КРЫМСКИЕ ГРЕКИ АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — Обзор

Араджиони. Крымские греки

Практически вся «письменная» история Крыма теснейшим образом связана с греками. Однако необходимо различать четыре разные группы, именуемые греками, которые проживали на полуострове в различные периоды его истории. Эти группы отличаются друг от друга особенностями их формирования, а также своеобразием языка и культуры. Речь вдет об античных греках (VI в. до н.э. — III в. н.э.), о средневековых крымских греках (III—XVIII вв., их потомков теперь называют «мариупольскими греками»), о греках «российского периода» истории Крыма (XVIII—XX вв.) и о современной греческой общине, которая складывается на полуострове в наши дни (XX—XXI вв.). Следует отметить, что это деление достаточно условно. Ведь часть «варваризированных» греков позднеантичного периода участвовала в этногенезе средневековых крымских христиан.

Часть греков-старожилов, ушедших в 1778 г. на северные берега Азовского моря, вскоре вернулась на родину и обеспечила преемственность элементов культуры, сложившейся на полуострове в средние века, и их развитие в культуре «новых» греков-мигрантов из разных областей Османской империи. В свою очередь, потомки этих «новых» греков — носители греческой культуры, сложившейся в Крыму, на греческих островах, во Фракии, Малой Азии и в Анатолии, возвратившись из депортации, участвуют в формировании современной греческой общины.

Описывая историю греков античного периода, можно достаточно точно обозначить дату их появления на полуострове, но на вопрос, когда заканчивается история этой общности, однозначно ответить нельзя. Со средневековыми греками все обстоит как раз наоборот: мы точно знаем дату, когда основная их масса покинула полуостров — 1778 г.

И весьма условно определяем начало формирования этой группы в Крыму III веком н.э., поскольку ученые на основании многолетних, главным образом, археологических, исследований отрицают прямую связь между античными греками, жившими на полуострове, и греками средневековья, точнее, их прямую культурную преемственность. Особую трудность представляет и исследование самого процесса формирования этой группы, так как речь идет не о переселении сюда какой-то части греческого этноса извне — надежных источников на сей счет пока не обнаружено — а о возникновении на крымской земле новой этнической общности, которую археологи предпочитают называть «горнокрымская народность» или «крымские христиане».

«Закат» античной цивилизации в Таврике связывают с вторжением сюда германских племен — боранов и готов, а также их союзников — северокавказских ираноязычных алан (III в. н.э.). В результате погибла большая часть населения Боспорского царства и сельскохозяйственной округи Херсонеса, а также было уничтожено государство поздних скифов.

В течение последующих двух веков античный Херсонес постепенно превратился в византийский Херсон и стал основным проводником политики Восточно-Римской империи в Таврике, а история Боспорского царства практически закончилась в V в., когда на его месте возникло гуннское княжество. Вторжение гуннов заставило алан и готов мигрировать в Юго-Западный Крым, где они стали перенимать от немногих уцелевших старожилов традиции пастушеско-земледельческого типа хозяйствования. Среди них начало распространяться христианство, ставшее важнейшим консолидирующим фактором, греческий язык и элементы провинциальной византийской культуры.

В целом же широкая христианизация населения Боспора началась лишь в V в., а Херсонеса — в VI—VII вв. Однако, еще очень долго (почти до XIII в.) язычество проявлялось в повседневной жизни и погребальных обрядах жителей Крыма. Ярким свидетельством освоения христианизированным населением территории горного и южнобережного Крыт является топонимика этой части полуострова. И сегодня на карте можно увидеть названия мысов, горных вершин и перевалов: Ай-Никола, Ай-Фока, Ай-Тодор, Ай-Петри, Ай-Даниль, Ай-Василь, Ай Ян, Ай-Йорги, Ай-Панда (Агион Пандон — всех святых), Сотера («Сотирас» — по-греч. « Спаситель»), которые свидетельствуют о том, что когда-то здесь существовали одноименные церкви или часовни.

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи

Усиление культурно-политического влияния Византии на население горного Крыма способствовало его привлечению на федератскую службу. В VI в. император Юстиниан I вновь присоединил к своей империи Боспор, а затем и область Дори (между Алуштой и р. Черной), где в основном проживали потомки крымских старожилов — в значительной степени «варваризированные» греки, сельское население позднескифского царства, в среде которых «растворились» тавры, а также готы и аланы. Для их защиты с помощью византийских архитекторов были возведены крепости и область Дори была поделена на особые районы, которыми управляли, по-видимому, вожди местных племен под надзором дуки Херсона. Продолжая античную традицию, византийцы по-прежнему называли жителей Таврики «скифами», «варварами», «боспорянами», «херсаками», но никак не «эллинами». Ситуация не изменилась ни с принятием населением Таврики христианства, ни с вхождением южной части полуострова в состав Византийской империи.

Важным фактором, способствовавшим объединению и сплочению крымских христиан, стало княжество Феодоро. Оно возникло в первой половине XIV в. в горном Крыму, некогда подчиненном Византии, а позже — Трапезундской империи, и просуществовало вплоть до турецкого завоевания 1475 г. В его истории можно выделить два периода. Первый — от возникновения княжества до нашествия Тимура (1390-е гг.), во время которого пострадала столица Феодоро и многие сельские поселения.

