационного коллектора. Работы ведутся силами подрядчика – ООО «Стройбат» за счет средств ФЦП. Заказчиком строительства выступает ГУП РК «Вода Крыма». Работы начались еще в августе 2016 года и должны были завершиться к концу минувшего года. Однако на определенном этапе работу пришлось приостановить.

По словам общественника Александра Талипова, причина – отсутствие согласования с РЖД процесса прокладки коллектора методом прокола через железнодорожный переезд при выходе на набережную.

«На данный момент работы не ведутся. Траншея по-прежнему остается открытой, все разрыто, вдоль траншеи навалы грунта. Во время выпадения осадков грязь разносится по всему городу», – подчеркивает общественник.

Кроме того, по словам Талипова, в ходе прокладки коллектора вдоль проспекта Айвазовского были вырублены несколько краснокнижных сосен. Также, по версии общественника, при прорытии траншеи могла пострадать корневая система деревьев платановой аллеи – одной из местных достопримечательностей. К тому же у местных активистов есть опасения, что после завершения работ подрядчик не будет заниматься восстановлением асфальтового покрытия и благоустройством зоны прокладки канализационной трубы.

В свою очередь в администрации Феодосии заверили, что приостановка прокладки коллектора – временное явление, и все работы будут завершены до начала высокого курортного сезона.

Что касается благоустройства зоны нового коллектора, в мэрии пообещали, что эти работы также будут полностью выполнены силами подрядчика.

«Мы озвучили свои требования по этому вопросу: все покрытие, а также все насаждения, которые пострадали в результате прокладки коллектора, должны быть полностью восстановлены. Даже если это не было заложено в проекте, мы предъявили требование, чтобы они предусмотрели и изыскали средства на благоустройство. Наша позиция такова: пока все это не будет восстановлено, акт выполненных работ по коллектору мы не закроем. Набережная должна быть приведена в то состояние, которое было до начала работ», – подчеркнул Соломатин.

Знаменитый художник и патриот своего родного города оставил в наследство своим землякам не только картинную галерею и железную дорогу, но и воду. В прошлые века Феодосия испытывала острую нехватку воды. Большая часть фонтанов, сооруженных в городе в средние века и питавшихся из горных ключей, к первой четверти XIX века разрушилась. В засушливые годы на одного человека приходилось порядка 4 литров воды в сутки.

В 1887 году на заседании городской думы Иван Константинович объявил о том, что дарит родной Феодосии 50 тысяч ведер воды (около 600 кубометров) в сутки из Субашского источника, который принадлежал его второй жене Анна Никитичне и находился на территории загородного имения Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района). Строительство водовода было завершено летом 1888 года, а уже осенью на Ново-Базарной площади состоялось открытие фонтана, построенного за средства и по проекту художника.

Фонтан построили в восточном стиле из местного камня-ракушечника, с большими навесами от крыши, он был точной копией фонтана в Константинополе. Изначально планировалось назвать фонтан именем императора Александра III. На закладной плите сооружения даже выбили соответствующую надпись. Однако учитывая огромную роль Ивана Константиновича в реализации этого проекта, Высочайшим Указом фонтану было присвоено имя Айвазовского.

Субашская вода была платной для горожан и продавалась по полкопейки за ведро (12,3 литра), но воду из фонтана Айвазовского можно было пить бесплатно. Запрещалось лишь наполнять ею тару и уносить с собой. За этим зорко следила полиция. Над источником фонтана находилась серебряная кружка на цепочке с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи», которая исчезла уже во второй половине ХХ века. Фонтан Айвазовского не функционирует, но является памятником архитектуры, культурной и исторической ценностью Феодосии.

Зато расположенный неподалеку в парковой аллее фонтан-памятник «Добрый гений» в честь Анны Никитичны Айвазовской находится в рабочем состоянии и включается в теплую пору года. Фонтан-памятник представляет собой стоящую на постаменте бронзовую женскую фигуру, держащую в руках раковину, из которой стекает вода в каменную чашу, и, переполняя ее через края, спадает в бассейн. На фронтальной стороне бассейна находится увенчанная лаврами палитра с надписью «Добрый гений». Композицию увенчивает аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями учеников великого мариниста – Адольфа Фесслера, Михаила Латри, Алексея Ганзена и Льва Лагорио.

Нынешний фонтан «Добрый гений» был создан феодосийским скульптором Валерием Замеховским и установлен не так давно – в 2004 году. Он практически полностью воссоздает памятник, открытый в Феодосии в 1890 году горожанами в благодарность своему выдающемуся земляку и его семье. Оригинальный монумент сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Cегодня фонтан «Добрый гений» – одно из самых любимых мест жителей и гостей города.

Феодосийская картинная галерея имени И. Айвазовского

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2022 года; проверки требуют 5 правок.

Рождение галереи связывают с 1845 годом, когда в части большого вновь отстроенного художником на феодосийской набережной особняка для публичного обозрения были выставлены его первые 49 работ. Тогда же и там же начала действовать школа живописи Айвазовского.

В 1880 году пространство дома расширилось – был пристроен дополнительный корпус под выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника и третьим после Эрмитажа и Румянцевского музея общедоступным культурным местом.

После смерти Айвазовского в 1900 году галерея по его завещанию стала собственностью города.

В 1921 году – национализирована.

В галерее находится собрание из около 13 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ).

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

За годы фашистской оккупации дом Айвазовского был сильно поврежден снарядами и пулеметными очередями. С конца 1944 года в зданиях галереи и ближайшей территории начались ремонтно-восстановительные работы. И в мае 1946 г. музей вновь встретил посетителей.

В послевоенное время хранилище галереи неоднократно пополнялось. Был открыт мемориальный зал Айвазовского, рассказывающий историю его семьи и хранящий семейные ценности. На базе музея был оборудован лекторий и конференц-пространства.

В настоящее время галерея не только музей, но и научно-просветительский центр юго-восточного Крыма. В ее стенах регулярно проходят международные арт-конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская и издательская деятельность.

В настоящее время в галерее собраны уникальные произведения маринистической живописи, графика, архивные документы и фотодокументы, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов (по данным галереи на 2021 год). Основу коллекции главного корпуса галереи составляет живопись и графика И. К. Айвазовского — 417 работ (крупнейшая в мире коллекция его произведений). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану» (212 на 708 см).

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Айвазян.

Запрос «Айвазовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Живописец Главного морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён.

Детство и учёба

Портрет Ашхен Айвазян, бабушки живописца. 1858Холст, масло. 92 × 73 см (овал)Картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия

Отец художника — Константин Григорович Айвазовский (1771—1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии стал монахом и в монашестве принял имя Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Крым и Европа (1838—1844)

Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати.

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на Острове св. Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на Библейскую тему — картину «Хаос. Сотворение мира», написанную под влиянием от его итальянского знакомства с А. А. Ивановым.

В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как у критиков (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. К нему пришла европейская известность.

В октябре 1844 года Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях художеств Амстердама (первая избрала его своим членом в 1844 году), а затем Рима, Парижа, Флоренции, Штутгарта.

Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Малороссии, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Санкт-Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева.

Во время Крымской войны дважды посетил осаждённый Севастополь.

Айвазовский на протяжении всей жизни много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал и на Кавказе.

Из каждой поездки художник привозил темы для новых картин; так, например, после посещения Египта, была написана картина «Великая пирамида в Гизе».

12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на-Дону, где он встречался с Мкртичем Хримяном (1820—1907), верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества, местным представителем которого был Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.

Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.

Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году; мемориал также был утрачен). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 году. Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге в 1892—1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.

В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. « Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своём обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалёку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Архитектура фонтана создана на основе фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

В 1880 году художник открывает в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

Последние годы жизни

Описание внешности художника в последние годы его жизни оставил преподаватель Феодосийской мужской гимназии Ю. А. Галабутский, близко наблюдавший Ивана Константиновича

Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший. Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметён был нерусский акцент, говорил он несколько затруднённо и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил со спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать.— Юрий Галабутский. » И. К. Айвазовский. По личным воспоминаниям.»

Айвазовский был в первую очередь маринистом. Зачастую сюжет картины является лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте. Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков.

В 1845 году морская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и с видами Константинополя.

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой. 1848

Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Константинополя в то время оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовского была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Константинополя и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним и в результате написал не 10, а около 30 различных полотен.

Айвазовский первый среди русских художников (задолго до организации «Товарищества передвижных выставок») стал устраивать выставки картин не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других.

Однако далеко не все из нескольких тысяч картин художника получали положительные отзывы у критиков. Его упрекали в повторяемости и излишней красочности сюжетов. Достоевский сравнивал преувеличенную эффектность пейзажей художника и скорость, с которой он производил на свет свои «закаты» и «восходы», с писательской производительностью А. Дюма. Но при этом тот же Достоевский отмечал: «Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».

Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы. Эти картины он дарил армянским церквям Феодосии. Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат. Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке. Бывая в монастыре на острове Святого Лазаря в Венеции, Айвазовский останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который приезжал туда для изучения армянского языка. Впоследствии была написана картина «Посещение Байроном мхитаристов». Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Саркиса), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий