МУЗЕИ АИВАЗОВСКОГО В ФЕОДОСИИ- что посмотреть?

Далее коллекция галереи была отправлена по железной дороге на Краснодар и Ереван. По приезде в Краснодар, когда перевезли груз из вагона в музей, обнаружилось исчезновение небольшого ящика с упакованным в него тяжелым мраморным бюстом И. К. Айвазовского. Были посланы телеграммы в Феодосию с просьбой обследовать причалы порта и организовать розыски, ответ не был получен. И только после войны этот вопрос счастливо разрешился. Сопровождали ценный груз директор галереи Н. С. Барсамов (1892 — 1976) и его жена, главный хранитель СА Барсамова (1900 -1971). В годы войны в Ереванском художественном музее была открыта выставка произведений И. К. Айвазовского. В Управлении по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР были свои планы на галерею И. К. Айвазовского; обсуждался вопрос об оставлении галереи в Ереване навсегда, о постройке для нее специального здания и зачислении Барсамовых пожизненными сотрудниками. Но в Москве решено было вернуть галерею в Феодосию. В середине октября пришли телеграммы из Москвы и Феодосии о разрешении на выезд. В ноябре 1944 г., в освобожденный от немецко-фашистских оккупантов Крым, коллекция картинной галереи была полностью возвращена в Феодосию. Город был сильно разрушен. Дом И. К. Айвазовского в годы войны уцелел, но был сильно поврежден снарядами, пулеметными очередями. Берег был окутан колючей проволокой, вдоль него тянулась цепь дотов, глядевших слепыми глазницами в море, а массивные фундаменты — площадки для тяжелых орудий располагались у самого дома художника. Две бомбы разорвались в непосредственной близости от дома. Мостовая была разворочена, виднелись воронки от авиабомб.

Начались ремонтно-восстановительные работы и 2 мая 1946 г. после реставрации была развернута новая экспозиция, оборудован и открыт лекторий. В 1947 г. был открыт мемориальный зал, в котором представлены материалы, документы, мемориальные фотографии. Мраморный бюст И. К. Айвазовского работы Л. А. Бернштама был возвращен в галерею воинской частью под командованием майора Черныша. Он попал в имущество воинской части при погрузке в Феодосийском порту и пропутешествовал с военными по многим фронтам войны. В послевоенные годы коллекция галереи значительно пополнилась произведениями И. К. Айвазовского, К. Ф. Богаевского и других художников. В 1980 г. к 100-летию основания галерея была награждена орденом Дружбы народов. В 2001 г. галерея получила статус национальной.
Сегодня собрание галереи — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения выдающегося певца моря И. К. Айвазовского — 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и внуков И. К. Айвазовского, западноевропейских маринистов XVII — XIX вв., художников юго-восточного Крыма — Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, М. П. Латри, А. В. Ганзена, К. Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н. С. Барсамова, современных художников. Экспозиция располагается в 2-х зданиях — памятниках архитектуры XIX в. — в доме И. К. Айвазовского и особняке сестры художника.
В настоящее время галерея является научным центром юго-восточного Крыма, на ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 ООО человек любителей искусства.

В каталоге представлены дома-музеи Феодосии, краеведческие, художественные, мемориальные, исторические, интерактивные выставки. Статья дополнена ссылками на подробные статьи с официальными сайтами, ценами, режимами работы, фото, адресами, описанием экспозиций.

Небольшой город на юго-восточном побережье Крыма основан греками в VI веке до н. э., переживал расцветы и упадки, подвергался нападениям разных племен, прошел несколько войн пока не оказался в составе Российской империи. До революции Феодосия вернула историческое название и получила статус международного торгового порта, в советский период вновь испытала тяжести войны и наконец в 1970-х превратилась в курорт. Главные вехи истории Феодосии открываются в городских музеях, где бережно хранятся свидетельства разных эпох и событий.

Окруженная горными хребтами и омываемая Черным морем романтическая Феодосия всегда привлекала художественно одаренных людей. Приятный климат, живописные пейзажи сделали ее любимым местом для отдыха творческой интеллигенции. В разные годы на курорт приезжали писатели и поэты, музыканты, скульпторы, художники. Среди них немало известных имен — поэтесса Марина Цветаева и ее сестра писательница Анастасия Цветаева, драматург А. П. Чехов, писатели М. А. Волошин, А. Грин, поэт О. Мандельштам, скульптор В. Мухина. Сегодня в городе работают мемориальные музеи, посвященные знаменитостям. Почти все они, наряду с Домом-музеем Максимилиана Волошина в Коктебеле, входят в структуру Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина».

Планируя посещение феодосийских музеев предварительно изучите их режим работы. С развитием туризма в Крыму власти города выделили огромные средства на реконструкцию многих памятников и архитектурных сооружений. Из-за этого некоторые выставки могут быть долгое время недоступны совсем, либо экспонироваться на временных площадках — в других музеях или городах.

Мэр Феодосии Попенков анонсировал скорое открытие галереи Айвазовского

«По галерее Айвазовского заканчиваются реставрационные работы — 99% выполнено, идет отделка небольшая. Ориентировочно планируем запустить галерею в августе-сентябре текущего года», — обозначил срок градоначальник.

По его словам, сдвиг сроков произошел из-за ряда нюансов, которые изначально не были предусмотрены проектантами. В том числе, это работы по закреплению картин, которые также требуют времени.

«Плюс, Феодосия — город с большим количеством подпочвенных вод, и фасад после ремонта начал плесневеть, в связи с этим пришлось проводить работу по вентилированию фасада. Подрядчики уже вышли, работы завершаются», — сказал мэр города.

Работы в главном корпусе галереи ведутся по федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2025 года, заказчиком выступает феодосийское управление капитального строительства. Подрядчик — ООО «НСТ». Стоимость работ по контракту — более 589,9 млн рублей. Ремонт начали в феврале 2021 года, тогда же конечным сроком их завершения был обозначен конец 2022 года. Позже сообщалось, что подрядчик идет с опережением срока и планирует сдать объект уже в августе. Однако работы, напротив, затянулись дольше из-за плывуна, который обнаружился на этапе устройства канализационной насосной станции.

Феодосийская картинная галерея имени И. Айвазовского

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2022 года; проверки требуют 5 правок.

Рождение галереи связывают с 1845 годом, когда в части большого вновь отстроенного художником на феодосийской набережной особняка для публичного обозрения были выставлены его первые 49 работ. Тогда же и там же начала действовать школа живописи Айвазовского.

В 1880 году пространство дома расширилось – был пристроен дополнительный корпус под выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника и третьим после Эрмитажа и Румянцевского музея общедоступным культурным местом.

В галерее находится собрание из около 13 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ).

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

За годы фашистской оккупации дом Айвазовского был сильно поврежден снарядами и пулеметными очередями. С конца 1944 года в зданиях галереи и ближайшей территории начались ремонтно-восстановительные работы. И в мае 1946 г. музей вновь встретил посетителей.

В послевоенное время хранилище галереи неоднократно пополнялось. Был открыт мемориальный зал Айвазовского, рассказывающий историю его семьи и хранящий семейные ценности. На базе музея был оборудован лекторий и конференц-пространства.

В настоящее время галерея не только музей, но и научно-просветительский центр юго-восточного Крыма. В ее стенах регулярно проходят международные арт-конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская и издательская деятельность.

В настоящее время в галерее собраны уникальные произведения маринистической живописи, графика, архивные документы и фотодокументы, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов (по данным галереи на 2021 год). Основу коллекции главного корпуса галереи составляет живопись и графика И. К. Айвазовского — 417 работ (крупнейшая в мире коллекция его произведений). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану» (212 на 708 см).

Музей Айвазовского в Феодосии

Экспозиция включает в себя 416 картин Айвазовского и других мастеров. Еще в нее входят архивные фотографии, документы, предметы быта, связанные с жизнью великого художника. Всего более одиннадцати тысяч экспонатов. Девять выставочных залов находятся в помещениях зданий «Вилла маэстро» и «Дом сестры». В Феодосийской галерее Айвазовского проходят музыкальные фестивали, концерты классической музыки, международные конференции, лекции, выставки, просмотры документальных фильмов. Подробную информацию, о проводимых мероприятиях, можно найти на официальном сайте галереи.

Один из самых загадочных экспонатов выставки — картина Айвазовского «На смерть Александра III». Она находится в секретной комнате без дневного освещения кладовой музея. Увидеть ее можно исключительно в составе экскурсионной группы до 10 человек. Мистическое изображение на нем пугало самого художника, поэтому им было принято решение спрятать ее от публики.

История музея Айвазовского в Феодосии

Начиная с 1925 года, коллекция галереи неизменно пополнялась. Появились картины западных художников. Увеличивалась площадь экспозиции. Вместе с этим росла популярность галереи среди жителей и гостей города. В 20-30-х годах здесь выпустили первый путеводитель и монографию Айвазовского.

Во время Великой Отечественной войны галерею пришлось перевезти в Ереван, где она продолжила свою деятельность до освобождения Крыма. Огромный вклад в сохранение коллекции полотен внес его директор Басрамов. Вопреки указу сверху отправить экспонаты в Сталинград, он переслал их в Армению. После возвращения коллекции в разрушенный город, были проведены работы по реставрации здания. Весной 1946 года Дом Айвазовского в Феодосии вновь открыл свои двери для посетителей.

Интересная история связана с бюстом Айвазовского работы скульптора Бернштама. Во время эвакуации коллекции, он был утерян в порту. Бюст нашли военные и отправили на фронт в составе имущества части майора Черныша. По окончанию военных действий его возвратили обратно в галерею.

В обновленном здании Феодосийского музея появились новые помещения: мемориальный зал и лекторий. В 80-х годах Дому Айвазовского присвоили орден Дружбы народов. В 2001 галерея стала носить статус национальной. Феодосийский музей пережил множество тяжелых исторических событий, но действует до сих пор.

Экскурсии от Спутника

Музей Айвазовского находится в Феодосии на перекрестках улицы Галерейной, Русской и проспекта Айвазовского. В непосредственной близости расположены Железнодорожный вокзал и морской порт.

Электричка

Ближе всего к музею расположена станция «Феодосия». От нее идти примерно 5 минут пешком.

Автобус

Автобусные остановки находятся примерно в 10 минутах пешей прогулки. Остановка «Школа № 2»:

Остановка «Галерейная улица», «Магазин Электротовары» или «Белая Акация»:

  • № 1 (маршрут Ближнее — Ближнее);
  • № 2 (маршрут Ближние Камыши — Ближние Камыши);
  • № 3 (маршрут Ближние Камыши — Городская больница);
  • № 5 (маршрут Улица Первушина — Центр);
  • № 6 (маршрут Улица Первушина — Центр);
  • № 40 (маршрут Очистные — Центр);
  • № 101 (маршрут Биостанция — Феодосия);
  • № 107 (маршрут Урочище — Феодосия).

Море в музее, Сурб Саркис и «Добрый гений»

Однако это только одна из граней творческой личности Айвазовского: щедрый меценат, высокопоставленный чиновник, замечательный «народный дипломат», превосходный архитектор и виртуозный скрипач – это далеко не полный перечень всех его талантов.

Особенно Иван Константинович почитаем в Феодосии – его родном городе, где художник прожил большую часть жизни. Айвазовского по праву называют «отцом Феодосии». Благодаря его усилиям в городе появилась картинная галерея, историко-археологический музей, библиотека и художественное училище, были построены водопровод, железная дорога и торговый порт. Будучи крупным землевладельцем Крыма, немалую долю своих средств живописец жертвовал армянской общине города и простым феодосийцам.

Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского знаменита не только самым большим в мире собранием работ художника (в настоящее время коллекция галереи насчитывает 416 работ кисти великого живописца). Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника.

А изначально это был дом, который Иван Константинович строил для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса. Гости, приезжавшие к Айвазовским, и сами феодосийцы называли особняк художника не иначе как «вилла Маэстро». Названию соответствовала на только личность хозяина дома, но и внешнее и внутреннее убранство. Например, его фасад богато украшен мраморной и керамической скульптурой, которую Айвазовский специально привез из Италии.

Первая экспозиция была открыта здесь еще в 1845 году и состояла из 49 работ. А спустя 35 лет Айвазовский открыл в своем доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею. К этому времени в России только два подобных учреждения были открыты для всеобщего доступа: Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В этом  галерея Айвазовского опередила и Русский музей, и Третьяковскую галерею.

Вопреки бытующему мнению, сегодня собрание феодосийской галереи составляют не только работы самого Ивана Константиновича. В фондах учреждения находятся произведения западноевропейских маринистов XVII-XIX веков и картины отечественных мастеров, среди которых Константин Богаевский, внук Ивана Айвазовского Михаил Латри и даже Максимилиан Волошин, который был не только поэтом, но и замечательным художником-пейзажистом. В целом коллекция галереи насчитывает порядка 10 тысяч работ, из которых в силу ограниченности пространства постоянно экспонируются только 200.

«Наша галерея известна в России и во всем мире как галерея Айвазовского. Но как самое большое собрание работ маринистической живописи в мире наше учреждение не так известно, – рассказывает директор учреждения Айвазовского Татьяна Гайдук. – Мы даже сравниваем наш фонд с айсбергом: та небольшая часть, которая на поверхности – это Айвазовский, а огромная скрытая под водой часть – работы многочисленных художников-маринистов».

Помимо художественных полотен, здесь также представлены личные вещи Ивана Константиновича, его награды и поздравительные адреса, ценные вещи семьи художника и многое другое.

Например, одна из наиболее примечательных вещей – загранпаспорт Айвазовского. Он представляет собой тетрадь в 46 страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра, заполненные многочисленными печатями и штампами о пересечении границы. Художник очень любил путешествовать. За свою жизнь объездил почти весь мир и прославился как превосходный «народный дипломат», представляя российское искусство в мире. Иван Константинович трижды награждался французским орденом Почетного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.

На родине Айвазовский также был награжден многочисленными орденами и дослужился до чина действительного тайного советника, что соответствовало чинам полного генерала и адмирала в иерархии воинских званий Российской империи. Он стал единственным российским художником, который так высоко продвинулся в Табеле о рангах гражданских чинов. Подняться выше по службе человеку нецарских кровей было уже невозможно.

Расширить возможности феодосийской галереи и максимально показать людям все стороны жизни и творчества великого мастера, а также представить уникальные коллекции других художников маринистов – одна из целей реставрации учреждения, предусмотренной Федеральной целевой программой социально-экономического развития Крыма. Масштабной реставрации здания должны предшествовать противоаварийные работы, которые уже идут.

По словам начальника отдела по вопросам культуры администрации Феодосии Альберта Доржеева, в рамках противоаварийных мероприятий накрыт временным металлических защитным колпаком стеклянный фонарь в большом выставочном зале. Это позволило устранить течь. Кроме того, планом предусмотрена очистка канализации здания, которая никогда ранее не проводилась, а также замена кровельной черепицы. Ее уже заказали, причем не где-нибудь, а во Франции.

«Почему именно там? У нас такую черепицу не делают. Так называемая средиземноморская черепица, которую мы заказали во Франции, максимально аутентична той, что сейчас лежит на крыше и которую уже пора менять, – пояснил Доржеев. – Заказ уже сделан, черепицу понемногу подвозят».

Все противоаварийные работы планируется завершить к лету текущего года. Денег на это хватает: выделено более 32 млн рублей, из которых непосредственно на «противоаварийку» будет потрачено порядка 24 млн. Дальше уже начинаются сложности. Оставшихся 8 млн мало, чтобы заказать проект реставрации галереи – нужно еще 13 млн.

«В этом году мы запросили недостающие на проектирование средства и дополнительно еще 20 млн рублей на реставрацию фасада, балкона и расположенных в фасадной части скульптур. Надеемся, что получим эти деньги, успеем подготовить полный проект и к 200-летию Айвазовского успеем отреставрировать хотя бы эту часть здания», – рассказал глава городского отдела культуры.

Проекта реставрации картинной галереи пока еще нет, но по предварительным оценкам она обойдется приблизительно в 245 млн рублей. В перечне работ, которые непременно нужно проводить в рамках реставрации – отведение подземных вод от здания и гидроизоляция фундамента, а также установка современной вентиляционной системы в соответствии с требуемыми параметрами микроклимата музейных помещений.

«У нас есть вентиляционная система, она функционирует, но это вентиляция жилого дома, а не картинной галереи. Безусловно, мы соблюдаем нормативы хранения полотен, но все равно нам нужна современная вентиляционная система с датчиками и автоматикой», – поясняет Татьяна Гайдук.

Кроме того, в капитальном ремонте нуждается ряд помещений галереи. Среди них упомянутый выше большой выставочный зал площадью 260 квадратных метров. При жизни Айвазовского здесь не только демонстрировались самые большие по размеру картины художника, но и проходили различные мини-концерты. На сцене этого зала выступали выдающиеся композиторы Спендиаров, Рубинштейн, Венявский, знаменитые актеры московского Малого театра Варламов и Сазонов, певцы Николай и Медея Фигнер. Еще не так давно, до того, как стеклянный потолок зала пришел в аварийное состояние, здесь проходили концерты классической музыки.

Открытие этого помещения, по словам Татьяны Гайдук, существенно расширит экспозиционные возможности галереи и позволит возродить традицию проведения здесь музыкальных и театральных представлений. Правда, сделать все это в этом году уже вряд ли удастся. Полноценная реставрация галереи Айвазовского – перспектива 2018-2019 годов.

Пока же учреждение продолжает работать в обычном режиме и по-прежнему пользуется популярностью у крымчан и гостей полуострова, принимая до 200 тысяч посетителей в год.

Могила и Сурб Саркис: защитить от грунтовых вод

Небольшой, но уютный парк «Матросский сад», расположенный возле Феодосийского морского порта – одно из любимейших мест отдыха горожан. Прямо перед ним, на пересечении улиц Армянская и Тимирязева, находится один из древнейших армянских христианских храмов, сохранившихся в Крыму – церковь святого Сергия (в армянской традиции Сурб Саркис). Построенный в 1330 году, храм являлся городским центром армянской культуры и образования в XIV-XVI веках. При храме действовал один из самых больших на то время армянских скрипториев (мастерских по переписке рукописей), развивалось искусство книжной миниатюры и гравюры.

Но привлекает сюда жителей и гостей Крыма в первую очередь связь этой церкви с жизнью и творчеством Ивана Айвазовского. Стены храма помнят наиболее значимые события в жизни знаменитого феодосийца. Здесь Иван Константинович принял крещение, в этой же церкви 1848 году он венчался, вступая в брак со своей первой женой – дочерью англичанина-лютеранина Юлией Гревс. Здесь же в 1900 году прославленного художника проводили в последний путь и похоронили.

Надо сказать, связь Ивана Константиновича с храмом в Феодосии и Армянской апостольской церковью в целом была очень тесной и сопровождала художника всю жизнь. Его старший брат Габриэл был священнослужителем, выдающимся ученым-богословом и просветителем. Сам Иван Константинович для армянских церквей святого Сергия и святого Георгия Айвазовский написал иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Молящийся воин», которые сегодня находятся в экспозиции носящей имя художника Феодосийской картинной галереи. Кроме того, Айвазовский активно жертвовал собственные средства на восстановление храма святого Сергия после случившегося здесь в 1888 году пожара. По его завещанию церковь и приходская школа получили значительную по тем временам сумму – 50 тысяч рублей.

В 1903 году, спустя три года после смерти Айвазовского, его вторая супруга Анна Никитична (в девичестве Бурназян) воздвигла на могиле мужа памятник-саркофаг, выполненный из цельного куска белого мрамора. С двух сторон памятника были выгравированы надписи: на одной – «Профессоръ Иванъ Константиновiчъ Айвазовскiй. 1817-1900», на другой – высказывание на армянском языке историка Мовсесу Хоренаци, которое переводится как «родился смертным, но оставил о себе бессмертную память». На могиле художника установлены колоннада с фронтоном и металлическая ограда. Впоследствии Анну Никитичну похоронят здесь же, в склепе рядом с мужем. Она переживет своего супруга на целых 44 года – разница в возрасте между ними составляла 40 лет.

После похорон жены вход в склеп пришлось замуровать, потому что внутрь на ночевки то и дело забирались беспризорники. Сегодня могила художника нуждается в противоаварийном укреплении и реставрации: мрамор во многих местах покрылся плесенью, мхом и трещинами, сам саркофаг проседает под влиянием грунтовых вод, вырваны куски металлического забора. К предстоящему празднованию 200-летия Айвазовского могила мариниста будет приведена в порядок, заверяет Альберт Доржеев.

«Могилу обязательно будем реставрировать. Мрамор почистим от грибка, заделаем трещины, пропитаем и законсервируем, восстановим бронзовые буквы надписи. Также почистим и покрасим забор, восстановим недостающие фрагменты ограды. Кроме того, необходимо провести работы по отведению от могилы подземных вод и посмотреть, в каком состоянии находится перекрытие склепа. Возможно, оно тоже нуждается в реставрации», – обозначил план предстоящих работ начальник городского отдела культуры.

Во сколько именно обойдутся противоаварийные и реставрационные работы на могиле Айвазовского, в мэрии города сказать пока что затрудняются. На сегодняшний день продолжается проектирование, и точная цифра будет понятна только после завершения этого процесса.

«Рассчитываем, что проект будет готов в марте. Где-то в апреле планируется непосредственно приступить к работам. Они займут не более полутора месяцев, так что в мае все работы по реставрации могилы будут завершены», – заверил чиновник.

Кроме того, до конца не решен вопрос относительно источника средств. По словам Доржеева, реставрация могилы художника будет произведена либо на средства Федеральной целевой программы, либо за счет пожертвований Армянской апостольской церкви.

«Когда к нам приезжал архиепископ Езрас (глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви – ред.), он выразил готовность профинансировать эти работы. Мы договорились, что администрация делает проект, получает разрешение от Госкомитета по охране культурного наследия на начало работ, и Армянская апостольская церковь их финансирует. Если они отказываются, то это будут деньги ФЦП», – пояснил он.

Комплексная реставрация не помешала бы и зданию самой церкви Сурб Саркис, являющейся объектом культурного наследия федерального значения. Сегодня здесь проходят церковные службы, сеансы древней армянской церковной органной музыки, через храм пролегает туристический маршрут. Но что сразу бросается в глаза при входе внутрь: здание просто пропитано сыростью. Причина в том, что при строительстве многоэтажного жилого дома на прилегающей территории была разрушена старая дренажная система. Из-за этого древнее здание стали подтоплять грунтовые воды.

По словам служащих храма, в периоды затяжных осадков и таяния снегов вода затопляет помещение церкви на метр. Необходимо отводить подземные воды от здания и делать его гидроизоляцию. Кроме того, в советский период в ходе ремонта внутренних стен был использован современный цемент, чего нельзя было делать. Цемент сильно тянет влагу, из-за чего строительный камень сыреет, и стены покрываются трещинами. Также требует решения вопрос с другим наследием советской власти – жилыми постройками возле храма и проживающими в них людьми.

Средств на это в республиканском и городском бюджетах нет, в федеральные программы здание церкви не попало. Свои надежды в этой связи феодосийцы возлагают на Армянскую апостольскую церковь (ААЦ), которой принадлежит Сурб Саркис. В ноябре прошлого года в Крым приезжала большая группа иерархов ААЦ во главе с владыкой Езрасом. Помимо церкви Святого Сергия, делегация также посетила древние армянские храмы Святого Георгия и Архангелов Михаила и Гавриила, которые сегодня находятся практически в полуразрушенном состоянии. По итогам визита архиепископ Езрас пообещал внести свою лепту в спасение этого культурного наследия.

Железная дорога: стройку по соседству закончат к лету

Айвазовский также внес огромный вклад в строительство железной дороги в Феодосии, активно лоббируя в высоких кабинетах вопрос включения города в железнодорожную сеть страны. Дорогу тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кратчайший (и наименее затратный по финансам) путь к феодосийскому порту проходил по берегу моря, по искусственной насыпи у среза воды – фактически под окнами усадьбы Айвазовского. Джанкойско-Феодосийскую линию железной дороги торжественно открыли в августе 1892 года. Прокладка 110 верст полотна (свыше 117 км) со строительством всей сопутствующей инфраструктуры обошлись казне более чем в 3 млн рублей серебром.

Сам Иван Константинович стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги и таким образом помог развитию родного города. В частности, железная дорога существенно повысила грузооборот местного порта. К слову, по свидетельству ряда историков, именно усилиями Айвазовского было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя именно в Феодосию.

С тех пор идущая вдоль пляжа феодосийская железная дорога стала одной из основных деталей, врезающихся в память приезжающих в город туристов. Она функционирует и сегодня, правда, с прекращением железнодорожного сообщения между Крымом и Украиной по ней ходят только местные поезда. Впрочем, для отдыхающих здесь гостей это скорее плюс: практически не слышно гула проезжающих поездов, не нужно подолгу стоять на переезде и ждать прохода состава.

Правда, сегодня пейзаж этой центральной части Феодосии омрачает вырытая вдоль набережной траншея. Здесь идет прокладка центрального 4-километрового канализационного коллектора. Работы ведутся силами подрядчика – ООО «Стройбат» за счет средств ФЦП. Заказчиком строительства выступает ГУП РК «Вода Крыма». Работы начались еще в августе 2016 года и должны были завершиться к концу минувшего года. Однако на определенном этапе работу пришлось приостановить.

По словам общественника Александра Талипова, причина – отсутствие согласования с РЖД процесса прокладки коллектора методом прокола через железнодорожный переезд при выходе на набережную.

«На данный момент работы не ведутся. Траншея по-прежнему остается открытой, все разрыто, вдоль траншеи навалы грунта. Во время выпадения осадков грязь разносится по всему городу», – подчеркивает общественник.

Кроме того, по словам Талипова, в ходе прокладки коллектора вдоль проспекта Айвазовского были вырублены несколько краснокнижных сосен. Также, по версии общественника, при прорытии траншеи могла пострадать корневая система деревьев платановой аллеи – одной из местных достопримечательностей. К тому же у местных активистов есть опасения, что после завершения работ подрядчик не будет заниматься восстановлением асфальтового покрытия и благоустройством зоны прокладки канализационной трубы.

В свою очередь в администрации Феодосии заверили, что приостановка прокладки коллектора – временное явление, и все работы будут завершены до начала высокого курортного сезона.

Что касается благоустройства зоны нового коллектора, в мэрии пообещали, что эти работы также будут полностью выполнены силами подрядчика.

«Мы озвучили свои требования по этому вопросу: все покрытие, а также все насаждения, которые пострадали в результате прокладки коллектора, должны быть полностью восстановлены. Даже если это не было заложено в проекте, мы предъявили требование, чтобы они предусмотрели и изыскали средства на благоустройство. Наша позиция такова: пока все это не будет восстановлено, акт выполненных работ по коллектору мы не закроем. Набережная должна быть приведена в то состояние, которое было до начала работ», – подчеркнул Соломатин.

Знаменитый художник и патриот своего родного города оставил в наследство своим землякам не только картинную галерею и железную дорогу, но и воду. В прошлые века Феодосия испытывала острую нехватку воды. Большая часть фонтанов, сооруженных в городе в средние века и питавшихся из горных ключей, к первой четверти XIX века разрушилась. В засушливые годы на одного человека приходилось порядка 4 литров воды в сутки.

В 1887 году на заседании городской думы Иван Константинович объявил о том, что дарит родной Феодосии 50 тысяч ведер воды (около 600 кубометров) в сутки из Субашского источника, который принадлежал его второй жене Анна Никитичне и находился на территории загородного имения Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района). Строительство водовода было завершено летом 1888 года, а уже осенью на Ново-Базарной площади состоялось открытие фонтана, построенного за средства и по проекту художника.

Фонтан построили в восточном стиле из местного камня-ракушечника, с большими навесами от крыши, он был точной копией фонтана в Константинополе. Изначально планировалось назвать фонтан именем императора Александра III. На закладной плите сооружения даже выбили соответствующую надпись. Однако учитывая огромную роль Ивана Константиновича в реализации этого проекта, Высочайшим Указом фонтану было присвоено имя Айвазовского.

Субашская вода была платной для горожан и продавалась по полкопейки за ведро (12,3 литра), но воду из фонтана Айвазовского можно было пить бесплатно. Запрещалось лишь наполнять ею тару и уносить с собой. За этим зорко следила полиция. Над источником фонтана находилась серебряная кружка на цепочке с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи», которая исчезла уже во второй половине ХХ века. Фонтан Айвазовского не функционирует, но является памятником архитектуры, культурной и исторической ценностью Феодосии.

Зато расположенный неподалеку в парковой аллее фонтан-памятник «Добрый гений» в честь Анны Никитичны Айвазовской находится в рабочем состоянии и включается в теплую пору года. Фонтан-памятник представляет собой стоящую на постаменте бронзовую женскую фигуру, держащую в руках раковину, из которой стекает вода в каменную чашу, и, переполняя ее через края, спадает в бассейн. На фронтальной стороне бассейна находится увенчанная лаврами палитра с надписью «Добрый гений». Композицию увенчивает аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями учеников великого мариниста – Адольфа Фесслера, Михаила Латри, Алексея Ганзена и Льва Лагорио.

Нынешний фонтан «Добрый гений» был создан феодосийским скульптором Валерием Замеховским и установлен не так давно – в 2004 году. Он практически полностью воссоздает памятник, открытый в Феодосии в 1890 году горожанами в благодарность своему выдающемуся земляку и его семье. Оригинальный монумент сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Cегодня фонтан «Добрый гений» – одно из самых любимых мест жителей и гостей города.

Анеля Микерина
Оцените автора
Туристический портал Крыма
Добавить комментарий