Члены правящей династии, которую некоторые исследователи связывали с крымской ветвью знатного византийско-армянского рода Гаврасов, бежали на север к русским князьям, где стали основателями известного боярского рода Головиных. Второй период начался в 1420-х гг. и продолжался до 1475 г. Возрождение Феодоро связывают с именем князя Алексея. Будучи мудрым правителем, он сумел не только восстановить разрушенное хозяйство, но и поднял престиж мангупской династии, удачно женив своего сына Иоанна на аристократке, принадлежавшей к знатным родам Палеологов и Асанов. Таким образом на гербе Феодоро появился византийский двуглавый орел.

Османское завоевание вновь изменило политическую карту Крыма: исчезло княжество Феодоро, потеряли свои владения генуэзцы, Крымское ханство попало в вассальную зависимость. Бывшие феодоритские и генуэзские земли — территории, на которых в основном и проживало христианское население, стали частью Османской империи — Кефинским санджаком, а позже — эялетом, который просуществовал до 1774 г. Всем немусульманским общинам на полуострове была предоставлена религиозная автономия. Православное население было объединено в единый «миллет» — замкнутую конфессиональную общность с собственным самоуправлением, судами, единым налоговым сбором. Это позволило еще более сплотиться крымским христианами, которые спустя два века после османского завоевания практически утратили память о своих этнических предках и превратились в этнос крымских греков — «румеев».

Пояса к верхней женской одежде средневековых крымских греков

Таким образом, в период раннего средневековья мы наблюдаем процесс межэтнической интеграции, который привел к образованию у потомков позднеантичного населения, мигрантов из разных провинций Византийской империи, крещенных тюрок, готов и алан некоторых сходных черт культуры, а также элементов общего самосознания, что отразилось в названии «ромей», декларировавшего, в первую очередь, их политическую и религиозную идентичность. В течение последующих столетий на территории полуострова происходил достаточно редкий процесс (специалисты его называют «этногенетическая миксация»), в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством.

Основными консолидирующими факторами, способствовавшими этому слиянию, произошедшему, вероятно, в период XII—XVII вв., были: общность религии («греческого православия»), греческого языка и культуры; общность территории и политического подданства, обусловленного возникновением на территории Крыма собственного государства — «гото-греческого» княжества Феодоро; а также необходимость сплочения перед внешней угрозой: кочевниками степей и генуэзцами.

В этот период произошла и трансформация содержания, смысловой нагрузки самоназвания «ромей». После разделения христианства на православную и католическую церкви усилилось его конфессиональное значение: «ромей» стал синонимом «православный». Со временем это самоназвание стало наполняться помимо религиозного еще и этническим содержанием. « Ромей» воспринимался уже и как синоним «грека», но не грека-язычника, поклоняющегося олимпийским богам, а грека, исповедующего православие.

Динамику численности христианского населения Крыма после османского завоевания можно пронаблюдать по двум переписям населения, проведенным в 1512—1520 и 1542/43 гг. Согласно этим документам, население города Кефе было достаточно пестрым: в начале века мусульманская община составляла 34%, армяне — 44%, греки — 15%, однако в селах санджака греческое население было преобладающим. Через 20 лет, число греческих семей уменьшилось на 5%, а число мусульманских семей увеличилось на 15%. В другой части полуострова, в с. Кады-кой (Нихора) численность дворов христиан уменьшилась с 40 до 27. В то же время, мусульманская община за этот же 20-летний период выросла с 16 семей и 4-х холостых до 80 семей и 16 холостых. В соседней Карани из 7 переписанных мусульман — жителей села — два были новообращенцами (их называли «сыновья Абдаллаха»). Все это свидетельствует как о миграциях, происходивших в пределах Османской империи, так и о явлениях культурной ассимиляции, выражавшейся в смене религии и языка.

Причем не всегда этот процесс был насильственным и сопровождался кровью. Чаще всего основными причинами смены языка и исламизации была осознанная необходимость, стремление адаптироваться в новых политических условиях, сужение сферы употребления родного языка, значительные материальные выгоды: налогообложение мусульман было гораздо меньше. Стоит отметить, что утрата родного языка (языковая ассимиляция) не влекла за собой потерю этнической идентичности, в то же время, смена религии означала переход в другую конфессиональную общность, что в средневековье было равнозначно смене также и этнической идентификации (этнической ассимиляции).

Так, например, утратившие родной язык греки не переставали называть себя греками, хотя по-татарски самоназвание «румей» уже звучало как «урум». В то же время, грек, владеющий языком своей национальности, но принявший ислам, становился прихожанином мечети и, соответственно, полноправным членом турецкой или крымскотатарской общины.

Вообще процессы языковой ассимиляции активно происходили на полуострове еще с «дофеодоритского» периода истории крымских христиан. С возникновением в Юго-Западном Крыму Бахчисарая, ставшего политическим и культурным центром Крымского ханства, влияние тюркского языка в этом регионе значительно возросло, и он постепенно вытеснил греческий язык как средство межэтнического общения на полуострове.

После вхождения Южного Крыма в состав Османской империи постепенно начал увеличиваться приток турок, а с севера — крымских татар, которые селились вместе с греками, составляя этнически смешанные сёла. Вследствие сужения сферы употребления греческого языка христианское население Юго-Западного Крыма, а также греки-горожане от двуязычия (кроме греческого или готского языка крымские христиане также говорили и на тюркских диалектах) перешло полностью на крымскотатарский язык. Показателем этого явления можно считать исчезновение на рубеже XVI—XVII вв. надписей на греческом языке. Так, в д. Шуры последние надписи, сделанные на стенах церкви и надгробной плите (кстати, крайне безграмотные и небрежные), относятся к 1594 г. и 1622 г.; в Бия-Сале — к 1588 г.

Представляет интерес и появление на карте Крыма смешанных топонимов (Биюк-Ламбат, Кучук Ламбат), а также перевод греческих названий на татарский язык (Мега-Потам — Улу-Узень, Милар — Дегермен) или их замена (Нихора — Кады-кой, Фуна — Демерджи). Еще одним свидетельством является распространение у греков тюркских (но не теофорных мусульманских!) имен и прозвищ, например в XVII в. в книге судейских решений Мангунекого кадылыка фиксировались имена: Тимурка, сын Гавриила; Алагез, сын Константина; Арслан, сын Христодула (с. Богатырь); Никола, сын Арслана; Мамут, сын Константина (с. Ени-Сала), Тимур, сын Дмитрия; Александр, сын Шери; Аман сын Мануила (с. Шуры). Таким образом, в период Крымского ханства произошла языковая ассимиляция греков Юго-Западного Крыма, выразившаяся в утрате родного языка и переходе на тюркские диалекты. По-тюркски они стали произносить христианские молитвы, а их священники — вести службы и проповеди. В церковно-приходских школах детей начали учить писать греческими буквами слова разговорного тюркского языка, который для них уже стал родным. Например, текст известной молитвы «Отче наш» в устах тюркоязычного грека звучал так: «Бизим бабамыз кцклерде оту ран, исмин азизленсин, иадышахлыгын кельсин, кцк йузунде эмрин не турлу исе, ве йер йузунде де бцйледже олсун. Кунделик цкмегимизи бнгун бизе вер. Бизим борчларымызы аф эйле, насыл биз де борчлу оланнарымызы аф этериз. Ве бизлери эзийет ичинде брахма, лякин бизлери йаман шейтандан сахлайып хутар».

Греки, утратившие свой язык и перешедшие на крымскотатарский (они составляли больше половины от общего количества), были «не одиноки» как в Крыму, так и в масштабе всей Османской империи. Почти одновременно с ними языковой ассимиляции подверглись часть крымских армян, крымские цыгане, крымчаки и другие. Не случайно фольклор всех этих народов, разных по этническому происхождению и конфессиональной принадлежности, обнаруживает столько общих черт и имеет прямые аналогии в крымскотатарском и турецком фольклоре. Поразительно, что до сих пор тюркский язык (урумский или «греко-татарский» — как его в общении с русскими соседями называют сами греки или некоторые исследователи) живет в селах Северного Приазовья, сохранившись в том виде, в каком «вынесли» его из Крыма средневековые греки, на нем и сегодня поют песни, пишут великолепные стихи.

Следует отметить, что тесным этническим контактам в Крыму способствовала также веротерпимость. Она приводила к многочисленным смешанным бракам, которые, несомненно, развивали интеграционные процессы на полуострове. Например, в уже упомянутых судейских книгах XVII в. приводятся такие факты: мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из ее дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесен в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда, жены христианина Балабана.

В другом случае, христианка Иниша усыновила татарского ребенка и оставила ему все свое имущество. Принадлежность членов одной семьи к разным конфессиям также не была исключением: в с. Ай-Георги христианин Бийгельди, сын Бийберди, судился с женой своего брата, мусульманкой Хангельди, дочерью Трандафила; из родных братьев Сеита, Магомета, Топа и Бебия первые два были мусульманами, а два вторые — христианами; Джантемир, сын Дмитрия, был христианин, а сестра его Сайме — мусульманка, у мусульманина Мустафы жена Десфина и дочь их Феодора были христианками.

Процессы этногенеза и межэтническая интеграция, происходившая в Крыму в XVI—XVIII вв., нашли свое отражение в комплексе традиционной одежды греков. Нательная плечевая одежда греков — рубаха туникообразного покроя «кампсу» — ведет свое происхождение от традиционной одежды греков византийской эпохи. Наличие в мужской рубахе широкого подола исследователи считают отголоском распространенной на Балканах фустанеллы.

Покрой поясной нательной одежды — мужских штанов и женских шаровар — свидетельствует о влиянии малоазийских традиций. В целом, комплекс традиционной женской одежды с шароварами и халатом, способы ношения головных уборов (платка «баш явлух» и полотенцеобразной «марамы» или «перифтара»), аксессуары и украшения говорят о проникновении в греческую культуру традиций народов Крыма: крымских татар, армян, караимов и других.

Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80-ти населенных пунктах в горах и на южном берегу, четверть из них была горожанами. Большинство городского населения промышляла ремеслом, и лишь шестая часть греков занималась торговлей. Основными занятиями сельских жителей были отгонно-пастбищное скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен); на южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханская перепись недвижимого имущества, оставленного на полуострове при переселении в Приазовье, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей различных конфессий и даже священнослужителей.

Переселение греков и армян из Крымского ханства в пределы Азовской губернии можно назвать «вынужденной эмиграцией» (но не «депортацией»!), инициированной П. Румянцевым-Задунайским. который считал, что в силу политических и экономических реалий того времени она будет очень выгодна для Российской империи. Среди причин переселения, вдохновивших организаторов этой акции, выделяются следующие: 1) необходимость освоения южных земель, присоединенных к Российской империи по условиям Кючюк-Кайнарджийского мира, 2) желание ослабить экономику Крыма и постепенно подготовить присоединение полуострова к России 3) «спасение христиан от притеснений мусульман и возможной мести за помощь русским в прошедшей войне». Последнее обстоятельство должно было получить всемирный резонанс, в конечном итоге продемонстрировать верность постулату «Москва — Третий Рим» и способствовать осуществлению «Греческого проекта» Екатерины Великой.

16 июня 1778 г. представители крымских христиан подписали постановление о добровольном переселении в Россию. На принятие этого решения повлияли обещания выделить в пределах Российской империи на каждую ревизскую душу (то есть на каждого члена семьи мужского пола) по 30 десятин земли, что значительно превышало размеры земельных владений самых богатых семей греков в Крыму. Распродав свое имущество, под надзором войск, которыми руководил А. В. Суворов, греки разными путями со скотом и самыми необходимыми вещами (на 2 семьи выделялась только одна арба), выходили из Крыма. В сентябре генералиссимус рапортовал, что 18395 греков, а с ними 12598 армян, валахи и грузины покинули полуостров. К исходу 1779 г. переселенцы основали в устье р. Кальмиус г. Мариуполь (на месте г. Павловска) и 19 сёл в его округе, которым дали крымские названия — Ялта, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана, Старый Крым и другие.

И сейчас в Донецкой области потомки переселенцев (более 75000 человек) бережно хранят свои языки, традиции и культуру, сформировавшиеся на Крымском полуострове. И сейчас в архитектуре и интерьере их жилищ, в их рукоделии, в их кухне, в их обычаях и обрядах, в их музыке, танцах и песнях прослеживаются традиции многовековой материальной и духовной культуры, сформировавшейся в Крыму. Так, мариупольские греки своим национальным кушаньем считают чебуреки, кубэтэ, национальными танцами — Хайтарму и Ярым-Аву, национальными инструментами — даул, зурну, кемендже. Потомками крымских греков являлись художник А. И. Куинджи, историк Ф. А. Хартахай, ученый К. Ф. Челпанов, искусствовед Д. Айналов, поэт Г. А. Костоправ, известная трактористка П. Н. Ангелина, испытатель авиатехники Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие известные деятели.

Мариупольская гречанка в традиционном головном уборе (1920-е гг., фото из фондов Мариупольского краеведческого музея)

Таким образом, в формировании средневекового греческого этноса на первом этапе принимали участие потомки античных греков и эллинизированного «варварского» населения, аланы, готы, представители некоторых тюркоязычных племен, среди которых определенно выделяют только праболгар, половцев и малоазийских тюрок. Позже в их этногенезе участвовали также немногочисленные этнические татары, греки из Османской империи (переселенцы XV—XVIII вв. из Синопа, Трапезунда, Константинополя, островов Эгейского моря), славянское население. Почти полторы тысячи лет понадобилось крымским христианам, чтобы осознать свое единство и наполнить самоназвание «румей» не только конфессиональным, но и этническим содержанием. Интенсивные межэтнические контакты и сужение сферы употребления греческого языка в Юго-Западном Крыму и в городах Крыма привели часть крымских ромеев к утрате родного языка. Таким образом, «урумы» — это греки, подвергшиеся языковой ассимиляции, а не «крещенные татары», как пишут некоторые исследователи.

Некоторые ученые считают потомков крымских христиан особой этнической общностью, родиной которой является Крым. Здесь у греков сформировался своеобразный язык, уникальный комплекс материальной и духовной культуры, который имеет прямые аналогии в культурах других народов Крыма, и заметно отличается от других этнографических групп греческого этноса.

После переселения в Приазовье часть греков смогла вернуться на родину — это были купцы, ремесленники, моряки, рыбаки, которые стали ядром формирования новой общины крымских греков и обеспечили преемственность традиций средневековой греческой культуры полуострова.

Греки в Крыму

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 января 2019 года; проверки требуют 40 правок.

Греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись вместе с частично ассимилированными ими готами и аланами как государствообразующий этнос до конца XV века в православном княжестве Феодоро.

Русско-турецкая война 1768—1774 годов вызвала мощную и самую большую в новой истории волну греческой эмиграции в Россию. Это были солдаты и офицеры добровольческих батальонов, а также многие жители Греческого архипелага. Поселились греки-переселенцы преимущественно в Керчи и Ени-Кале, позже в Балаклаве, Таганроге, Херсоне. В 1775 году специальным указом Екатерины II грекам-переселенцам были даны значительные льготы, в частности, они на 30 лет освобождались от всех налогов и рекрутского набора, а также ежегодно греческим общинам предоставлялась денежная помощь.

В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки.

Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски — такие документы хранятся сейчас в архивах.

Первым греческим поселением был Пантикапей,  основанный выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

Затем недалеко от него были основаны  другие города – Нимфей, Тиритака, Киммерик, Мирмекий и другие.  Остатки некоторых этих городов можно увидеть и сегодня.

В V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства –  Боспорское автократическое государство со столицей Пантикапей и демократическая рабовладельческая  республика Херсонес Таврический.

Херсонес Таврический – рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли  земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида  (современная Евпатория)  и Калос-Лимени (Черноморское).

Слово «Херсонес» в переводе с древнегреческого —  «полуостров».

Греческие колонисты завезли на побережье  Крыма кораблестроение, выращивание оливковых  и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень. Боспор был крупнейшим поставщиком зерновых в  Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.

Также  греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Во многих греческих селах было развито пчеловодство. Особенно славились своим медом горные деревени Корбеклы, Шумы, Демерджи, располагавшиеся у подножий гор Чатырдага и Демерджи, и, конечно, деревня Мускомия, само название которой означало «душистый мед».

Наиболее известным местом по части рыболовства было море в районе деревни Ласпи. Рыбы было так много, что каждое воскресенье по случаю удачной ловли греки устраивали на берегу пышные пиршества с вином, танцами и музыкой

Греческих училищ в Крыму не было, а высшее духовенство получало образование в Константинополе. Правда, в Крыму были учителя, которые обучали грамоте. Во многих духовных семьях воспитанием детей занимались греки-иностранцы.

Ежегодно, 1 июля, в день святых Козьмы и Демьяна к знаменитому одноименному источнику из всех греческих сел отправлялись длинные вереницы воловьих подвод. К путешествию начинали готовиться за много дней до праздника. Дорога к источнику Козьмы и Демьяна местами была довольно опасной. Шла она вдоль реки Альмы и часто, когда река после дождей выходила из берегов, размывалась. Поэтому ехали с большой предосторожностью.

Паломничество к источнику Козьмы и Демьяна также имеет легендарное объяснение.

Некий пастух, пораженный проказой, решил как-то отдохнуть у источника. Пастух искупался и уснул. Во сне ему явились двое незнакомцев и посоветовали сделать это трижды. Когда пастух снова уснул, к нему вновь явились Козьма и Демьян (это были, естественно, они) и сказали, чтобы тот каждый год в этот день (а это было 1 июля) приходил сюда.

Кроме праздника Козьмы и Демьяна, у греков Крыма было много других ежегодных праздников. В Ильин день, 2 августа, многие греки собирались в монастыре святого Ильи-пророка близ деревни Би-юк-Ломбат на южном берегу. Здесь также находился источник, вытекавший прямо из-под алтаря. В богослужениях тут нередко принимали участие греческие митрополиты,

Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие.

Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др.

Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев.

Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи — в Феодосии, Месаксуди — в Керчи.

В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки — Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями.

Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили «пособниками оккупантов». » Чёрным днём» в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.

В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность «Федерация греков Крыма». В 1993 в Старом Крыму было создано городское региональное греческое общество «Понтос».

Несмотря на неоднократные выселения, греческая община полуострова никогда не прекращала своего существования и активно возрождалась.

В греческой, как и во многих других национальных кухнях, обобщен опыт поколений. Не менее важный является и тот факт, что за всю историю народа традиционные способы приготовления пищи не были записаны, а передавались из уст в уста, ряд блюд и способов их приготовления утрачены или вышли из употребления. Блюда аналогичные греческим имеются у крымских татар, караимов, болгар, армян.

Одно из распространенных блюд греков во многих регионах – пирог, который пекут на «греческий новый год» — Ай – Василь. У разных этнических групп называется этот пирог по-разному. У крымских греков он имеет название – «василопита».

Трижды перекрестив пирог, хозяин дома разрезает его на части: первый кусок предназначается Ай-Василю (святому Василию), его ставят возле икон, второй кусок – дому, третий кусок – для скотины.

У крымских греков пирог делают из слоёного теста в семь слоёв, у румеев в два слоя, один с мясом, второй с тыквой. Называется он — турта.

Мусака — очень распространенное блюдо в Греции, но его любят и крымские греки. Мусака представляет собой слоеную запеканку из баклажанов и других овощей, характерных сезону и местности.

Давайте посмотрим на разнообразие греческой кухни в Крыму на слайде.

Важными составляющими греческой музыки являются не только ритм, мелодия, но и геометрия, философия, поэзия и другие искусства.

Литература греков тоже является важным культурным наследием. В древнегреческом слове важно все, будь то поэзия, риторика, философия или история, и нет ничего, что бы не оставило свой след на современной цивилизации.

С древних времен гостеприимство у греков возведено в ранг высшей добродетели. Согласно древнегреческим мифам, боги предпочитали путешествовать в облике простых смертных, поэтому греки радушно встречали любого гостя, ведь им мог оказаться любой бог, даже сам Зевс. Непревзойденному греческому гостеприимству и сегодня отводится наивысший приоритет.

Давайте еще посмотрим на мужской и женский костюмы крымских греков.

А еще на днях мы посетили Греческий отдел в библиотеке № 18 г. Симферополя. Раньше это был единственный на всю Украину отдел греческой литературы. А сейчас — один из немногих в России. Ребятам показали фильм об Александре Македонском, показали много книг на греческом языке. Девочки с удовольствием померили костюм крымской гречанки. Дети нашли для себя там много нового. День провели с удовольствием и хорошим настроением.

Народы Крыма с древнейших времён до конца XVIII века — народы Крыма, населявшие полуостров с VIII века до н. э. и до конца XVIII столетия.

Гомер — первый автор, упомяну́вший народ Крыма

Киммерийские всадники. Роспись на этрусской вазе

Геродот четвёртую книгу «Истории» — «Мельпомена» — посвятил Северному Причерноморью, скифам и народам Таврики, упомянув среди них кочевников-киммерийцев. Пересказывая легенду о происхождении скифов, он описал историю киммерийского народа, покинувшего свою страну в результате междоусобицы и под натиском воинственных скифов. Существует также гипотеза, что «киммерийцы» не этноним, а название передовых отрядов воинов-кочевников, и что такого народа не существовало.

Венецианцы и генуэзцы

Образование греческих городов-государств в Крыму – это достижение Великой Колонизации эллинов, которая проходила на землях полуострова между VIII и VI вв. до н. э. Иногда считается, что процесс освоения Средиземноморского побережья и Причерноморья лучше обозначать термином «переселение». Однако, что же заставило греков покидать родные места и отправляться туда, где приходилось начинать жизнь заново?

Во-первых, в этот период истории в Греции произошел демографический взрыв. Перенаселение Эллады порождало начало миграционных процессов. Во-вторых, грекам катастрофически не хватало земли хозяйственного назначения. Кроме того, переселенческие процессы были связаны с торговой экспансией, поиском продуктов и источников сырья, дефицитных или, вообще, не существовавших в Греции.

Все это дополняют военные, социальные и этнические причины. Эллинам угрожали лидийцы и персы, да и между греками существовали значительные разногласия, порожденные принадлежностью к разным слоям населения и межэтническими трениями.

Греческие города-государства Крыма возводились выходцами из Милета. Реже – переселенцами из Гераклеи Понтийской. Однако ученым удалось отыскать на полуострове следы обитания греков, прибывших из Колофона, Эфеса и Теоса. Сформировался ареал греков-переселенцев: Юго-Восток Крыма, берега Керченского пролива и территория Таманского полуострова.

Политическое устройство крымских античных поселений было схожим с таковым в материковой Элладе. Греческие города-государства Крыма преимущественно были рабовладельческими республиками с демократическим укладом жизни. Полисная модель позволяла органично сосуществовать городу и его хоре, делала такие населенные пункты самостоятельными и жизнеспособными единицами.

Греческие города-государства Крыма имели три традиционные для наших дней ветви власти, они могли решать все внутренние проблемы и самостоятельно выбирать государственные органы. Законодательная власть у них представлялась народным собранием, исполнительная – коллегиями и магистратами. К решению проблем государственной важности допускались взрослые мужчины. Рабы, иностранцы и особи женского пола прав не имели. Суды в греческих колониях Крыма были узкоспециализированными.

Первый греческий город вырос на востоке Крыма, его название — Пантикапей.

Со временем на полуострове возвели еще несколько больших населенных пунктов: Херсонес, Керкинитида, Калос-Лимен, Нимфей, Феодосия.

Самое большое греческое государственное объединение Крымского полуострова античных времен – Боспорское царство – появилось в результате постоянных противостояний с местными варварами, о нем будет рассказано отдельно.

Греческие-города-государства на Крымском полуострове можно условно разделить на две части – попавшие в некоторый исторический момент под влияние Херсонеса и оказавшиеся в сфере интересов Пантикапея. Вторые, начиная как независимые города-государства, объединились в союз, точнее, их к этому принудила необходимость – нужно было противостоять местным племенам и развивать торговлю с метрополией. Позже эти полисы вошли в состав Боспорского царства династии Спартокидов. Какие же это города?

В первую очередь Пантикапей, ставший столицей и культурным центром нового государства. Как и многие другие местные греческие города-государства, он был основан греками с ионийского побережья Малой Азии, большей частью выходцами из Милета, одного из самых крупных городов античного мира. Пантикапей, предстающий перед нами даже в тех немногих археологических находках, которые дожили до нашего времени, не перестаёт удивлять. Подробнее о Пантикапее читайте в отдельной статье на сайте.

Греческие города-государства под влиянием Пантикапея

Если столица была основана в VII веке до нашей эры, то находящийся немного южнее Нимфей – в начале VI. Это было одно из самых крупных и значимых греческих городов-государств.

Основанный милетцами, вскоре он попал под влияние Афин и, соответственно, вошел в Делосскую симмахию, которая в борьбе против Спарты в итоге потерпела поражение. Нимфей отложился от Афин и передал свою судьбу Спартокидам и Боспорскому царству. Не раз город разрушался (особенно катастрофически – готами), не раз артефакты растаскивались уже в наше время, поэтому археологам досталось не так много. Но и то, что осталось, позволяет судить о величии города и его архитектурном великолепии.

Чуть севернее Нимфея, в тот же период что и последний, был основан милетцами ещё один полис – Тиритака. Этот греческий город-государство имел промышленно-хозяйственную направленность, что подтверждают раскопки. Стенами был обнесён лишь в III веке нашей эры. Неоднократно разрушался как неприятелем, так и землетрясениями. При византийцах, в правление Юстиниана I, в Тиритаке была установлена базилика, развалины которой были исследованы в ходе археологической экспедиции.

Среди всех греческих городов-государств Крыма самым притягательным является Акра, всё потому, что этот полис почти полностью ушел под воду в результате трансгрессии, поднятия уровня воды Черного моря. Этот город был не столь большим, как Пантикапей, его главным сооружением был порт. В результате подводных археологических экспедиций были найдены стены, башни, основания зданий, множество мелких предметов и богатая коллекция монет.

С запада портовые греческие города-государства постоянно подвергались набегу кочевников, особенно после падения Понтийского царства. Для защиты полисов от этих набегов из глубины Керченского полуострова был построен город Илурат в I веке нашей эры. Активные раскопки проводились уже после войны, были обнаружены массивные стены, которые не раз перестраивались. Подземные ходы, колодцы, башни – Илурат был построен с использованием всех современных на то время фортификационных знаний. Однако крепость просуществовала недолго, уже в конце третьего века нашей эры защитники покинули её.

Китей – ещё один крупный полис на побережье Керченского пролива. Этот греческий город-государство лежал несколько поодаль от скопления полисов вокруг Пантикапея. Возможно, именно это позволило избежать ему разрушения в ходе готского нашествия и дожить до прихода в Крым византийцев. Археологические раскопки и упоминания в текстах древнегреческих писателей убедительно показывают, что это был крупный торговый и культурный центр. Часть города, как и в случае с Акрой, ушла под воду.

На южном берегу Керченского полуострова милетцы основали ещё один полис, который в итоге стал одним из самых значимых в регионе. Киммерик – город на горе Опук у Кояшского озера. Его опоясывали мощные крепостные стены, внутри которых бурлила жизнь. Как крепость он потерял значение после нашествия готов, но продолжал жить до пришествия в край хазаров. К сожалению, от города мало что осталось, и славную историю Киммерика приходится восстанавливать археологам по крупицам.

Пормфий – самый восточный греческий город-государство в Крыму. Основанный в VI веке до нашей эры, он быстро утратил самостоятельность, войдя в Боспорское царство. Это был город средних размеров, главным предназначением которого было обеспечивать переправу на Тамань. Землетрясение третьего века до нашей эры сильно разрушило Пормфий, но он был отстроен, чтобы на рубеже тысячелетий быть снова разрушенным в череде междоусобных войн.

История города Мирмекий тесно связана с Пантикапеем, расстояние до которого всего три километра по прямой линии. Основан милетцами в VI веке до нашей эры, и его рассвет приходится на самостоятельное существование как независимого греческого города-государства. После разрушения кочевыми племенами в V веке до нашей эры, отстраивается и переживает новый рассвет, однако уже под покровительством боспорской династии Спартокидов. Мирмекий всегда был хорошо укреплён и имел свой акрополь.

Феодосия была вторым после Пантикапея по значению и влиянию греческим городом-государством в юго-восточном Крыму. Основанная выходцами из Милета, Феодосия, однако, предпочла поддаться политическому влиянию Гераклеи Понтийской (ныне на турецкой территории), союз с которой долгое время позволял феодосийцам уклоняться от настойчивости Пантикапея, жаждавшего включить крупный город в зарождавшееся Боспорское царство. В конце IV века до нашей эры Феодосия всё же покорилась Спартокидам. Несмотря на то, что город, по-видимому, был крупный и плотно застроен, античная его история изучена мало, раскопки в полной мере не проводились, возможно, потому, что современный город полностью скрыл старый. Тем не менее, археологических находок вполне достаточно, чтобы осознать масштаб развития Феодосии в античный период.

Греческие города-государства под влиянием Херсонеса Таврического

Греческие города-государства восточного и западного Крыма рано или поздно попадали под прямое или косвенное влияние Херсонеса Таврического. Этот крупный полис, ныне ставший символом Крымского полуострова, был основан в VI веке до нашей эры выходцами из Гераклеи Понтийской, быстро вырос, укрепился и разросся за счет захвата других греческих городов-государств, основанных ионийцами – Калос-Лимена и Керкинитиды. Период упадка города был связан с продолжительной борьбой как с Боспорским царством, так и с могущественным Понтийским. Падение понтийского царя Митридата Евпатора привело Херсонес под более мягкий протекторат Рима, а после и Византии, что позволило городу расти и развиваться. В наше время любой может посетить развалины этого славного города, ставшего колыбелью христианства.

Упомянутая выше Керкинитида была тесно связана с Херсонесом с начала IV века до нашей эры. До этого это был независимый греческий город-государство, основанный приблизительно в конце VI века до нашей эры. Зависимость от Херсонеса дало толчок развитию города, нашествие же скифов – практически уничтожило его. Несмотря на то, что понтийцы помогли вернуть город жителям, разбив скифов, он так и не обрел былого величия. Скифы, буквально растащившие город на камни, повинны в том, что до наших дней дошло так мало свидетельств прошлого этого города.

Как греческие города-государства Крыма взаимодействовали с другими жителями полуострова и заморскими политическими образованиями?

Ослабление греческих городов-государств Крыма связано с приходом римлян в I в. до н. э.

В III в. н. э. колонии подверглись нашествию готов, а еще через век они перестали существовать после того, как в Крым пришли гунны.

История Крыма времен античности – это постоянный поиск соратников и регулярная борьба за выживание. Кого же боялись крымские греки? Отношения с таврами, населявшими полуостров, у них были переменчивыми. Вначале крымские аборигены воспринимались эллинами, только как пиратствующий народ, способный убить чужеземца, чтобы принести его в жертву. В местах поселения тавров практически не найдено предметов, изготовленных греками. Это означает, что торговых связей между народами не существовало.

В античных полисах обнаружены образцы лепной керамики с черными стенками, что позволяет предположить наличие брачных связей между молодыми представительницами таврских племен и сыновьями колонистов. В Пантикапее также было найдено надгробие V в. до н. э., расположенное над могилой уважаемого тавра. Значит, и тавры-мужчины иногда проживали в греческих городах Крыма. Ученые считают, что, как правило, они имели статус рабов, но исключения все же были.

С соседями-скифами греческие переселенцы старались жить мирно, приносили богатые подарки царям варваров, а те уступали им свои территории. Временами между ними все же возникали краткосрочные военные противостояния и напуганные греки строили оборонные крепости. Одна из таких войн ознаменовала конец существования скифского царства.

Сарматы помогали грекам в борьбе со скифами. Сохранилось предание о том, как херсонеситы попросили помощи в царицы Амаги и могущественная сарматка потребовала от скифов не трогать эллинов. Когда те не согласились, ее войско разбило непокорных варваров. Подобных случаев было немало.

Греческие города-государства Крыма продавали зерновые культуры. Чаще всего хлеб отправляли в Грецию. Туда же поставляли скот и продукты животноводства, засоленную крымскую рыбу и мед. Скифия покупала в античных колониях керамическую посуду, зеркала из бронзы и ювелирные изделия, а взамен отдавала продукты, полученные в процессе кочевничества, позже – зерно.

В крымские колонии из Греции привозились вина, керамика, оливковое масло, скульптуры и другие редкие архитектурные детали из мрамора и терракоты, которые использовались в строительстве. Города-полисы полуострова имели собственные деньги, которые чеканились из драгоценных металлов, меди и бронзы.

Со временем греческие города-государства Крыма становятся зависимыми. В начале их покорило малоазиатское Понтийское царство, а потом они стали подданными Рима. При Митридате VI Евпаторе в I в. до н. э. античные полисы снабжали понтийскую армию. А позже Боспор стал пристанищем Митридата, где царь прожил до 63 г. до н. э., потом покончил с жизнью, совершив самоубийство. Это событие стало переломным для жителей Боспора, далее они покорялись Риму.

Сельское хозяйства и ремесла в греческих городах-государствах Крыма

Греческие города-государства Крыма имели сельскохозяйственную округу – хору. Их жители выращивали гречку, пшеницу, рожь, просо, ячмень. Из собственного винограда греки делали вино.

Кроме выращивания зерна и виноградарства, жители античных полисов занимались садоводством (сажали яблоки, орехи и груши), всегда имели собственные бахчевые культуры, огурцы, каштаны.

Не менее важным занятием эллинов Крымского полуострова было скотоводство. У них водились буйволы и быки, овцы, козы, свиньи. Античные жители полуострова также использовали верблюдов и ослов. В хозяйствах существовала традиционная для наших дней домашняя птица: гуси, утки и куры. Греческие города-государства Крыма, как правило, располагались в прибрежной зоне, поэтому их жители также не пренебрегали рыбным промыслом.

Греки Крыма делали разнообразную керамику (амфоры, кувшины, миски, кастрюли и т. д.), обрабатывали черные металлы, изготавливали вещи из бронзы, стекла, электры, чистых золота и серебра, получая непревзойденные ювелирные изделия.

Керамика, обнаруженная при раскопках греческого города-государства Пантикапей (Керченский историко-археологический музей)

Они занимались ткачеством и умели обрабатывать кожу. Их товары хорошо знали другие народы полуострова и жители стран, расположенных за пределами Крыма.

Быт, религия и культура людей, которые населяли греческие города-государства Крыма

Сегодня известно, что греческие города-государства Крыма имели внушающие размеры, а дома, расположенные там, на те времена были очень хорошо обставленными. Не многие знают, что в начале обитания на полуострове греки вынуждены были ютиться в землянках. Наземные жилища у них появились только к V в. до н. э. В таких домах уже были печи, открытые очаги и керамические жаровни.

В античных колониях существовала канализация. Для водоснабжения во дворах делали колодцы или возводили специальные цистерны. Многие дома освещались с помощью дневного света, но в некоторых удалось обнаружить светильники, сделанные из глины или металла. В крупных городах, площадью до 50 га и более, районы имели специализацию. В каждом полисе обычно были административный, торговый, культурный и портовый кварталы.

Греческие города-государства Крыма имели развитую систему начального образования для детей свободных граждан, поэтому большинство их жителей умело писать и читать. Год или два мальчики осваивали музыку, получали знания о философии, учились красноречию. Как в любом античном городе в таких крымских колониях, как Пантикапей и Херсонес Таврический, существовали гимнасии, огромное внимание уделялось физической подготовке молодых членов общества. Греки любили историю и философию, поэтому эти науки продолжали развиваться и на территории Крымского полуострова.

Во время раскопок некоторых греческих городов были найдены хирургические инструменты, сделанные из бронзы и костей. Эти артефакты позволяют предположить, что в крымских античных поселениях переселенцев из Греции существовала достаточно развитая медицина.

О высоком уровне культурной жизни в греческих городах-государствах Крыма свидетельствует наличие таких же театров, как те, которые существовали на исторической родине эллинов. В таких сооружениях одновременно могло находиться до 3 000 человек. Ученые нашли и музыкальные инструменты, которыми пользовались греки в Крыму: лиру, трубу, флейту, кифару.

Люди, населявшие греческие города-государства Крыма, исповедовали политеизм, многобожие. Они поклонялись языческим богам, которые олицетворяли силы природы. Очень скоро больше внимания начали уделять Аполлону – защитнику переселенцев.

В Херсонесе чтили культ Артемиды, богини-покровительницы этого полиса. Им делали жертвы в виде рыбы, домашних животных, продуктов земледелия. Божествам поклонялись в святилищах, в храмах, у домашних алтарей. Туда нередко приносили глиняные копии жертв. В III в. н. э. язычество в Крыму стало замещаться христианским учением.

Сделаем несколько выводов. Античная колонизация Крыма началась в VIII–VII вв. до н. э. и греческие города-государства просуществовали до нашествия гуннов, которое произошло в IV в. н. э.

Все поселения, основанные выходцами из Милета, Гераклеи Понтийской, Колофона, Эфеса и Теоса, были республиками с тремя ветвями власти. Среди них выделяется только одна монархия – Боспорское царство. Первый греческий город в Крыму – Пантикапей. Он появился в VII в. до н. э.

Столетием позже был построен Нимфей. Потом выросли Тиритака, Акра, Илурат, Китей, Киммерик, Пормфий, Мирмекий, Зенонов Херсонес, Феодосия. Вскоре все они подпали под влияние Пантикапея и вошли в состав Боспорского царства.

В VI в. до н. э. греки возвели Херсонес Таврический, который сумел покорить Керкинитиду и Калос-Лимен. Крымские греки уживались с таврами, скифами, сарматами, которые также обитали на полуострове. С I в. до н. э. власти греческих городов-государств Крыма вынуждены были покориться Риму. Херсонес просуществовал дольше всех остальных греческих полисов и стал оплотом византинизма в Крыму.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий